Программа закаливания "Малышок - крепышок"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
Программа закаливания детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zakalivaniya.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа закаливания
«МАЛЫШОК – КРЕПЫШОК»
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, это бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний.
Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями.
Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста.
Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания, а также создание условий для укрепления здоровья, на основе активного использования закаливания начиная с раннего возраста
ЦЕЛЬ
Создание условий для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста в детском саду на основе активного использования закаливания.
ЗАДАЧИ
Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов: воздуха, солнца, воды для детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Прививать детям младшего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки.
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.
Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления организма.
ЗАКОНАДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.
3.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
4. Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья».
5. Устав образовательного учреждения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Обеспечение благоприятного течения адаптации;
- Выполнение санитарно-гигиенического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;
- Организация здоровье сберегающей среды в группе;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей;
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Программа закаливания направленная на детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет, родителей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Техническое и методическое обеспечение | |
1. | Приобретение для группы - кварцевой лампы - морской соли - ягод шиповника - витамины С. |
2. | Пополнение спортивного уголка нестандартными пособиями - чудо - ковриками - массажерами - ребристой доской. |
3. | Разработка программы закаливания и осуществление мероприятий направленных на закаливание детского организма. |
4. | Поиск новых, а также изучение и внедрение эффективных технологий и методик закаливания - А. Колгушкина (специалист по закаливанию) - Ю.Ф. Змановского - Г.Н. Сперанского (врач – педиатр). |
5. | Создание здорового микроклимата в коллективе детей - использование детьми спортивного оборудования и инвентаря в самостоятельной деяьельности. |
6. | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей -проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций -педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания -дни открытых дверей -экскурсии по группе для вновь прибывших детей -показ занятий для родителей -совместные развлечения для родителей и детей -круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада -круглые столы по обмену опыта закаливания детей в семье. |
7. | Налаживание тесного контакта с медицинским работником детского сада - ежедневный прием детей в группу - контроль состояния здоровья и развития детей - поквартальный анализ состояния здоровья детей -оказание консультативной помощи родителям и воспитателям группы по вопросам закаливания. |
8. | Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | - щадящий режим (адаптац.период); - гибкий режим; - организация микроклимата; |
2. | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные игры; - спортивные игры. |
3. | Гигиенические и водные процедуры | - умывание; - мытье рук; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды. |
4. | Воздушные ванны | - проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулка на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима. |
5. | Активный отдых | - развлечения; - игры – забавы; - дни здоровья. |
6. | Специальное закаливание | - хождение босиком; - игровой массаж; - элементы дыхательной гимнастики. |
7. | Витаминизация | - ежедневный прием витаминов С (осенне-зимний период). |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В группе созданы санитарно – гигиенические условия.
Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ установлена бактерицидная лампа.
Для физического развития детей в группе созданы условия.
Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:
1.1. мячи (резинные, набивные);
1.2. обручи разного размера;
1.3. игрушки, которые можно катать;
1.4.лесенки (наклонная и вертикальная);
1.5. в группе есть место для совместных игр детей, имеется открытое пространство для подвешенных игрушек;
1.6. весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;
1.7. Для проведения утренней гимнастики, физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал.
Для закаливания детей в группе созданы условия.
2.1 сухой бассейн;
2.2. «чудо-коврики» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);
2.3. «бревнышко» (для профилактики плоскостопия);
2.4. оборудование для игр с водой.
Для физической активности детей на участке созданы условия.
Для развития ходьбы, прыжков и других движений имеется оборудование:
3.1. бревно;
3.2. шины, вкопанные в землю вертикально и горизонтально для прыжков;
3.3 турничок;
3.4. мишени для бросания мяча;
3.5. кольцо, корзина для забрасывания мяча;
3.6. спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки);
3.7. игрушки, которые можно катать, бросать.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема | Форма | Содержание |
В течение всего года ежедневно выполняются мероприятия по закаливанию организма (см. таблицу «Закаливающие мероприятия в режиме дня»). | |||
сентябрь | «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости» | Анкетирование родителей | Изучение запроса родителей по закаливанию детей в детском саду. |
«Водичка, водичка…» | Заучивание потешки. Игры с водой. | Привитие навыков и привычек личной гигиены; закаливание организма. | |
«День здоровья» | 1. Игровой массаж 2. П./игра «Мой веселый звонкий мяч» 3. М./игра «Пузырь» | Формирование основ здорового образа жизни; воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня. | |
октябрь | «Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур». | Родительское собрание | Расширение кругозора о способах закаливания. |
«Предупреждение простудных заболеваний». | Папка-передвижка. | Знакомство с мероприятиями, предупреждающими простудные заболевания. | |
«День здоровья» | 1. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 2. «Мишка косолапый» - ходьба на внешней стороне стопы 3. П./игра «У медведя во бору» | Укрепление мышц, формирующих свод стопы; формирование основ здорового образа жизни. | |
«Девочка чумазая» П. Барто. | Чтение стихотворения. Купание куклы. | Привитие навыков личной и общественной гигиены; закаливание организма. | |
«У солнышка в гостях» | Физкультурное развлечение | Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни, положительных эмоций, создающих бодрое жизнерадостное настроение. | |
ноябрь | «Закаливание организма солнцем, воздухом, водой». | Консультация для родителей | Расширение представлений о способах закаливания детского организма, используя природные факторы. |
«Что такое хорошо, и что такое плохо». В. Маяковский. | Чтение стихотворения | Привитие навыков личной и общественной гигиены; воспитание правил хорошего поведения. | |
«День здоровья» | 1. Закаливающее дыхание 2.М./игра «Поймай бабочку» 3. П./игра «Бабочки» | Укрепление дыхательной мускулатуры, способствовать углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; формирование основ здорового образа жизни. | |
декабрь | «Полезные советы для родителей» | Папка-передвижка | Осуществление просветительной работы среди родителей по оздоровлению ребенка |
«День здоровья» | 1. «Поиграем с ручками» 2.М./игра «Мы топаем ногами» 3. П./игра «Воробышки и кот» | Закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни, двигательных навыков и умений. | |
«Льдинки – холодинки» | Физкультурное развлечение | Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы. | |
«Нос умойся». Э. Машковская | Чтение стихотворения Игры с водой | Воспитание бережного отношения к своему здоровью; закаливание организма. | |
январь | «День здоровья» | 1. Игровой массаж 2.М./игра «Кто умеет чисто умываться» по стихотворению А. Ануфреевой. 3. П./игра «Солнечные зайчики». | Развитие подвижности грудной клетки; закаливание организма, формирование основ здорового образа жизни. |
«Чище умойся…» З. Александрова | Чтение стихотворения Игры с водой | Привитие навыков личной гигиены; закаливание организма. | |
февраль | «Игра – не забава». | Родительское собрание | Знакомство с игровыми приемами, помогающими укреплять и сохранять здоровье детей. |
«Игры, которые лечат» | Папка-передвижка | Формирование у родителей представления о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье ребенка. | |
«День здоровья» | 1. Игровой массаж 2.М./игра «Игра с собачкой» 3. П./игра «Вот сидит лохматый пес». | Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни. | |
март | «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей». | Фотовыставка | Воспитание потребности в здоровом и активном образе жизни. |
«День здоровья» | 1. Массаж волшебных точек ушек 2. М/игра «Делай раз, делай два». 3. П/игра «Жмурки с колокольчиком» | Создание условий для закаливания организма; формирование основ здорового образа жизни; активизация положительных эмоций. | |
апрель | «В здоровом теле – здоровый дух» | Фотовыставка | Знакомство родителей с закаливающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. |
«Путешествие в лес» | Физкультурное развлечение совместно с родителями | Сплочение в совместной деятельности родительского коллектива; привитие любви к активному отдыху, здоровому образу жизни. | |
«День здоровья» | 1.Перешагивание препятствий 2. «Цапля» - ходьба с высоким подниманием коленей. 3.П/игра «Солнышко и дождик». | Способствование углублению дыхания, устойчивости ритма дыхания; привитие навыков правильной осанки; закаливание организма; формирование основ здорового образа жизни | |
май | «Вот какими мы стали» | Родительское собрание | Включение родителей в воспитательно-оздоровительный процесс. |
«Здоровый малыш», как чистить зубы. | Дидактическая игра | Привитие навыков личной гигиены: правила ухода за зубами. | |
«Мойдодыр». К. Чуковский. | Чтение стихотворения | Привитие навыков личной и общественной гигиены. | |
«День здоровья» | 1. Пальчиковая гимнастика 2. М/игра «Заинька попляши» 3. П/игра «Зайка беленький сидит» | Воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями; формирование основ здорового образа жизни. |
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В РЕЖИМЕ ДНЯ
№ | Вид деятельности | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | ||
Время | Продолжит. | Время | Продолжит. | ||
1. | Сквозное проветривание в отсутствии детей | 6.50 9.20 12.30 | 10мин. 30мин. 30мин. | 6.50 10.20 13.00 | 10мин. 30мин. 30мин. |
2. | Утренняя гимнастика в проветренном помещении | 8.00 | 4-5мин. | 8.00 | 5-6мин. |
3. | Гимнастика в постели | 15.00 | 3-4мин. | 15.10 | 5-6мин. |
4. | Дыхательная гимнастика | 8.10 15.05 | 5мин. 5мин. | 8.10 15.20 | 5мин. 5мин. |
5. | Игровой массаж | 8.10 15.25 | 5мин. 5мин. | 8.20 16.00 | 5мин. 5мин. |
6. | Хождение босиком по «чудо»-коврикам | 15.10 | 5мин. | 15.25 | 5мин. |
7. | Солевые дорожки | 15.15 | 5мин. | 15.30 | 5мин. |
8. | Умывание прохладной водой | 15.20 | 5мин. | 15.35 | 5мин. |
9. | Прогулка на свежем воздухе | 9.20 – 11.20 16.30 -17.30 | 2час. 1ч. | 10.20 -12.00 16.50-18.00 | 1ч.40мин. 1ч.10мин. |
10. | Подвижные игры | 10.00 17.00 | 15мин. 15мин. | 11.00 17.00 | 15мин. 15мин. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Берестнева, З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст] / З.И. Берестнева; М: Творческий Центр 2008.
2. Веселова, Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: №5 2008.
3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет [Текст] /А.С. Галанов; М: АРКТИ 2003.
4. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.
5. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал; ООО «ТЦ СФЕРА», 2008 №8
6. Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] /С.Д. Сажина; М: Творческий Центр 2006.
Приложение 1
анкетирование родителей
АНКЕТА «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости»
№ | Вопросы | Кол-во детей | % |
1. | Часто ли болеет ваш ребенок? | ||
- часто | 2 | 8 | |
- нет | 3 | 12 | |
- иногда | 20 | 80 | |
2. | Причины болезни: | ||
- недостаточное физическое воспитание в детском саду | 10 | 40 | |
- недостаточное физическое воспитание в семье | 17 | 54 | |
- наследственность, предрасположенность | 2 | 6 | |
3. | Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка? | ||
- да | 7 | 28 | |
- нет | 0 | 0 | |
- частично | 18 | 72 | |
4. | На что, на Ваш взгляд, должны семья и дет.сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? | ||
- соблюдение режима | 25 | 100 | |
- рациональное, калорийное питание | 25 | 100 | |
- полноценный сон | 25 | 100 | |
- достаточное пребывание на воздухе | 25 | 100 | |
- здоровая гигиеническая обстановка | 21 | 84 | |
- наличие спортивных и детских площадок | 13 | 52 | |
- физкультурные занятия | 17 | 54 | |
- закаливающие мероприятия | 11 | 44 | |
5. | Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка? | ||
- облегченная одежда в группе | 21 | 84 | |
- обливание ног водой контрастной температуры | 0 | 0 | |
- хождение босиком | 0 | 0 | |
- прогулка в любую погоду | 16 | 56 | |
- полоскание горла водой комнатной температуры | 0 | 0 | |
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры | 0 | 0 | |
- систематическое проветривание группы | 24 | 96 | |
6. | Знаете ли Вы как укреплять здоровье ребенка? | ||
- да | 5 | 20 | |
- нет | 0 | 0 | |
- частично | 20 | 80 | |
7. | Нужна ли Вам помощь дет.сада? | ||
- да | 18 | 72 | |
- нет | 0 | 0 | |
- частично | 7 | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительное направление развития дошкольников кружок "Крепышок"
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий с применением тренажено-информационной системы ТИСа на уроках физической культуры и лечебной физичес...
Программа кружка по физической культуре "Крепышок" для детей 3-4 лет
Программа дополнительного образования по направлению "Физической развитие" "Крепышок" для детей 3-4 лет....
Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по кружку "Крепышок" для детей среднего и старшего дошкольного возраста...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7ЛЕТ «КРЕПЫШОК»
Главной целью физического воспитания в дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего дв...
Игровое развлечение "Крепышок"
Игровое развлечение зимой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «КРЕПЫШОК» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
laquo;ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «КРЕПЫШОК»...