ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая, подготовительная группа)

Соловьёва Ольга Анатольевна
К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

             

 Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки.

 Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своих детей от современных веяний. Среди последствий негативных факторов влияния гаджетов на развитие детей дошкольного возраста современные ученые выделяют, в первую очередь, физические недомогания как следствие уменьшения физической активности детей.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.  В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившаяся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

          К сожалению, в нашей стране наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

           Проблема влияния современных гаджетов на развитие детей дошкольного возраста имеет неоднозначный характер. С одной стороны, в научной литературе описано много случаев негативного влияния как на физическое развитие, так и на психику ребенка, с другой - современное общество немыслимо без использования инновационных технологий и дети являются неотъемлемой частью этого общества. Поэтому, основной задачей родителей, педагогов является восполнение недостающей физической активности ребёнку вследствие длительного «общения» с гаджетами.

           Актуальность нашего педагогического опыта по данной проблеме состоит в том, что он позволяет организовать работу с детьми по физическому развитию в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Материал, который представлен в данной статье, даёт возможность развивать у детей двигательную деятельность, совершенствовать умения, а также переносить полученные навыки в самостоятельную игровую деятельность. Иными словами, добиться того, что подвижные игры и упражнения выйдут за пределы образовательной области «Физическое развитие» и будут широко применяться в других образовательных областях.

  Игра представляет главную для дошкольников форму деятельности. Подвижная игра же предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, направлена на решение двигательных задач и основана на наличие правил. Использование подвижных игр как средства и формы организации физического воспитания обеспечивает гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника, а также создаёт условия для гуманизации педагогического процесса.

 При подборе подвижных игр мы руководствуемся календарно-тематическим планированием ДОУ. Игры соответствуют теме дня или недели. Для этого можно использовать многофункциональные игры с разными атрибутами. А также те игры и упражнения, в которые мы играем с детьми в непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, широко используются и в других образовательных областях.

  Исходя из положения, что подвижные игры, как никакое другое физическое упражнение, способствует комплексному развитию различных физических качеств и совершенствованию двигательных навыков, нужно применять принципы создания вариантов подвижных игр, намечать методику их проведения для  воспитания физических качеств. Поэтому наше внимание направлено  на усложнение уже знакомых игр и на увеличение количества новых. Также мы стремимся к тому, чтобы дети усвоили и полюбили игры, чтобы появилось желание и умение самостоятельно организовывать их с небольшой группой сверстников. Но воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается в том случае, если при проведении они время от времени несколько видоизменяются и усложняются.

В соответствии с календарно - тематическим планом ДОУ педагогом по физической культуре разрабатывается свой план мероприятий по физическому развитию, в которых  он активно использует подвижные игры. Например, во время проведения Театральной недели дошкольники старшего возраста подготовили сказку «Теремок на спортивный лад» для малышей. Герои знакомой всем сказки играли в известные им игры, привлекая зрителей. В День рождения детского сада был организован и проведён праздник «Один день в детском саду», который был «прожит» играя и соревнуясь, весь день с утра и до вечера.

 В неделю ПДД провели развлечение « Дорожная азбука». В сотрудничестве с музыкальным руководителем проводятся такие праздники, как День защитника отечества, День России и другие.

         Целью нашей работы также является актуализация знаний педагогов по использованию подвижной игры как средство реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО. Одним из основополагающих принципов стандарта дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности детства. В чем же заключается самоценность детства сегодня? Прежде всего, в удовлетворении ребенком насущных потребностей и желаний, инициатив и предпочтений, в реализации ведущего для развития вида деятельности. Игра - это ведущий вид деятельности, естественный спутник жизни ребенка, наиболее эффективная форма его социализации. Среди множества детских игр особое место занимают подвижные игры, которые разнообразны по своему содержанию и организации. Подвижные игры в детском саду проводятся ежедневно, но их, как правило, организует воспитатель. Обычно проводятся знакомые подвижные игры. Стимулирование детей на придумывание вариантов игр используется редко, без подбора оптимальных методов и приемов.

          Исходя из этого, возникают противоречия: 1.Между требованием стандарта по реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры и неумением использовать потенциал подвижной игры на практике. 2.Между пониманием значимости подвижной игры для развития личности ребенка и традиционным подходом к организации и проведению подвижных игр. 3.Между необходимостью развития воображения детей как одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и недостаточным использованием для этого подвижных игр. 
         Поэтому методической службой дошкольного учреждения был  проведен семинар-практикум «Подвижная игра с нестандартным оборудованием». Воспитатели провели презентацию подвижных игр друг для друга, принимая активное участие непосредственно в показе хода игры. Таким образом, в группах и физкультурном зале появились новые подвижные игры, атрибуты к ним, актуализировались знания педагогов по использованию подвижных игр в различных образовательных областях и в повседневной деятельности детей.

 Работа с родителями заключается не только в консультациях по организации игровой деятельности детей, но и активном вовлечении непосредственно в сам процесс. Взрослые тоже любят играть!

Большинство родителей уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. Многие родители играют в подвижные игры со своими детьми, но игры не отличаются разнообразием и системностью. Родителям необходима помощь в повышении их компетентности о возрастном подходе при выборе подвижных игр, в которые будут играть их дети дома и затем со сверстниками. Именно поэтому мы проводим планомерную работу с родителями по пропаганде разнообразных подвижных игр в соответствии с возрастным подходом.                        

С целью поддержания здоровья детей и ознакомления с подвижными спортивными играми проводится ряд мероприятий, например: конкурс «Наш семейный выходной», который особенно придется по душе и ребенку, и родителям;  спортивные праздники «Всей семьей на старт», «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья».

         Считаем, что наиболее эффективны формы взаимодействия педагогов с семьей, когда родители не созерцатели, а непосредственные участники.

Совместное изготовление атрибутов для подвижных игр. В этом деле позитивную роль играет конкуренция: у кого лучше, или чтобы не хуже других, важно, что участвуют всей семьей.

Вниманию родителей предлагается картотека подвижных игр, составленная инструктором по физической культуре совместно с воспитателями с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач.

          Но одной информации, какой бы разносторонней она не была, и для пропаганды подвижных игр как средства развития детей бывает недостаточно. Большинство игр, которые описываются в картотеках необходимо применять во время досуговых мероприятий, в формате ребенок плюс родитель, проводимых в ДОУ. В ходе таких мероприятий родители становятся непосредственными участниками, и вместе с детьми участвуют в игровой деятельности. Родители, на такие мероприятия, приходят в спортивной форме и выполняют те же задания, что и дети. Инструктор по физической культуре совместно с воспитателем группы подбирает игры в соответствии с возрастными особенностями детей. В ходе занятия задания выполняются в семейных парах (ребенок плюс родитель). Такие тренинги считаются наиболее эффективными формами взаимодействия ДОУ и родителей в вопросе физического развития детей дошкольного возраста.




 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

         Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью.  Так с введением  ФГТ  особое место отведено здоровью дошкольн...

"О состоянии физического здоровья детей старшего дошкольного возраста".

quot;О состоянии физического здоровья детей старшего дошкольного возраста"....

Методическая разработка Тема: влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: “Влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста” рассчитана на два года.Систематически использовались упражнения на фитболах в...

Публикация на тему: Влияние флорбола на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет"

Презентация по физической культуре на тему "Влияние флорбола на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет"...

Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведе...

Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр

Часто нам кажется, что за игроймы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки,которые помогут ему в...