Современные технологии оздоровления дошкольников
методическая разработка по теме

Бытова Татьяна Васильевна

Данное пособие предназначено для педагогов детского сада. В моем опыте работы собраны  интересные, инновационные технологии для организации здоровьесберегающей среды образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

http://sites.google.com/site/klybnayka

Система современных технологий оздоровления дошкольников.

Номинация « Дошкольное образование»

Раздел номинации  «Физкультура и здоровьесбережение»

Бытова Татьяна Васильевна

Старший воспитатель

Детский сад №31

tatyana-bytova@mail.ru

  1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • закон РФ «Об образовании»
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместно Постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора
  • Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 года №65/23-16
  • Устав  детского сада №31
  1. Теоретические концепции
  • теория Д.Б.Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка
  • Теория А.С.Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру

Оздоровительные технологии для сохранения и укрепления детей дошкольного возраста

1. Повышение работоспособности детей

1.1.«Гимнастика против утомления»

Цель: снятие признаков утомления и напряжения.

Методика проведения:

упражнения проводятся в течение дня несколько раз, когда увидите, что дети утомились.

  1. сделать полное дыхание (3 раза)
  2. энергично растереть уши, сначала в горизонтальном направлении, потом в вертикальном
  3. оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз
  4. растереть щеки
  5. потереть крылья носа
  6. помассировать затылок
  7. легко проведите несколько раз вдоль бровей
  8. имитируя умывание, легко помассируйте все лицо обеими руками
  9. соедините ладони вместе, поднимите их на высоту лица, пальцами девой руки обхватите кончики пальцев правой руки, затем поменяйте положение рук.
  10. сложите ладони перед грудью, разведите пальцы, крепко прижимая ладони к друг другу, надавливайте, пружиньте пальцами, поднимите руки перед лицом ладонями к себе, сгибайте пальцы обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки, затем выпрямите пальцы обеих рук в обратном направлении.
  11. помассируйте каждый палец в отдельности.

1.2. Динамические паузы – форма активного отдыха во время занятий, повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость»

1.3.«Эффект Моцарта» - музыка этого композитора оказывает благотворное воздействие на детей: релаксация под такую музыку помогает расслабить и успокоить ребенка, снять эмоциональное и умственное напряжение.

2. Развитие двигательной активности

2.1. «Дозированная ходьба»

Цель: повышение двигательной активности детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки

Расчет нагрузки:

Возраст детей

от 2 до 3 лет

от 3 до 4 лет

от 4 до5 лет

от5 до6 лет

от 6 до 7 лет

Длина маршрута в м.

300

600

1000

1500

2000

Нагрузка в локомациях

1452

2176

3164

3964

4765

Методика проведения:

        Дозированная ходьба проводится 3-4 раза в неделю в конце утренней гимнастики в обычной сезонной одежде, не сковывающей движения.

Для младших групп – ходьба по ровной асфальтированной дорожке, а более старшим детям можно использовать асфальтированные дорожки с небольшим уклоном. Во время ходьбы проводятся беседы (о природе, о временах года, в летний период – можно петь песни) – все это улучшает эмоциональное состояние детей. темп ходьбы во всех группах выбирается детьми самостоятельно – только в первой младшей группе задается воспитателем. В данной группе дети встают в пары в колонну, между ними пропускают веревочку, за которую держатся дети. Воспитатель идет впереди, держа веревку и задавая темп ходьбы.  Во время ходьбы педагог осуществляет отслеживание признаков утомления: покраснение кожи, учащение дыхания). По мере тренировок данные явления исчезают.

2.2. «СА-ФИ-дансе» Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она  укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Включает в себя общеразвивающие, силовые, прыжки, бег, танцевальные движения.

2.3. Дозированный воздушный поток.

Для исключения  болезнетворных влияний сквозняков и ветровых охлаждений рекомендуется создание тренировочного эффекта через создание дозированного воздушного потока, искусственно вызываемого в помещении вентилятором.

Данное закаливание осуществляется при комфортной температуре воздуха в помещении (от 18 до 22 градусов) посредством обдувания детей вентилятором.

Методика проведения:

  • дети, раздетые до трусиков, встают на расстоянии 6 метров от вентилятора. Время первой процедуры – 20 секунд (по 10 секунд на переднюю и заднюю поверхность тела).
  • каждые два дня закаливания время обдувания увеличивается на 20 секунд и к 24 дню закаливания доводится до 3 минут.
  • Расстояние до вентилятора каждые два дня уменьшается на 0,5 метра, оставаясь к 24 дню закаливания равным 0,5 метра.

3. Развитие органов дыхания

3.1. «Дыхательная гимнастика для восстановления носового дыхания»

  1. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука «М…м»

(рот плотно закрыт)

  1. Выдох через нос – короткими толчками (рот плотно закрыт)
  2. Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая прижата пальцем) – рот закрыт
  3. Нос зажат пальцами – задержка дыхания под счет (до 8-10), выдохнуть через нос, полный вдох через рот
  4. Положить на ладонь легкую бумажку – сдувать ее, делая вдох поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, одна ноздря прижимается пальцем)

3.2. «Промывание носа холодной водой»

Цель: восстановление носового дыхания, профилактика вирусной инфекции.

Методика:

  • Ребенок подставляет под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажимает левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть ее (затем то же правой и левой ноздрями)

3.3 .Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева. данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

3.4.Методика дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой – направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание  на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

4. Повышение резистентности организма  (сопротивляемости)

4.1.точечный самомассаж по Шиацу. Надавливание подушечками пальцев в определенные точки, сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

4.2. Закаливание носоглотки.

Цель данного закаливания – профилактика ангин, предупреждения разрастания аденоидов и миндалин. С 2-3 лет ребенок полощет рот водой комнатной температуры, в 5-6 лет – приучаем детей полоскать горло водой сначала температурой 36-37 градусов, с последующим снижением температуры через каждые 3-4 дня на 1-2 градуса, вплоть до 8-10 градусов. Для полоскания используются стаканчики по 50 мл., которые наполняются на 1/3 водой. Для ослабленных детей используется отвар трав для полоскания (зверобой, ромашка, шалфей)

4.3. «Самомассаж»

Проводится после окончания утренней гимнастики или физкультурного занятия.

Цель: формирование навыков самопрофилактики, экспресс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболеваний, научиться серьезно и бережно относиться к своему здоровью, повысить защитные силы организма.

Методические рекомендации, самомассаж проводится сверху вниз:

  • вначале самомассаж головы (постучим как дождик легкими касательными движениями по  всей голове)
  • самомассаж груди –  легко стучим по груди
  • гладим животик (животик хочет кушать)
  • стучим по внешней стороне ножек
  • стучим  по попе (сильно-сильно)
  • гладим себя по голове (мы очень хорошие)

4.4.«Самомассаж ушных раковин»

Цель: повышение защитных сил организма, заболеваний ОРВИ, профилактика утомления.

Методические рекомендации:

  • проводится во время утренней гимнастики, во время физкультминуток в перерывах между занятиями
  • загнуть уши вперед, сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторить несколько раз.
  • Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, затем отпустите (повторить 5-6 раз) Эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта.
  • Введите  большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины, так называемый козелок. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течение 20-30 секунд. Этот прием стимулирует функцию надпочечников и тем самым помогает сдерживать проявления аллергии, а также укрепляет нос, горло и гортань.

 4.5.«Точечный массаж»

Цель: профилактика заболеваний ОРВИ

Методика:

  • массаж проводится несколько раз в день, по мере необходимости. Каждую точку массируют в течение 2-3 минут, массируют правой рукой, симметричные точки массируются обеими руками.
  • 1-ая точка: в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
  • 2-ая точка: у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, прерывисто.
  • 3-я точка: в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
  • 4-ая точка: за ушной раковиной, на 1-2 см.кверху от нижней границы волосистой части головы, массировать легко, делая вращательные движения
  • 5-ая точка: на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая.

4.6.  «Массаж пальцев рук»

Цель: положительное воздействие на функции внутренних органов

Методика: массаж выполняется легкими движениями, во время выполнения массажа надо сосредоточить внимание на том органе, которому хотите помочь:

  • массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга
  • массаж указательного пальца улучшает работу желудка
  • массаж среднего пальца укрепляет кишечник и позвоночник
  • массаж безымянного пальца улучшает работу печени
  • массаж мизинца помогает работе сердца

5. Профилактика опорно-двигательного аппарата

5.1 Элементы хатха-йоги. Система воспитания здорового тела и здоровой психики посредством физических упражнений, релаксации. В детском саду используются элементы, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости.

5.2. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки. Создает условия для достаточной выносливости мышц и на этой основе развитие мускулатуры ребенка.

6. Профилактика ОРЗ

6.1. Массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской) рекомендуется для реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Во время данного массажа организм ребенка начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон0, повышает защитные силы организма.

6.2.Фитотерапия (по Н.И. Куракову) заключается в полоскании горла, ингаляциях настоями лекарственных растений с профилактической и лечебной целью.

6.3.Фармакотерапия заключается в использовании фармакопрепаратов, усиливающих сопротивляемость организма к инфекциям и активизирующих неспецифические факторы защиты (использование лекарственных трав в виде отваров, растворов)

 6.4. «Рижский метод»  закаливания (топтание в холодной воде)

Организация закаливания

В помещении, отведенном для закаливания (перед спальной комнатой), устанавливаются 2 емкости (10-12 литров). Дно тазов или ванночек заполняется разными материалами (мелким гравием, хвоей сосны, мелкими веточками и т.д. Цель: профилактика плоскостопия. В тазы наливается прохладная вода (комнатной температуры). Если в группе есть ослабленный ребенок или ребенок вернулся после болезни, то температура воды берется теплая – 36-40 градусов.

 Кроме того, подготавливается ребристая доска, резиновые коврики с разными видами шипов.

 Методика проведения:

  • ребенок проходит по ребристой доске, по разным коврикам для  дополнительного закаливающего эффекта (раздражение рефлекторных точек стопы ребенка);
  • заходит в первую емкость – топчется 4-5 секунд, переходит в следующий таз, опять топчется 4-5 секунд.
  • далее ребенок встает на сухое одеяло, прыгает 5-6 секунд (стопы обсыхают естественным способом):
  • далее ребенок бежит бегом на свою кроватку и ложится спать (идет естественное высыхание стоп ребенка.

6.5. Закаливание стоп «Солевые дорожки»

Проводится после окончания  физкультурного занятия.

Приготавливается йодно-солевой раствор: берется два ведра (емкость 10-12 литров). Раствор готовится  следующим образом: вода 10 литров. поваренная соль 400 граммов, спиртовый раствор йода – 5% - 20 мл. При использовании морской соли раствор готовится без добавления йода. температура воды для замачивания – 35-40 градусов.

Методика проведения:

  • вначале дети проходят по дорожкам с шипами или резиновым коврикам ( для рефлекторного раздражения точек стопы и подготовки их для данного вида закаливания)
  • дети постепенно проходят по шерстяному одеялу, предварительно намоченному в растворе, далее проходят по мокрой чистой простыне (для удаления соли), далее проходят по сухому одеялу для промокания стоп.

6.6. «Контрастное воздушное закаливание»

В спальне открывают окна так, чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха от 13 до 16 градусов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, при этом они раскрывают одеяла и, лека в постели, в течение 2-3 мин. выполняют физические упражнения:

  • подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками с последующим
  • выпрямлением;
  • перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;
  • покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук;
  • различные упражнения на животе.

По команде воспитателя (хлопок в ладоши, удар в бубен) дети встают, быстро снимают пижамы и в течение 1-1,5 мин. выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба) в "холодном" помещении, одетые лишь в трусы и носочки. Особое внимание уделять подбору дыхательных упражнений, т.к. именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмического дыхания при глубоком вдохе и выдохе. Далее следует перебежка в игровое "теплое" помещение, где температуру воздуха поддерживают от 21 до 24 градусов.

В "теплом" помещении, предлагают несколько вариантов занятий, которые чередуются  так, чтобы поддержать интерес к закаливающим процедурам и положительный эмоциональный тонус во время её проведения. Это – разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата; подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов развития координационных возможностей; те же физические упражнения, что и в холодном помещении, но в более спокойном темпе; различные виды ходьбы, марширование, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве; использовать различные снаряды для развития и укрепления свода стопы.

Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин. составляет не менее  6 раз . Заканчивается процедура быстрыми перебежками из холодной комнаты в тёплую: в ходе игры: "самолетики", "перелетные птицы", "спутники планет". Вся процедура занимает 12-15 минут.

Ежедневно постепенно увеличивается разница температуры в двух помещениях. В течение 2 мес. разница составляет от 3 до 15 градусов - 4-летки,    до 20 градусоа - 5-6 летки.

В периоде реконвалесценции закаливание детям проводить в течение 5-7 дней в половинном объёме (через 6-7 минут после начала процедуры дети остаются в тёплом помещении).

6.7. «Солнечные ванны»

В летний период данное закаливание начинается со свето-воздушных ванн (в тени деревьев), потом переходят к солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, оставляя на голове в обязательном порядке головной убор. Продолжительность солнечных ванн – 5 минут, постепенно время увеличивается до 10 минут, а в течение дня, время, проведенное на солнце, может составлять 40-50 минут.

6.8. «Воздушные ванны».

наиболее мягкая закаливающая процедура. Воздушные ванны осуществляются при комфортных значениях температуры при отсутствии ощущаемого движения воздуха. Комфортной температурой принято считать температуру воздуха -18-22 градуса. если температура выше, чем 22 градуса, воздушные ванны теряют свой холодовой закаливающий эффект. Воздушные ванны на открытом воздухе проводятся в местах, защищенных от ветра, в тени, при температуре выше 18 градусов, в пределах – 19-22 градусов. Длительность первой воздушной ванны 3-5 минут. С каждой процедурой длительность увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут.

7. Развитие речевого аппарата

7.1. Фонопедический метод развития голоса В.А.Емельянова – направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса.

7.2. Пальчиковые игры – основано на взаимосвязи между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Уровень сформированности мелкой моторики влияет на речевое развитие, развитие памяти, внимания и в конечном итоге – на успешность ребенка в школе.

7.3.Логоритмика -  комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, коррекцию речевых нарушений, активизация внимания и памяти ребенка

8. Коррекция эмоциональных  состояний

8.1. Психогимнастические этюды М.И.Чистяковой, адаптированные к старшему дошкольному возрасту. Направлены на развитие воображения, снятия интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых приемов психотерапии.

8.2. Музыкотерапия (по И.Р.Тарханову, М.Я. Мудрову,О.А. Машкову) –метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма справиться с болью и стрессом)  В 2003 году данная методика признана Минздравом официальным методом лечения.

9. Профилактика и коррекция зрения

9.1. Метод улучшение зрения У.Бейтса и М.Корбетт получил широкое распространение. По мнению Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков – достижение прежде всего состояния покоя и расслабление психики, а затем уже глаз.

10. Оздоровление окружающей среды

10.1. Арттерапия основывается на чувственно-образной природе искусства и его влияния на эмоции, настроение человека (А.Г.Заховаева, А.И.Копытин)

10.2. Цветотерапия  (по В.М.Бехтереву, Э.М.Гейлу, Э.Д.Бэббиту) правильно подобранная цветовая гамма помогает создать хорошее настроение и повышает работоспособность человека

10.3. Флора-дизайн помогает очистить воздух замкнутых помещений с помощью растений, активно абсорбирующих вредные вещества (по опытам NACA)

10..Метод использования фитонцидов: в период сезонного подъема вирусных инфекций использование лука и чеснока эффективно - родители изготавливают «кулончики» с мелко покрошенным чесноком, в помещении группы помещаются блюдца с луком и чесноком.

  • Приложение №1 

Циклограмма распределения организации оздоровительных технологий для  дошкольников

  • Приложение №2 

Критерии эффективности реализации оздоровительных технологий в условиях детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль современных технологий оздоровления в активизации двигательной активности дошкольников». Творческая разработка.

Актуальность: Тема здоровья детей особенно актуальна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное сниж...

Современные методы оздоровления дошкольников.

Консультация об особенностях организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ....

Современные пути оздоровления дошкольников

Представлены некоторые методики, позволяющие решить комплекс задач по проведению оздоровительных мероприятий в ДОУ....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Современные технологии оздоровления и профилактики заболеваний с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА» в программах физического воспитания дошкольника».

    Опыт работы представляет собой систему оздоровительно-профилактической  работы с часто длительно болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья. Для того чт...

ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается зн...

Тезисы «Современные технологии оздоровления и здоровьесбережения с использованием Су-джок терапии».

Тезисы (для педагогов)«Современные технологии оздоровления и здоровьесбережения с использованием Су-джок терапии»....


 

Комментарии