"Зеленая планета глазами детей"
проект (младшая группа) по теме
Актуальность: Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем. Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Первоначально важно сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, выявить причины. Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления. Вид проекта: познавательно-исследовательский. Цель проекта: Формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья. Задачи: • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; • использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры; • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение. • диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования; • обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenaya_planeta_glazami_detey_2.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Зеленая планета глазами детей»
Бибич Анна Юрьевна, 1985 г.
«Радость труда в природе – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне, воспроизводит стандарты своего детства и старается им подражать.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.
Первоначально важно сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, выявить причины.
Мы нередко детей зовем «маленькими почемучками». Почему? Они с рождения первооткрыватели, исследователи мира, который их окружает. Чтобы ответить на все интересующие их вопросы, детям нужна наша помощь – помощь взрослого (родителя, наставника, педагога).
Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.
Экологические заповеди:
- главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
- терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
- внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
- бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)
Актуальность:
Заложить любовь к природе можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья.
Задачи:
- исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
- формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
- использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
- на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Длительность проекта: январь 2013 г.- декабрь 2016г.
Участники проекта:
- Воспитатель.
- Дети 2-ой младшей группы «Почемучки».
- Родители.
Предполагаемые результаты:
- Появление у детей ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
- Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
- Потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом;
- Потерю интереса и желаний детей;
- Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
- Снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса.
План по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации |
Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме озеленения территории детского сада, создание материальной базы, системы координации усилий участников проекта. | |||
1.1 | Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна. Сбор и анализ информации по данной теме.
| Ответственный исполнитель проекта – воспитатель | Январь-февраль, 2013г. |
1.2 | Собрание коллектива: | Воспитатель, родители | Февраль, 2013г. |
1.3 | Разработка проекта | Воспитатель | Март, 2013г. |
1.4 | Изучение особенностей территории ДОУ | Творческая группа | Апрель, 2013г. |
1.5 | Разработка плана озеленения территории детского сада: | Творческая группа | Май – август, 2013г. |
1.6 | Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта | Апрель, 2013г. | |
| |||
2.1 | Посадка семян на рассаду | Воспитатель, родители | Март, 2013г. |
2.2 | Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы | Зам. заведующей по хозяйственной части | Май, 2013г. |
2.3 | Разбивка участков, цветников, подготовка почвы. | Воспитатель, родители, дети | Май, 2013г. |
2.4 | Закупка саженцев, рассады | Зам. заведующей по хозяйственной части | Май, 2013г. |
2.5 | Акция «Аллея выпускников». | Воспитатель, родители | Май-июнь 2013-2015гг. |
2.6 | Акция «Посади свой цветок». | Воспитатель, родители | Май-июнь 2013-2015гг. |
2.7 | Устройство фитодорожки, посадка лекарственных трав | Воспитатель, родители, | Май-июнь 2013-2015гг. |
2.8 | Посадка овощных культур на огороде | Воспитатель, | Май-июнь 2013-2015гг. |
2.9 | Высаживание рассады однолетних цветов | Воспитатель, | Май-июнь 2013-2015гг. |
2.10 | Составление плана работы на экологической тропе | Воспитатель | Май, 2013-2015гг. |
2.11 | Изготовление табличек-указателей с названиями овощных культур | Творческая группа | Июнь, 2013г. |
2.12 | Работа на экологической тропе (по плану) | Воспитатель, дети | Постоянно |
2.13 | Экологические праздники: | Воспитатель | Май-август, 2013-2015гг. |
2.14 | Акция «Трудовой десант»: | Воспитатель, родители, дети | Июнь-сентябрь, 2013-2015гг. |
2.15 | Уход за огородом и цветниками | Воспитатель, дети | Постоянно |
2.16 | Опытно-экспериментальная деятельность | Воспитатель | Постоянно |
2.17 | Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов детьми в уголках природы | Воспитатель | В течение всего проекта |
2.18 | Экскурсии по «зеленой планете». | Воспитатель | В течение всего проекта |
2.19 | Занятия с детьми | Воспитатель | Постоянно |
3.Результативный этап Цель: представление родителям, воспитателям, общественности проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества. Презентация проекта на педагогическом совете. | |||
3.1 | Итоговая презентация: – в средствах массовой информации | Творческая группа | Сентябрь – октябрь, 2015-2016гг. |
3.2 | Обобщение положительного опыта. | Воспитатель | Сентябрь – декабрь, 2015-2016гг. |
На «зеленой планете» детского сада:
- Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использование наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Ознакомление с разными объектами живой природы и взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому.
- Формирование умений передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
По «зеленой планете» дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав «зеленой планеты» входят видовые точки.
« Посади дерево »
Цель: воспитывать стремление детей участвовать вместе со взрослыми в природоохранной деятельности.
Обращают внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян деревьев.
«Царство удивительных пеньков»
Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
«Кустарники»
Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно относиться к ней.
Спортивная площадка – «Тропа здоровья»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
«Цветники»
Цель: совершенствовать практические навыки детей. Воспитывать гуманное отношение к живому.
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
- труд с детьми: посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме;
- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
- Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
«Зеленая зона в группе»
Цель: изучение, наблюдение и уход за растениями, исследовательская деятельность.
Объектом для наблюдения стали растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за растениями, исследовательская деятельность, проведение опытов, экспериментов и творческая работа.
Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:
- «Посади дерево» (ко Дню Земли),
- «Аллея выпускников»,
- «День цветов» (посадка цветочных аллей),
- «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта),
- «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным),
- «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая),
- «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых),
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время),
- «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав),
- «Книжника больница»,
- «Чистота спасет мир» (субботники на территории),
- «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ),
- «Зоркое око» (фото красивых мест родного края),
- «Спасем муравейник»,
- и другие.
Материал работы можно использовать для:
- эколого – просветительской работы (экскурсии, выставки рисунков, плакатов и т.д.);
- организации практических природоохранных мероприятий (посадка деревьев, экологические трудовые десанты, экологические уроки и т.д.);
Результаты:
На территории детского сада создана «зеленая планета». Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу весь год.
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
В результате реализации проекта:
- Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
- Улучшение состояния психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
- Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам «зеленой планеты».
Вывод
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. А именно успешными людьми мы хотим видеть наших воспитанников в будущем!
Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Программа «Детство» О.С.Ушаковой;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. 91 «СанПиН 2.4.1.2660-10»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
- «Декларация прав ребенка»;
- Договор между МДОУ и родителями;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Документы Управления образованием Красносулинского района;
- Организационная деятельность по реализации ФГТ в ДОУ;
- Устав детского сада;
- Постановление об утверждении типового положения в ДОУ;
- Лицензия;
- Правила внутреннего трудового распорядка.
Используемая литература
- Артёменко Н. «Природа и эстетическое воспитание школьников», изд-во «Просвещение», Москва, 1978 г.Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1971г.
- Борейко В. «Народные традиции и охрана леса»
- Вдовиченко В.М. «Хрестоматия юного натуралиста», ООО «Юнипресс», Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- «Просвещение» 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зеленая планета глазами детей"
Актуальность: Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того...
Экологический праздник для детей старшей группы «Зеленая планета»
Сценарии экологических праздников для старшей группы:Экологический праздник для детей старшей группы «Зеленая планета» Цель: Повышение эмоционального, радостного настро...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей младшей группы. Тема «Наша зеленая планета »
Методическая разработка по художественно- эстетическому развитию (младшая группа) с использованием нетрадиционной техники рисования....
Поделка на конкурс "Зелёная планета глазами детей"
Наша группа приняла участие в районном творческом конкурсе "Зелёная планета глазами детей". Вместе с ребятами изготовили поделку "Мы спасём планету"....
дидактическая игра "Планета глазами детей"
пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста, знакомит с материками нашей планеты, с природой, животными и народами....
Развлечение по экологии в детском саду «Путешествие в лес, зеленая планета» для детей дошкольного возраста
Почему нашу Землю называют Зелёной планетой? Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой вод...
Благодарность "Зеленый мир-глазами детей"
Благодарность...