ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре на тему
В данной статье указывается о проблеме сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве, раскрывается значение и применение в ДОУ такой здоровьесберегающей технологии, как терренкур.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Суворенкова Л.А.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№6 «Золотой петушок» г. Губкин Белгородская область
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом жизни человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем [3]. Именно в этом возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и целенаправленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка [1].
В нашем современном обществе, предъявляются все новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения – актуальный социальный вопрос. Как для отдельного человека, так и для общества в целом, самое дорогое богатство - здоровье. Каждый родитель хочет чтобы их ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.
С каждым годом наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста, возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных организаций, свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость). [2, 1] Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз, причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т. к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т. д.). Это сокращает время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы [4, 5].
Здоровье дошкольника, его охрана, укрепление и развитие является приоритетной задачей для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы.
Забота о воспитании здорового ребенка является одной из основных в работе нашего дошкольного учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создают оптимальные условия для эффективной организации медико-педагогической деятельности (с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его возраста, пола, индивидуальных особенностей) по оздоровлению дошкольников в условиях детского сада, используя для физического развития детей как внутренние помещения ДОУ (групповые комнаты), так и территорию ДОУ.
Одним из способов использования территории ДОУ в целях оздоровления детей в ДОО стали оздоровительные терренкуры разной сложности.
Изначально понятие «Терренкур» представляет собой ходьбу по горным и равнинным поверхностям, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.
Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков бега, преодоления препятствий из имеющегося оборудования (мостики, барьеры, бревнышки, другие препятствия, подвижные и спортивные игры с использованием прохождения разных маршрутов) по территории детского сада, для оздоровления наших детей. Его отличительными и характерными чертами является: простота и естественность движений; возможность выполнять их в любое время на воздухе; привлекательность для детей в связи с возможностью игровой мотивации. Терренкур направлен на формирование такого физического качества, как выносливость, выполняемое в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений. Во время ходьбы создаются благоприятные условия для активизации дыхания. При выполнении в разном темпе повышается нервно-мышечный тонус, укрепляются мышцы нижних конечностей, стимулируется обмен веществ. Прогулки по терренкуру проводятся круглогодично в теплый и холодный период года в соответствии с режимом дня, по принципу наращивания темпа и двигательной активности. В теплый период используется коррегирующая дорожка, расположенная на спортивной площадке.
Нагрузка, получаемая ребенком, зависит от возраста и обуславливается следующими факторами: соотношение ходьбы, прыжков и бега; длительность маршрута; темп ходьбы, бега; количество остановок и их продолжительность на протяжении маршрута; применение дополнительных физических упражнений.
Для внедрения терренкура в практическую работу было разработано несколько видов маршрутов. Первый маршрут - легкий, для детей младших и средних групп. Темп движения - умеренный. Продолжительность – 10-12 минут. Преодолеваемое расстояние - 100 м. Второй маршрут - средний, для средних и старших групп. Во втором маршруте преодолевается расстояние длиной 200 м. Продолжительность – 15-20 минут. Третий маршрут – тренирующий, для детей старшего возраста. Его назначение - укрепить мышцы и связки нижних конечностей, свода стопы, тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дистанция третьего маршрута составляет 300 м. Время прохождения – 25-30 минут.
Подводя итог, можно сказать, что использование терренкура в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к активному и здоровому досугу, формирует представление о терренкуре как о способе организации активного отдыха, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, к улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей к работе по укреплению их здоровья.
Комплексный подход в решении проблем укрепления здоровья детей обеспечивает: охрану и психофизическое здоровье ребенка; эмоциональное благополучие каждого воспитанника; осознанное отношение к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту; просветительскую деятельность среди педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
1. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006, - 290 с.
2. Сайкина, Е. Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: монография. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 2. 2013, с. 43-45.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2013, - 368 с.
4. Потапчук, А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. СПб.: РЕЧЬ, 2001, - 166 с.
5. Потапчук, А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПБ.: РЕЧЬ, 2002, - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74394.jpg)
Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста
Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-365413-1390196337.jpg)
Современные технологии образования детейдошкольного возраста
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357569-1385749146.jpg)
Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефек...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-907010-1490013970.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974198-1510754334.jpg)
Технологии оздоровления детей дошкольного возраста в летний период
Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/23/picture-1050984-1535028756.jpg)
Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"
Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"...