Особенности реализации мониторинговых процедур в процессе обследования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
статья (младшая группа) на тему

Мартынова Лариса Евгеньевна

 

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

На основе полученных данных составляется мониторинг включающий в себя определение познавательно—речевого развития,  социально-личностного развития, художественно-эстетического развития, физического развития ребенка с ОВЗ.

Мониторинг социально-личностного развития помогает выявлению первоначальных представлений социального характера и выявлению умений культурно-гигиенических навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практика освоения мониторинга23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации мониторинговых процедур в процессе обследования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребёнка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребёнком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

На основе полученных данных составляется мониторинг включающий в себя определение познавательно—речевого развития,  социально-личностного развития, художественно-эстетического развития, физического развития ребенка с ОВЗ.

Мониторинг социально-личностного развития помогает выявлению первоначальных представлений социального характера и выявлению умений культурно-гигиенических навыков (КГН).

План дальнейшей работы строится с опорой на сильные стороны ребёнка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, спускаться и подниматься по ступенькам.

К навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.

К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, подходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать.

При составлении мониторинга учитываются все эти параметры.

Формирование навыка самостоятельно одеваться вызывает большие трудности. Сначала учим детей раздеваться: снимать  штанишки, колготки, носочки. Затем учим детей надевать вещи на себя. Используем алгоритм одевания и одевания. Развиваем руку, пальчики при помощи тренажеров: завяжи шнурки, нанизывание цветных шариков на шнурок, мозаика, шнурование ботинка (показ образцов).

Все эти навыки мы вместе с детьми отрабатываем в сюжетно-ролевой игре «Кукла Аня ложится спать».

-Кукла Аня хочет спать.

Положите на кровать,

Тапочки снимите,

Быстро положите.

« Оденем куклу Аню на прогулку»

-Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Кукла в уголке лежит

На нас с мамой не глядит,

Мы пойдем сейчас гулять,

А кукле здесь сидеть, скучать?

Ее одену, и вдвоем

Мы гулять скорей пойдем!

Трудности у детей с ОВЗ возникают при формировании навыка самостоятельной еды.

Используем алгоритм пользования ложкой:

1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ребенок правша)

2. Поднесите ложку к его рту и дайте съесть содержимое.

3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку проглотить пищу.

Сначала все действия выполняются «рука в руке». Кормим до тех пор, пока ребенок не усвоит последовательность действий во время еды ложкой.  Иногда такое кормление продолжается не один месяц. Затем, только направляем его запястье, потом локоть.

Пример упражнений позволяющих готовить руку:

«Перекладывание шаров из одной емкости в другую-справа налево и наоборот», «Распределите фасоль и горох по двум мискам», «Раскладывание орехов по пиалкам».

Алгоритм кормления отрабатывается  в сюжетно-ролевой игре «Покорми Аню», «К нам медведица пришла».

Задачи алгоритма: совершенствовать захват щепотью, закреплять умение держать ложку, формировать координацию ведущей руки.

«К нам медведица пришла,

Медвежонка принесла.

Дайте быстро ложку!

Покормите крошку.

Мама строгая такая.

И кормить я начинаю».

Каждый ребенок развивается и растет по-своему, у каждого свой темперамент, стиль восприятия и своя семья. Эти индивидуальные различия должны учитываться, как родителями, так и педагогами. Индивидуальный подход приводит возрастные особенности, способности и потребности ребенка в соответствии с видом деятельности.

Главный принцип игр и занятий – от простого к сложному.

В своей работе мы используем альбомы с семейными фотографиями,  фото во время еды, одевания и раздевания, чтобы можно было рассматривать и еще раз проговаривать все алгоритмы. В этот момент очень важна похвала, положительная оценка.

В своей работе при освоении художественно-эстетического развития мы используем арт-терапию.

Арт-терапия применяется как способ профилактики и коррекции

отклонений в развитии ребёнка, осуществляемый  средствами искусства. Мы вовлекаем ребёнка в творческую деятельность, выявляя и активизируя его потенциальные возможности.

Эти занятия способствуют социокультурной адаптации ребёнка посредством расширения его общего и художественно-эстетического развития.

Целью нашей работы является развитие сенсорных систем, познавательной деятельности, моторной, личностно-социальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка с помощью различных художественных приёмов.

Создание коллективных работ помогает не только в обучении навыкам рисования, лепки, аппликации, но и в организации процесса работы, в постоянном поддерживании интереса (показ коллективных работ «На грибной полянке», «Кто спрятался под листочком», «В летний день», и др.)

Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений.

На занятиях создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения, мотивирующая родителей следовать за ребёнком и не вмешиваться в его игру, при этом поощряя его творческую активность. При этом в игровой ситуации не директивными способами ребёнку предлагаются инструкции, и деятельность строится таким образом, чтобы ребёнок хотя бы частично выполнял эти инструкции в игре. Если на первоначальном этапе ребёнок не реагирует на инструкцию, то мы пытаемся стимулировать ребёнка к выполнению задания собственным примером, следующий этап— выполнение задания «рука в руке», затем— по подражанию, и наконец— самостоятельное выполнение инструкции или её части.

Используются следующие методы арт-терапии:

Используются следующие методы арт-терапии:

1.Изотерапия (воздействие средствами изобразительного искусства): рисование (пальчиками, кистями, др. материалами); лепка (пластилин солёное тесто, глина, др. материалы); аппликации,  (показ детских работ, выполненных самостоятельно и вместе с родителями)                                                            

2.Музыкотерапия (воздействие музыкой): пассивная: прослушивание музыкальных произведений (релаксационных, классических, народных), звуков природы (моря, дождя, птиц, животных); активная: игра на музыкальных инструментах, танцевальные движения, ритмические движения; интегративная: синтез активной и пассивной  музыкотерапии, наглядно-образного, слухового и других каналов восприятия. (показ дисков с записями)

3.Имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию). Используются методы куклотерапии и сказкотерапии, основанные на идентификации ребёнка с образом персонажей сказок, животных (пальчиковые, перчаточные куклы, фигурки людей, животных, куклы, созданные детьми в процессе занятий) с целью дать ребёнку новые чувственные ощущения.(показ образцов)

В проигрывание сказок также включаются различные сенсорные игры со следующими материалами: сыпучие материалы (крупы: манка, гречка и др.; бобовые: горох, фасоль, чечевица и др.; картофельный крахмал и др.) для стимуляции осязательного чувства, развития мелкой моторики; природные материалы (камни, ракушки, листья, шишки и др.); специи и пряности (корица, гвоздика, ваниль и др.) для стимуляции обонятельной системы, дифференциации восприятия..

Особое внимание уделяется также развитию навыков самообслуживания: вырабатывается ритуал начала (ребёнок помогает наполнить баночку с водой, подготовить рабочую зону, достаёт из шкафа изобразительные материалы) и конца занятия (выливается вода, моются кисточки и т. п.).

Постановка задач и разработка развивающей творческой программы определяется индивидуальными особенностями ребёнка. Например, быстро истощаемым детям нужно предлагать такую деятельность, в которой ребёнок успевает закончить свою работу и получить удовлетворение от этого до наступления фазы пресыщения. Перед детьми с проблемами концентрации внимания ставятся задачи заканчивать начатое, создавать протяжённые объекты (поезд с вагонами, рельсы и др.), проговаривать весь процесс деятельности. Детям, фиксирующимся на определённых темах, можно предлагать постепенно менять сюжет, вносить новые элементы или другую смысловую нагрузку, расширяя репертуар творческой деятельности.

Совместно с другими специалистами каждому ребёнку составляется индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетического воспитания у детей с общей интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста через игру-драматизацию.

В детском саду для детей с нарушением интеллекта - эстетическое воспитание,  несомненно, является  важнейшей  стороной развития и  воспитания особого ребёнка. Оно способствует обог...

Социализация детей с общей интеллектуальной недостаточности через трудовое воспитание.

Адаптация  детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой,...

Формирование функции обобщения у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью.

При работе по формированию обобщающих понятий у детей с интеллектуальной недостаточностью решаются следующие коррекционные задачи: развитие внимания; сначала наглядно-образного, а затем и абстра...

Возможные способы обследования памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

5 методик на обследование памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими легкую интеллектуальную недостаточность «Купание куклы Кати»

Цель: обучение сюжетной игре « Купание куклы».Задачи:Образовательные: продолжать развивать интерес к совместной игровой деятельности с педагогом;Формировать умение проигрывать простой, дос...

Проект по патриотическому воспитанию «Наша Родина-Россия» в коррекционной работе с обучающимися с легкой интеллектуальной недостаточностью подготовительного к школе возраста

Паспорт проектаНаименование учрежденияГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №103 компенсирующего видаНевского района Санкт- ПетербургаНазвание проекта«Наша Р...