"Зеленая планета глазами детей"
проект (младшая группа) по теме

Актуальность: Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем. Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Первоначально важно сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, выявить причины. Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления. Вид проекта: познавательно-исследовательский. Цель проекта: Формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья. Задачи: • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; • использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры; • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение. • диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования; • обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenaya_planeta_glazami_detey_2.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект

«Зеленая планета глазами детей»

Бибич Анна Юрьевна, 1985 г.

«Радость труда в природе – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство»

В.А.Сухомлинский

          Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира. Уже повзрослев, человек, часто на подсознательном уровне, воспроизводит стандарты своего детства и старается им подражать.

          Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

         Результаты работы данного проекта оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

      Первоначально важно сопоставить, сравнить, оценить результаты; определить условия, выявить причины.

         Мы нередко детей зовем «маленькими почемучками». Почему? Они с рождения первооткрыватели, исследователи мира, который их окружает. Чтобы ответить на все интересующие их вопросы, детям нужна наша помощь – помощь взрослого (родителя, наставника, педагога).

Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления.

Экологические заповеди:

  • главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой),
  • терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным),
  • внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей),
  • бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

Актуальность:

          Заложить любовь к  природе  можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

          Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей, сохранения их здоровья.

Задачи:

  • исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  • формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
  • использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
  • на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
  • формирование знаний о природе;
  • развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
  • диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
  • обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Длительность проекта: январь 2013 г.- декабрь 2016г.

Участники проекта:

  • Воспитатель.
  • Дети 2-ой младшей группы «Почемучки».
  • Родители.

Предполагаемые результаты:

  • Появление у детей  ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы. Умение различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
  • Бережное отношение  к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
  • Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:

  • Потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом;
  • Потерю интереса и желаний детей;
  • Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
  • Снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса.

План по реализации проекта


п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

  1. Подготовительный этап

Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме озеленения территории детского сада, создание материальной базы, системы координации усилий участников проекта.

1.1

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме.

 

Ответственный исполнитель проекта –

 воспитатель  

Январь-февраль,

2013г.

1.2

Собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы

 Воспитатель, родители

Февраль, 2013г.

1.3

Разработка проекта

Воспитатель

Март, 2013г.

1.4

Изучение особенностей территории ДОУ

Творческая группа

Апрель, 2013г.

1.5

Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание плана-схемы территории;
– разработка макета ландшафта территории;
–  цветовой фон зоны озеленения;
– подбор растений цветников, деревьев и кустарников.

Творческая группа

Май – август, 2013г.

1.6

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта


Апрель, 2013г.

  1. Внедреченский этап
  2. Цель: разработка плана работы на территории, подготовка материалов.

2.1

Посадка семян на рассаду

Воспитатель, родители

Март, 2013г.

2.2

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы

Зам. заведующей по хозяйственной части

Май, 2013г.

2.3

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Воспитатель, родители, дети

Май, 2013г.

2.4

Закупка саженцев, рассады

Зам. заведующей по хозяйственной части

Май, 2013г.

2.5

Акция «Аллея выпускников».
Посадка тополя.

Воспитатель, родители

Май-июнь 2013-2015гг.

2.6

Акция «Посади свой цветок».
Посадка многолетних растений

Воспитатель, родители

Май-июнь 2013-2015гг.

2.7

Устройство фитодорожки,  посадка лекарственных трав

Воспитатель, родители,
дети

Май-июнь 2013-2015гг.

2.8

Посадка овощных культур на огороде

Воспитатель,
дети

Май-июнь 2013-2015гг.

2.9

Высаживание рассады однолетних цветов

Воспитатель,
дети

Май-июнь 2013-2015гг.

2.10

Составление плана работы на экологической тропе

Воспитатель

Май, 2013-2015гг.

2.11

Изготовление табличек-указателей с названиями овощных культур

Творческая группа

Июнь, 2013г.

2.12

Работа на экологической тропе  (по плану)

Воспитатель, дети

Постоянно

2.13

Экологические праздники:
по годовому плану и плану на летне-оздоровительный период

Воспитатель

Май-август, 2013-2015гг.

2.14

Акция «Трудовой десант»:
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
–  поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.

Воспитатель, родители, дети

Июнь-сентябрь,

2013-2015гг.

2.15

Уход за огородом и цветниками

Воспитатель, дети

Постоянно

2.16

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель

Постоянно

2.17

Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов  детьми в уголках природы

Воспитатель

В течение всего проекта

2.18

Экскурсии по «зеленой планете».

Воспитатель

В течение всего проекта

2.19

Занятия с детьми

Воспитатель

 Постоянно

3.Результативный этап

Цель: представление родителям, воспитателям, общественности проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества. Презентация проекта на педагогическом совете.

3.1

Итоговая презентация:

– в средствах массовой информации
– участие в конкурсах

Творческая группа

Сентябрь – октябрь, 2015-2016гг.

3.2

Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы на уровне  города.

Воспитатель

Сентябрь – декабрь, 2015-2016гг.

На «зеленой планете»  детского сада:

  • Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  • Использование наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • Ознакомление с разными объектами живой природы и  взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому.
  • Формирование умений передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

По «зеленой планете» дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав «зеленой планеты» входят видовые точки.

 

« Посади дерево »

Цель: воспитывать стремление детей участвовать вместе со взрослыми в природоохранной деятельности.

Обращают внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян деревьев.

«Царство удивительных пеньков»

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.

«Кустарники»

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и  бережно относиться к ней.

Спортивная площадка – «Тропа здоровья»

 Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к  режиму двигательной активности.

«Цветники»

Цель: совершенствовать практические навыки детей. Воспитывать гуманное отношение к живому.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

  • труд с детьми: посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме;
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
  • проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
  • Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

«Зеленая зона в группе»

Цель: изучение, наблюдение и уход за растениями, исследовательская деятельность.

Объектом для наблюдения стали растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за растениями, исследовательская деятельность, проведение опытов, экспериментов и творческая работа.

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:

  • «Посади дерево» (ко Дню Земли),
  • «Аллея выпускников»,
  • «День цветов» (посадка цветочных аллей),
  • «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта),
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным),
  • «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая),
  • «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых),
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время),
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав),
  • «Книжника больница»,
  • «Чистота спасет мир» (субботники на территории),
  • «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок  в украшении жилищ),
  • «Зоркое око» (фото красивых мест родного края),
  • «Спасем муравейник»,
  • и другие.

Материал работы можно использовать для:

  • эколого –   просветительской работы (экскурсии,  выставки рисунков, плакатов и т.д.);
  • организации практических природоохранных мероприятий (посадка деревьев, экологические трудовые десанты,  экологические уроки и т.д.);

Результаты:

На территории детского сада создана «зеленая планета». Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу весь год.

На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

В результате реализации проекта:

  • Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
  • Улучшение состояния психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.
  • Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам «зеленой планеты».

Вывод

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в этих уголках позволяет не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. А именно успешными людьми мы хотим видеть наших воспитанников в будущем!

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Программа «Детство» О.С.Ушаковой;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • Постановление Главного  санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. 91 «СанПиН 2.4.1.2660-10»Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • «Декларация прав ребенка»;
  • Договор между МДОУ и родителями;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Документы Управления образованием Красносулинского района;
  • Организационная деятельность по реализации ФГТ в ДОУ;
  • Устав детского сада;
  • Постановление об утверждении типового положения в ДОУ;
  • Лицензия;
  • Правила внутреннего трудового распорядка.

   Используемая литература

  • Артёменко Н. «Природа и эстетическое воспитание школьников», изд-во  «Просвещение», Москва, 1978 г.Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе», изд-во «Лесная промышленность», Москва, 1971г.
  • Борейко В.  «Народные традиции и охрана леса»
  • Вдовиченко В.М. «Хрестоматия юного натуралиста», ООО «Юнипресс», Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  • Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  • Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  • Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  • Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  • Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  • Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  • В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  • Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  • «Просвещение» 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зеленая планета глазами детей"

Актуальность: Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того...

Экологический праздник для детей старшей группы «Зеленая планета»

Сценарии экологических праздников для старшей группы:Экологический праздник для детей старшей группы «Зеленая планета» Цель: Повышение эмоционального, радостного настро...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию для детей младшей группы. Тема «Наша зеленая планета »

Методическая разработка по художественно- эстетическому развитию  (младшая группа) с использованием нетрадиционной техники рисования....

Поделка на конкурс "Зелёная планета глазами детей"

Наша группа приняла участие в районном творческом конкурсе "Зелёная планета глазами детей". Вместе с ребятами изготовили поделку "Мы спасём планету"....

дидактическая игра "Планета глазами детей"

пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста, знакомит с материками нашей планеты, с природой, животными и народами....

Развлечение по экологии в детском саду «Путешествие в лес, зеленая планета» для детей дошкольного возраста

Почему нашу Землю называют Зелёной планетой? Кто подарил ей зеленый наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой вод...