Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников.
проект (средняя группа) на тему

Воротникова Татьяна Георгиевна

Проект расчитан на детей с 4х-до 7ми лет. (долгосрочный) для начала необходимо педегом ДОУ подобрать литературу и привлечь родителей .

Детям даются основные элементарные знания р своем организме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_star_vospit_vorotnikovoy.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Воротникова Татьяна Георгиевна, старший воспитатель второй квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад №39 «Сказка», г. Кызыл. Р.Т.

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Что я знаю о себе? Мой организм.» рассчитан на 3 года с 4-х до 7-ми лет (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание ребенком себя.

Проект: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ? Мой организм.»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: (долгосрочный на 3 года)

Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели ДОУ,  родители воспитанников, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель,

Возраст участников: дети с 4-х до 7-ми лет.

Образовательная область:  проект реализуется в рамках программы «Воспитания и обучения детей в детском саду»  под редакцией: М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В. Гербовой, основная образовательная программы «От рождения до школы» под редакцией: Е Н.Вераксы, М.С. Комарова,

Актуальность темы:  

Дети дошкольного возраста – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники.  Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего  тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения  детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей.  

Цели проекта:

  1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать  творческие способности, эмпатию;
  2. формировать у детей основы гигиенической культуры;
  3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

- Разработать перспективное тематическое планирование по  теме «Что я знаю о себе? Мой организм.»

- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики  выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.

- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности

- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта

- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.

- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта

- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма

- Учить детей различать индивидуальные особенности  своей внешности, лица, роста, возраста

- Дать элементарные представления о значении органов чувств

- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности

- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности

-  Развивать воображение и творческие способности детей

Гипотеза образовательного проекта. 

      В результате целенаправленной и системной работы  с детьми дошкольного возраста по теме «Что я знаю о себе? Мой организм.» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

  1. доступность:
  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала
  1. систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
  1. наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  1. динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. дифференциация:
  • создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Особенности проектного метода при работе с дошкольниками:

     Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

       Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.  Это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности,  её этапы

Задачи

Содержание

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о человеческом организме и его возможностях
  3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
  4. Анализ результатов педагогической диагностики

        II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективный тематический план по  теме проекта «Что я знаю о себе? Мой организм.»
  2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
  3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации
  4.  Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Формировать у детей  простейшие представления о человеческом организме и его возможностях
  2. Формировать  у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация  цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

  1. Проведение семинаров, педсоветов, деловых игр, брейн –рингов по разделам проекта.
  2. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
  3. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  4. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.
  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.
  3. Выход: Круглый стол по проектной деятельности: «Что я знаю о себе? Мой организм.»

Ожидаемый результат проектной деятельности: 

  1. для педагога:
  • освоение проектного метода
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
  1. для детей:
  • сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
  • повысился уровень познавательного развития
  • развитие творческих способностей
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении
  1. для родителей:
  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
  1. для педагогов ДОУ:
  • возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

               Тело: Я человек

Рисование

Заседание в зале «Волшебное

зеркальце»

Наблюдение с помощью

микроскопа

Совместная разработка правил «Чистюль»

Развлечение

 «Мальчик или девочка»

 «Какой я?»

«На кого я похож?»

«Чем отличаюсь от других»

 «Зачем моется человек»

«Мыльная сказка»

Органы дыхания

Игра— путешествие

 «Путешествие принца Кислорода»

Рот  и  зубы

Рассказ-коллаж

Загадывание загадок

Составление рекомендаций

Практическое занятие

Оживлялка

 «История про Васю»

 «Про зубы»

«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

«Для чего человеку и животным зубы»

«Как ухаживать за зубами»

«Чистка зубов»

«История зубной щетки»

Язык - орган вкуса

Опыты

Игра – развлечение

Викторина

«Определи на вкус»

«Органы чувств – наши

незаменимые помощники»

«Все помощники важны, все

помощники нужны, а кому какой нужнее»

Орган   осязания

Сказка – игра

Составление загадок

Опыты

Составление рекомендаций

 «Золотые ручки»

Загадки

«Что можно почувствовать кожей»

«Уход за кожей»

Сердце и кровообращение

Рисование

Тренинг

Викторина

 «Кого я люблю»

 «Послушаем свое сердце»

 «Назови героя с добрым сердцем»

Рисование

Драматизация

Составить рекомендации по охране зрения

«Нарисуй что видишь»

Сказка «Теремок»

 «Как сохранить хорошее зрение»

Орган слуха

Тренинг

Игра - путешествие с 

Познайкой 

Опыты

Работа по схеме

Инсценировка

стихотворения

Опыты

Составление рекомендаций правил профилактики органов

слуха

 «Как слушать, чтобы слышать»

Страна  Ушария»

 

«Слух - большая ценность для человека»

«Орган слуха»

 «Доктор, доктор, как нам быть»

 «Ушки на макушке»

 «Гигиена органов  Слуха»

«Береги уши»

Орган   обоняния

Опыты

Рисование

Игра-путешествие

Составление рекомендаций

 «Что чует нос»

 «Нарисуйте запах»

 «Путешествие по волшебным рекам»

«Как  беречь свое сердце»

Пищеварение

Рисование

Составление сказки о правильном питании

Инсценировка

Составление рекомендаций

 «Прежде, чем за стол сесть, я подумаю, что съесть»

 «Продолжи сказку»

«Витамины»

«Советы Доктора Пища»

Позвоночник

Рисование

Викторина

Составление схем - правил

Соревнование

Развлечение

Драматизация сказки «Колобок»

Неделя здоровья

  «Маленький спортсмен»

 «Что ты знаешь о спорте»

 «Правильная осанка»

 «Тренируй свои руки и ноги»

«День здоровья»

 «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»


ПРИЛОЖЕНИЕ

Сетка проекта «Что я знаю о себе? Мой организм.»

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами и специалистами детского сада

Продукт детской деятельности

Консультация для родителей «Объем валеологических знаний детей 4 -7  лет»;

Ознакомление с результатами антропометрии;

Рекомендации по изготовлению и практическому применению альбомов  «Я расту»;

Предложить родителям материал для чтения детям

по темам раздела «Я и мое тело? Мой организм.»

Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (сбор иллюстративного материала по темам раздела вместе с детьми);

Консультация для родителей :

«Воспитание привычек у ребенка»

Консультации для педагогов ДОУ:

– «Объем валеологических знаний детей» (на все возрастные группы);

-«Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

-«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к своему организму»

Семинар по теме:

-«Воспитание культуры здоровья у дошкольников, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»

-« Формирование осознанного отношения к своему организму»

Педсовет  на тему:

-«Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. На основе их знаний и представлений об органах чувств человека с использованием информационных технологий»

Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам раздела «Я и мое тело? Мой организм.»;

Привлечение специалиста – медицинский работник проводит антропометрию;

Рисование: «Мальчик или девочка»,

«Кого я люблю», «Нарисуй что видишь?», «Нарисуйте запах», «Прежде чем за стол сесть, я подумал, что съесть», «Маленький спортсмен»,

Викторина: «Все помощники важны, все

помощники нужны, а кому какой нужнее»

«Назови героя с добрым сердцем»

«Что ты знаешь о спорте?»,

Драматизация: сказка: «Колобок», «Теремок»,

Развлечение: «Мыльная сказка», «День здоровья» «Золотые ручки»,

Игра путешествие: «Путешествие принца кислорода», «Органы чувств – наши

незаменимые помощники», «Страна Ушария», «Путешествие по волшебным рекам»,

Соревнования: «Тренируй свои руки и ноги»

Совместная разработка правил «Чистюль»:  «Зачем моется человек?»

«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

«Для чего человеку и животным зубы»

«Как ухаживать за зубами», «Как сохранить хорошее зрение»,

«Гигиена органов  Слуха»

«Береги уши», «Как беречь своё сердце», «Правильная осанка», «Как сохранить хорошее зрение»

Коллаж: «Все помощники важны, все

помощники нужны, а кому какой нужнее»

Неделя здоровья: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Предложить родителям информацию: «Зарядка для глаз», «Поиграем с

ушками» (массаж ушей),  комплекс дыхательной гимнастики, комплекс артикуляционной гимнастики «Сказка про язычок»

родители оказывают детям помощь при сборе иллюстрационного материала для изготовления коллажей

Предложить родителям материал для чтения детям по темам раздела «Окошки в мир»

родители оказывают детям помощь при сборе материала для

изготовления игрушек-сенсоров

Пригласить родителей на праздничное развлечение, рекомендации для родителей по

подготовке детей к презентации проекта (разучивание стихов, песенок), подготовка атрибутов для праздника, оформление зала

Предложить педагогам комплексы дыхательной и артикуляционной

гимнастики, которые они могут использовать в работе с детьми

Мастер-класс для педагогов: «Сенсорные игрушки своими руками»

Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам раздела «Окошки в мир»

Презентация проекта: развлечение - «Вот, какие мы ребята»;

оформление выставки детских работ: с 4-х до 7 –ми лет. (накопление по проекту)

Привлечение специалиста – медицинский работник проводить

 с детьми беседы о необходимости соблюдения

правил гигиены «Чистота – залог здоровья»

Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.

Выход: Круглый стол –презентация проекта «Что я знаю о себе? Мой организм.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

Проект по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста совместно с родителями.Тема: «За здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни - залог нашего здоровья и  хорошего настроения. В здоровом образе жизни есть три составляющие - соблюдение режима дня, правильное питание и физическая активность. В нашем про...

Проект по формированию здорового образа жизни "Мы-за здоровый образ жизни"

Проект по формированию здорового образа жизни  "Мы-за здоровый образ жизни"...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника» Тема: «Здоровый образ жизни в семье — основа форми...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо, Татьяна Георгиевна! Проект отличный!