1. Повышение работоспособности детей |
1.1.«Гимнастика против утомления»
Цель: снятие признаков утомления и напряжения.
Методика проведения:
упражнения проводятся в течение дня несколько раз, когда увидите, что дети утомились.
- сделать полное дыхание (3 раза)
- энергично растереть уши, сначала в горизонтальном направлении, потом в вертикальном
- оскалить зубы и сделать несколько резких движений зубами вверх-вниз
- растереть щеки
- потереть крылья носа
- помассировать затылок
- легко проведите несколько раз вдоль бровей
- имитируя умывание, легко помассируйте все лицо обеими руками
- соедините ладони вместе, поднимите их на высоту лица, пальцами девой руки обхватите кончики пальцев правой руки, затем поменяйте положение рук.
- сложите ладони перед грудью, разведите пальцы, крепко прижимая ладони к друг другу, надавливайте, пружиньте пальцами, поднимите руки перед лицом ладонями к себе, сгибайте пальцы обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки, затем выпрямите пальцы обеих рук в обратном направлении.
- помассируйте каждый палец в отдельности.
|
1.2. Динамические паузы – форма активного отдыха во время занятий, повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» |
1.3.«Эффект Моцарта» - музыка этого композитора оказывает благотворное воздействие на детей: релаксация под такую музыку помогает расслабить и успокоить ребенка, снять эмоциональное и умственное напряжение. |
2. Развитие двигательной активности |
2.1. «Дозированная ходьба»
Цель: повышение двигательной активности детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение осанки
Расчет нагрузки:
Возраст детей
| от 2 до 3 лет
| от 3 до 4 лет
| от 4 до5 лет
| от5 до6 лет
| от 6 до 7 лет
| Длина маршрута в м.
| 300
| 600
| 1000
| 1500
| 2000
| Нагрузка в локомациях
| 1452
| 2176
| 3164
| 3964
| 4765
|
Методика проведения:
Дозированная ходьба проводится 3-4 раза в неделю в конце утренней гимнастики в обычной сезонной одежде, не сковывающей движения.
Для младших групп – ходьба по ровной асфальтированной дорожке, а более старшим детям можно использовать асфальтированные дорожки с небольшим уклоном. Во время ходьбы проводятся беседы (о природе, о временах года, в летний период – можно петь песни) – все это улучшает эмоциональное состояние детей. темп ходьбы во всех группах выбирается детьми самостоятельно – только в первой младшей группе задается воспитателем. В данной группе дети встают в пары в колонну, между ними пропускают веревочку, за которую держатся дети. Воспитатель идет впереди, держа веревку и задавая темп ходьбы. Во время ходьбы педагог осуществляет отслеживание признаков утомления: покраснение кожи, учащение дыхания). По мере тренировок данные явления исчезают. |
2.2. «СА-ФИ-дансе» Ж.Е.Фирилевой и Е.Г.Сайкиной. Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Включает в себя общеразвивающие, силовые, прыжки, бег, танцевальные движения. |
2.3. Дозированный воздушный поток.
Для исключения болезнетворных влияний сквозняков и ветровых охлаждений рекомендуется создание тренировочного эффекта через создание дозированного воздушного потока, искусственно вызываемого в помещении вентилятором.
Данное закаливание осуществляется при комфортной температуре воздуха в помещении (от 18 до 22 градусов) посредством обдувания детей вентилятором.
Методика проведения:
- дети, раздетые до трусиков, встают на расстоянии 6 метров от вентилятора. Время первой процедуры – 20 секунд (по 10 секунд на переднюю и заднюю поверхность тела).
- каждые два дня закаливания время обдувания увеличивается на 20 секунд и к 24 дню закаливания доводится до 3 минут.
- Расстояние до вентилятора каждые два дня уменьшается на 0,5 метра, оставаясь к 24 дню закаливания равным 0,5 метра.
|
3. Развитие органов дыхания |
3.1. «Дыхательная гимнастика для восстановления носового дыхания»
- Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука «М…м»
(рот плотно закрыт)
- Выдох через нос – короткими толчками (рот плотно закрыт)
- Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая прижата пальцем) – рот закрыт
- Нос зажат пальцами – задержка дыхания под счет (до 8-10), выдохнуть через нос, полный вдох через рот
- Положить на ладонь легкую бумажку – сдувать ее, делая вдох поочередно левой и правой ноздрей (рот плотно закрыт, одна ноздря прижимается пальцем)
|
3.2. «Промывание носа холодной водой»
Цель: восстановление носового дыхания, профилактика вирусной инфекции.
Методика:
- Ребенок подставляет под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажимает левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть ее (затем то же правой и левой ноздрями)
|
3.3 .Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева. данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом. |
3.4.Методика дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой – направлена на лечение и восстановление певческого голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. |
4. Повышение резистентности организма (сопротивляемости) |
4.1.точечный самомассаж по Шиацу. Надавливание подушечками пальцев в определенные точки, сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. |
4.2. Закаливание носоглотки.
Цель данного закаливания – профилактика ангин, предупреждения разрастания аденоидов и миндалин. С 2-3 лет ребенок полощет рот водой комнатной температуры, в 5-6 лет – приучаем детей полоскать горло водой сначала температурой 36-37 градусов, с последующим снижением температуры через каждые 3-4 дня на 1-2 градуса, вплоть до 8-10 градусов. Для полоскания используются стаканчики по 50 мл., которые наполняются на 1/3 водой. Для ослабленных детей используется отвар трав для полоскания (зверобой, ромашка, шалфей) |
4.3. «Самомассаж»
Проводится после окончания утренней гимнастики или физкультурного занятия.
Цель: формирование навыков самопрофилактики, экспресс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболеваний, научиться серьезно и бережно относиться к своему здоровью, повысить защитные силы организма.
Методические рекомендации, самомассаж проводится сверху вниз:
- вначале самомассаж головы (постучим как дождик легкими касательными движениями по всей голове)
- самомассаж груди – легко стучим по груди
- гладим животик (животик хочет кушать)
- стучим по внешней стороне ножек
- стучим по попе (сильно-сильно)
- гладим себя по голове (мы очень хорошие)
4.4.«Самомассаж ушных раковин»
Цель: повышение защитных сил организма, заболеваний ОРВИ, профилактика утомления.
Методические рекомендации:
- проводится во время утренней гимнастики, во время физкультминуток в перерывах между занятиями
- загнуть уши вперед, сначала мизинцем, а потом остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторить несколько раз.
- Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, затем отпустите (повторить 5-6 раз) Эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта.
- Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины, так называемый козелок. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течение 20-30 секунд. Этот прием стимулирует функцию надпочечников и тем самым помогает сдерживать проявления аллергии, а также укрепляет нос, горло и гортань.
4.5.«Точечный массаж»
Цель: профилактика заболеваний ОРВИ
Методика:
- массаж проводится несколько раз в день, по мере необходимости. Каждую точку массируют в течение 2-3 минут, массируют правой рукой, симметричные точки массируются обеими руками.
- 1-ая точка: в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
- 2-ая точка: у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, прерывисто.
- 3-я точка: в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
- 4-ая точка: за ушной раковиной, на 1-2 см.кверху от нижней границы волосистой части головы, массировать легко, делая вращательные движения
- 5-ая точка: на тыльной поверхности кисти, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая.
4.6. «Массаж пальцев рук»
Цель: положительное воздействие на функции внутренних органов
Методика: массаж выполняется легкими движениями, во время выполнения массажа надо сосредоточить внимание на том органе, которому хотите помочь:
- массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга
- массаж указательного пальца улучшает работу желудка
- массаж среднего пальца укрепляет кишечник и позвоночник
- массаж безымянного пальца улучшает работу печени
- массаж мизинца помогает работе сердца
|
5. Профилактика опорно-двигательного аппарата |
5.1 Элементы хатха-йоги. Система воспитания здорового тела и здоровой психики посредством физических упражнений, релаксации. В детском саду используются элементы, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости. |
5.2. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки. Создает условия для достаточной выносливости мышц и на этой основе развитие мускулатуры ребенка. |
6. Профилактика ОРЗ |
6.1. Массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской) рекомендуется для реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Во время данного массажа организм ребенка начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон0, повышает защитные силы организма. |
6.2.Фитотерапия (по Н.И. Куракову) заключается в полоскании горла, ингаляциях настоями лекарственных растений с профилактической и лечебной целью. |
6.3.Фармакотерапия заключается в использовании фармакопрепаратов, усиливающих сопротивляемость организма к инфекциям и активизирующих неспецифические факторы защиты (использование лекарственных трав в виде отваров, растворов) |
6.4. «Рижский метод» закаливания (топтание в холодной воде)
Организация закаливания
В помещении, отведенном для закаливания (перед спальной комнатой), устанавливаются 2 емкости (10-12 литров). Дно тазов или ванночек заполняется разными материалами (мелким гравием, хвоей сосны, мелкими веточками и т.д. Цель: профилактика плоскостопия. В тазы наливается прохладная вода (комнатной температуры). Если в группе есть ослабленный ребенок или ребенок вернулся после болезни, то температура воды берется теплая – 36-40 градусов.
Кроме того, подготавливается ребристая доска, резиновые коврики с разными видами шипов.
Методика проведения:
- ребенок проходит по ребристой доске, по разным коврикам для дополнительного закаливающего эффекта (раздражение рефлекторных точек стопы ребенка);
- заходит в первую емкость – топчется 4-5 секунд, переходит в следующий таз, опять топчется 4-5 секунд.
- далее ребенок встает на сухое одеяло, прыгает 5-6 секунд (стопы обсыхают естественным способом):
- далее ребенок бежит бегом на свою кроватку и ложится спать (идет естественное высыхание стоп ребенка.
|
6.5. Закаливание стоп «Солевые дорожки»
Проводится после окончания физкультурного занятия.
Приготавливается йодно-солевой раствор: берется два ведра (емкость 10-12 литров). Раствор готовится следующим образом: вода 10 литров. поваренная соль 400 граммов, спиртовый раствор йода – 5% - 20 мл. При использовании морской соли раствор готовится без добавления йода. температура воды для замачивания – 35-40 градусов.
Методика проведения:
- вначале дети проходят по дорожкам с шипами или резиновым коврикам ( для рефлекторного раздражения точек стопы и подготовки их для данного вида закаливания)
- дети постепенно проходят по шерстяному одеялу, предварительно намоченному в растворе, далее проходят по мокрой чистой простыне (для удаления соли), далее проходят по сухому одеялу для промокания стоп.
|
6.6. «Контрастное воздушное закаливание»
В спальне открывают окна так, чтобы к концу дневного сна достигалась температура воздуха от 13 до 16 градусов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, при этом они раскрывают одеяла и, лека в постели, в течение 2-3 мин. выполняют физические упражнения:
- подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками с последующим
- выпрямлением;
- перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;
- покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук;
- различные упражнения на животе.
По команде воспитателя (хлопок в ладоши, удар в бубен) дети встают, быстро снимают пижамы и в течение 1-1,5 мин. выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба) в "холодном" помещении, одетые лишь в трусы и носочки. Особое внимание уделять подбору дыхательных упражнений, т.к. именно они позволяют осуществить контрастное воздействие на дыхательные пути в результате ритмического дыхания при глубоком вдохе и выдохе. Далее следует перебежка в игровое "теплое" помещение, где температуру воздуха поддерживают от 21 до 24 градусов.
В "теплом" помещении, предлагают несколько вариантов занятий, которые чередуются так, чтобы поддержать интерес к закаливающим процедурам и положительный эмоциональный тонус во время её проведения. Это – разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми для дополнительной тренировки голосового аппарата; подвижные игры на развитие воображения и элементов творчества; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов развития координационных возможностей; те же физические упражнения, что и в холодном помещении, но в более спокойном темпе; различные виды ходьбы, марширование, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве; использовать различные снаряды для развития и укрепления свода стопы.
Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате по 1-1,5 мин. составляет не менее 6 раз . Заканчивается процедура быстрыми перебежками из холодной комнаты в тёплую: в ходе игры: "самолетики", "перелетные птицы", "спутники планет". Вся процедура занимает 12-15 минут.
Ежедневно постепенно увеличивается разница температуры в двух помещениях. В течение 2 мес. разница составляет от 3 до 15 градусов - 4-летки, до 20 градусоа - 5-6 летки.
В периоде реконвалесценции закаливание детям проводить в течение 5-7 дней в половинном объёме (через 6-7 минут после начала процедуры дети остаются в тёплом помещении). |
6.7. «Солнечные ванны»
В летний период данное закаливание начинается со свето-воздушных ванн (в тени деревьев), потом переходят к солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги, оставляя на голове в обязательном порядке головной убор. Продолжительность солнечных ванн – 5 минут, постепенно время увеличивается до 10 минут, а в течение дня, время, проведенное на солнце, может составлять 40-50 минут.
6.8. «Воздушные ванны».
наиболее мягкая закаливающая процедура. Воздушные ванны осуществляются при комфортных значениях температуры при отсутствии ощущаемого движения воздуха. Комфортной температурой принято считать температуру воздуха -18-22 градуса. если температура выше, чем 22 градуса, воздушные ванны теряют свой холодовой закаливающий эффект. Воздушные ванны на открытом воздухе проводятся в местах, защищенных от ветра, в тени, при температуре выше 18 градусов, в пределах – 19-22 градусов. Длительность первой воздушной ванны 3-5 минут. С каждой процедурой длительность увеличивается на 3-5 минут и доводится до 30 минут. |
7. Развитие речевого аппарата |
7.1. Фонопедический метод развития голоса В.А.Емельянова – направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса. |
7.2. Пальчиковые игры – основано на взаимосвязи между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Уровень сформированности мелкой моторики влияет на речевое развитие, развитие памяти, внимания и в конечном итоге – на успешность ребенка в школе. |
7.3.Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, коррекцию речевых нарушений, активизация внимания и памяти ребенка |
8. Коррекция эмоциональных состояний |
8.1. Психогимнастические этюды М.И.Чистяковой, адаптированные к старшему дошкольному возрасту. Направлены на развитие воображения, снятия интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых приемов психотерапии. |
8.2. Музыкотерапия (по И.Р.Тарханову, М.Я. Мудрову,О.А. Машкову) –метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма справиться с болью и стрессом) В 2003 году данная методика признана Минздравом официальным методом лечения. |
9. Профилактика и коррекция зрения |
9.1. Метод улучшение зрения У.Бейтса и М.Корбетт получил широкое распространение. По мнению Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков – достижение прежде всего состояния покоя и расслабление психики, а затем уже глаз. |
10. Оздоровление окружающей среды |
10.1. Арттерапия основывается на чувственно-образной природе искусства и его влияния на эмоции, настроение человека (А.Г.Заховаева, А.И.Копытин) |
10.2. Цветотерапия (по В.М.Бехтереву, Э.М.Гейлу, Э.Д.Бэббиту) правильно подобранная цветовая гамма помогает создать хорошее настроение и повышает работоспособность человека |
10.3. Флора-дизайн помогает очистить воздух замкнутых помещений с помощью растений, активно абсорбирующих вредные вещества (по опытам NACA) |
10..Метод использования фитонцидов: в период сезонного подъема вирусных инфекций использование лука и чеснока эффективно - родители изготавливают «кулончики» с мелко покрошенным чесноком, в помещении группы помещаются блюдца с луком и чесноком. |
Комментарии
СПАСИБО
СПАСИБО