Занятие по валеологии «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Итоговое заниятие по формированию у детей валеологических знаний и здорового образа жизни по теме "Глаза. Зрение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_valeologii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое тематическое занятие по валеологии
на подготовительной группе.
Тема: «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»
Цели и задачи:
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; закрепить знания детей о строении глаза; подвести к пониманию, что глаза и зрение нужно беречь.
Продолжать формировать познавательный интерес к человеку; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Обобщить знания об очках, их разнообразии, истории возникновения; познакомить с продуктами, полезными для зрения.
Путём наблюдений за собой, опытов и экспериментов расширить представление детей о зрении.
Учить мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, уметь доказывать, отвечать полными предложениями.
Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; тематические занятия «Глаз, части глаза», «Береги зрение», «Очки»; беседы «Полезные продукты», «Что вредит нашему зрению», «Можно ли смеяться над теми, кто носит очки»; опыты и эксперименты; чтение и заучивание наизусть художественного слова (стихи, загадки, пословицы, поговорки); рассматривание картин и иллюстраций; разучивание комплекса расслабляющей гимнастики для глаз; дидактические игры.
Атрибуты: декорации (солнце, река, огурцы, домики коротышек, цветы), приглашение в конверте, карта, непрозрачные повязки для глаз по количеству детей, мелкие игрушки для опыта; чемоданчик доктора Пилюлькина (вода, мыло, чистый носовой платок, упаковка аптечной ромашки, глазные капли), тазик, полотенце; игра «Правильно ли поступает малыш?»; карта - подсказка для гимнастики глаз; зеркала по количеству детей; бабочка на палочке; плакат «Глаз. Строение глаза», указка; иллюстрации «История очков», очки в коробке (солнечные, лечебные, для исправления зрения, для плавания, для работ со сваркой), картина «Слепой человек с собакой», полиэтиленовые мешочки по количеству детей; 3 одинаковых пейзажа, нарисованных каждый в своём цвете (синий, красный, зелёный); карточки с изображением разных продуктов; стаканчики с морковным соком по количеству детей.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, а вам нравится ходить в гости?
Дети: Да!
В-ль: Как раз сегодня к нам в детский сад пришло приглашение. Давайте посмотрим от кого оно.
Открывает приглашение, читает:
«Здравствуйте, ребята! Вы читали про нас книгу Н. Носова, а сегодня мы хотим пригласит вас к себе, в Цветочный город. Мы вырастили гигантскую морковку. Сами её съесть не сможем, будем рады угостить вас. Ждём вас в 10.30 с нетерпением!»
В-ль: Да это же приглашение из Цветочного города! Кто там живёт?
Дети: Коротышки!
В-ль: Правильно, коротышки! А время уже подходит к 10.30, нам нужно поторопиться!
Дети: А как мы попадём в Цветочный город?
В-ль: В этом нам поможет карта. Посмотрите на неё внимательно, найдите глазами наш детский сад. Не поворачивая головы, проследите взглядом за толстой линией, это дорога, она то и ведёт в Цветочный город.
Дети выполняют упражнение.
В-ль: Молодцы! Теперь можно смело отправляться в путь!
Дети идут под музыку, выполняя движения.
Вместе в гости мы идём
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг.
(Ходьба по кругу)
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
(Повороты головой в стороны)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули
(Потягивание на носочках, руки вверх)
Встали ровно, наклонились.
Раз, два. Распрямились.
(Наклоны в стороны)
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте)
Дышим ровно, глубоко.
видишь, как идти легко.
(Остановились, глубокий вдох и выдох)
Открывается занавес, на заднем плане летний пейзаж, Огурцовая река. Декорации - яркие домики коротышек.
В-ль: Вот мы с вами и пришли. В Цветочном городе есть много необычных улочек. Но чтобы попасть на нужную, надо отгадать загадку:
Два братца ночью спят,
А днём на мир глядят.
Дети: Глаза.
В-ль: Да, это глаза. А мы с вами оказались на улице Глазная. Давайте поговорим о глазах.
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Дети: Глаза нужны чтобы смотреть, читать, ориентироваться в пространстве, видеть красивое, различать цвета и форму.
В-ль: А некоторые люди думают, что глаза нужны для красоты. Давайте проведём небольшой эксперимент. Завяжите глаза так, чтобы ничего не было видно. А теперь попробуйте угадать, что у меня в руках? Что я делаю?
Дети пытаются угадать, но у них ничего не получается.
В-ль: Трудно, ребята? Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента?
Дети делают выводы, высказывают свои предположения.
В-ль: Почти всю информацию об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Именно поэтому природа предусмотрела их надёжную защиту. Что защищает наши глаза от пыли, пота, грязи, соринок?
Дети: Веки, ресницы, брови.
В-ль: Расскажите как?
Дети: Когда глаз увидит опасность, мгновенно мозг подаёт сигнал векам и они закрываются. Когда человек вспотеет и у него течёт пот со лба, брови пот задержат. А реснички задерживают капли дождя и пылинки, которые могут засорить наши глаза.
В-ль: Молодцы!
Раздается громкий плач, заходит Незнайка, трёт глаза руками.
В-ль: Ребята, это же Незнайка из Солнечного города. Но что с ним случилось? Почему ты плачешь?
Незнайка: Мы с Гунькой играли в песочнице. Мне сделалось скучно и я стал обсыпать песком себя и Гуньку. А-а-а! Песок попал мне в глаза, тру, тру, ничего не помогает. Ой-ой-ой, как мне больно!
В-ль: Ребята, как помочь Незнайке?
Дети: Не надо тереть глаза грязными руками. Нужно закрыть глаз, посидеть спокойно, слеза вымоет песчинку в уголок глаза. А из уголка глаза её нужно убрать чистым носовым платочком. Можно промыть глаза чистой водой или отваром ромашки, это лекарственное растение.
Незнайка: А-а-а! Где я возьму ромашку?
В-ль: Ребята, надо позвонить доктору. Как зовут доктора из Цветочного города?
Дети: Доктор Пилюлькин!
Ребёнок (девочка) подходит к телефону, набирает номер:
-Алло!
Здравствуйте, Доктор Пилюлькин!
У Незнайки беда, у него болят глаза.
Он в песочнице играл.
Песок в глаза ему попал.
Привезите, пожалуйста, чистой водицы,
Чтоб Незнайка мог умыться.
И настой ромашки, чтобы вылечить глазки!
Входит Доктор Пилюлькин с чемоданчиком.
Пилюлькин: Ох уж этот Незнайка, опять попал в беду! Ну что ж, будем его лечить.
Сажает Незнайку на стул, открывает свой чемоданчик.
Пилюлькин: Сначала нужно вымыть руки и лицо, прежде чем трогать свои глаза.
Достает мыло и бутылку с водой.
Потом промыть глаза настоем ромашки.
Достаёт коробочку с цветами ромашки.
Можно закапать глаза каплями.
Достаёт глазные капли.
А потом вытереть глаза чистым носовым платком.
Достаёт носовой платок.
Незнайка моет руки и лицо. Пилюлькин «лечит» Незнайку.
В-ль: Спасибо, Доктор Пилюлькин. Расскажите ребятам, что нужно делать, чтобы надолго сохранить своё зрение.
Пилюлькин: Нужно беречь глаза, ухаживать за ними, правильно питаться, каждый день гулять, хорошо отдыхать.
В-ль: Ребята, у меня есть несколько картинок с разными ситуациями. Посмотрите на них и скажите, где дети поступают правильно и берегут свои глаза, а где нет.
- Ребёнок трёт глаза грязными руками.
- Ребёнок вытирает глаза чистым носовым платочком.
- Ребёнок близко смотрит телевизор.
- Ребёнок смотрит телевизор на расстоянии 3 метров.
- Ребёнок читает лёжа в кровати.
- Ребёнок читает, сидя за столом, свет падает слева.
- Ребёнок умывается по утрам и вечерам.
- Ребёнок бегает с острыми предметами в руках.
- Ребенок отдыхает.
- Ребёнок гуляет.
- Ребёнок обсыпается песком.
Дети обсуждают картинки, высказывают свою точку зрения.
В-ль: Незнаечка, как думаешь, ты хорошо поступил, когда стал обсыпаться песком?
Незнайка: Я очень плохо поступил и сам от этого пострадал. Хорошо, что ребята мне всё объяснили, я больше так не буду делать. Пойду, расскажу Гуньке всё, что сам узнал. До свидания!
Незнайка уходит.
Пилюлькин: Ребята, наши глаза целый день трудятся и им тоже нужен отдых. Я вам сейчас покажу специальную расслабляющую гимнастику для глаз, а вы её за мной повторяйте!
Пилюлькин проводит с детьми гимнастику для глаз «Дождь»
Пилюлькин: Молодцы, ребята! А теперь идите к Знаечке, он у нас умный, расскажет вам про глазное яблоко. До свидания!
В-ль: Яблоко? Интересно! Ребята, хотите узнать, что такое глазное яблоко?
Дети: Да!
В-ль: А путь к дому Знайки нам покажет вот эта бабочка. Смотрите на неё внимательно, не отрывая взгляда, куда она полетит, тута нам и идти.
Физкультминутка «Бабочка»
Подходят к дому, где живёт Знайка, здороваются.
В-ль: Знайка, Пилюлькин говорил нам про какое – то глазное яблоко. Расскажи пожалуйста, что это такое.
Знайка: Возьмите каждый по зеркалу. Рассмотрите свои глаза.
Дети рассматривают свои глаза в зеркале, рассказывают какие они по форме, по цвету, называют части глаза.
Знайка: Если закрыть глаз и потрогать его через веко, то можно почувствовать, что глаз круглый, как яблоко. Отсюда и такое название – глазное яблоко.
В-ль: Действительно, ребята, очень похоже. Посмотрите на плакат.
Дети на плакате рассматривают глаз снаружи и изнутри, его части.
В-ль: Расскажите про строение глаза, как с помощью глаз мы видим?
Дети: Часть глаза находится в глазнице, а часть глаза, которую мы видим – снаружи. Свет и изображение предмета попадает на роговицу, затем в отверстие – зрачок.
За зрачком находится маленькое увеличительное стёклышко – хрусталик. С его помощью мы видим чётко и ясно.
Затем изображение попадает на заднюю часть глаза – сетчатку. На ней много миллионов крошечных клеточек, которые называются палочки и колбочки, которые различают цвета. А уже отсюда поступает сигнал в мозг и мозг нам сообщает, что мы увидели.
Знайка: Молодцы, ребята. Но иногда бывает так, что люди и коротышки плохо видят. Тогда им нужно носить специальные приспособления на носу. Вы ступайте к нашим умельцам – Винтику и Шпунтику, они расскажут вам про эти приспособления.
В-ль: Спасибо, Знаечка. Ну что, ребята, пойдём к Винтику и Шпунтику.
Подходят к гаражу Винтика и Шпунтика, здороваются.
В-ль: Нас к вам отправил Знайка. Он говорит, что вы изобретаете какие – то приспособления для глаз.
Винтик: Да. Когда человек близко видит хорошо, а далеко плохо, его называют близоруким.
Шпунтик: А когда близко видит плохо, а далеко хорошо – дальнозорким.
Винтик: Таким людям обязательно нужно носить наше приспособление.
Шпунтик: Отгадаете загадку и узнаете, что это такое:
Если кто-то видит плохо
Никчему вздыхать и охать.
Надо стёклышки надеть –
Всё сумеешь разглядеть.
Дети: Очки.
В-ль: Самые первые очки до наших дней не сохранились, но на картинах и фресках конца 13 века люди изображены уже в очках. Сначала это были два монокля, соединенных между собой (показывает иллюстрацию). И очки держались на носу с помощью перегородки.
Позже в оправе стали проделывать отверстия по бокам, чтобы вставить верёвочки (показывает иллюстрацию). Ребята, как вы думаете, зачем это нужно было? (привязывать к голове).
Действительно, очки привязывали к голове, что было очень неудобно. А когда люди догадались приделать к очкам дужки? (через 450 лет). Правильно, первые очки с дужками появились лишь в начале 18 века. Но дужки были короткие (показывает иллюстрацию) и доставали только до висков, цеплялись за волосы и парики. Что тогда придумали люди? (сделать дужки длиннее). Да, дужки сделали длиннее, и очки стали хорошо держаться на голове (показывает иллюстрацию). Такими очки дошли и до наших дней.
Винтик, Шпунтик, покажите нам очки.
Рассматривают очки, их части.
В-ль: Если постоянно носить очки, то зрение может исправиться. Ребята, а какие ещё очки вы знаете?
Дети: От солнца, для плавания, для работы на стройке, лечебные.
Рассматривают названные очки.
В-ль: Зачем нужны эти очки?
Дети: Защищать глаза от горячих солнечных лучей, от воды, от опилок или огня, снимать усталость.
Винтик: А ещё есть люди, которые совсем ничего не видят, их называют слепые.
Шпунтик: Для них человечество приучило и натренировало специальных собак – поводырей. Чаше всего это овчарки и лабрадоры
Рассматривают иллюстрацию, рассуждают, как собака – поводырь помогает слепому человеку.
В-ль: Я знаю некоторых ребят, которые смеются над слепыми людьми или теми, кто носит очки, и даже называют их обидно – очкариками. Как вы думаете, хорошо поступают такие ребята?
Дети рассуждают.
В-ль: Сейчас мы проведём небольшой опыт и попробуем понять, как видят люди которые носят очки.
Опыт с мешком. Дети держать перед глазами полиэтиленовые мешочки, а воспитатель показывает им картинки и просит назвать, что на них изображено. Через мешочки изображение размытое и нечёткое.
В-ль: Хорошо ли вам было видно? Какой вывод вы можете сделать?
Дети рассуждают.
В-ль: Попрощаемся с нашими изобретателями и пойдём к Тюбику. Кто такой Тюбик в Цветочном городе?
Дети: Художник.
В-ль: Он расскажет нам, какие цвета полезны для глаз, а какие вредны.
Идут к домику Тюбика, здороваются с ним.
Тюбик: Посмотрите на эти картины.
Показывает на один и тот же пейзаж, выполненный каждый в своём цвете.
Тюбик: Если смотреть долго на красный или синий цвет, то глаза быстро устанут. А вот от зелёного цвета глаза не устают, они отдыхают.
В-ль: Поэтому ребята хорошо, если дома у вас лампа с зелёным абажуром или зелёные обои на стенах, зелёные шторы. Спасибо, Тюбик, ребята теперь будут знать, какой цвет очень полезен для глаз и будут почаще на него смотреть.
А теперь нам пора навестить Пончика. Он хорошо разбирается в еде и любит покушать. Он нам расскажет, какие продукты полезны для зрения.
Подходят к дому Пончика, здороваются с ним.
Пончик: Чтобы глаза хорошо видели, нужно правильно питаться. Больше всего для глаз полезны продукты с витамином А.
В-ль: А в каких продуктах есть этот витамин?
Выбегает витаминка
Витаминка: Я витаминка А.
Меня запомнить просто:
Найдёшь меня в морковке,
Рыбе, сыре и печёнке.
Помидорах и чернике,
Вы каждый день меня едите!
В-ль: Ребята, вы запомнили продукты, где есть витамин А? Мы это сейчас и проверим.
Игра: «Найди продукты с витамином А»
В-ль: Пончик, а ты не знаешь, кто прислал нам приглашение, чтобы мы попробовали вашей чудесной гигантской морковки?
Пончик: Это я прислал с моими друзьями коротышками. Морковка и правда была гигантская и мы из неё сделали бочку морковного сока. Угощайтесь!
Угощает детей морковным соком
В-ль: Ребята, чем полезен морковный сок?
Дети: Витамином А. Он полезен для наших глаз.
В-ль: Ну а теперь пришла пора прощаться с коротышками и Цветочным городом. Они были к нам добры и рассказали много интересного. Давайте отблагодарим их и споём на прощание весёлую песенку про здоровый образ жизни.
Дети поют песню, прощаются, уходят в группу.
Литература:
- Журнал «Дошкольная педагогика» Ноябрь 2007 г.; Июль 2007 г.
- Журнал «Воспитатель ДОУ» - №3/2008
- «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и учителей.
А. А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И. К. Белова - М., 2003.
- «Добро пожаловать в экологию!» под ред. Воронкевич – СПб., 2003.
- А. И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» - М., 2004.
- Энциклопедия для детей «Тело человека» - М., 2007.
- М. Лукьянов «Моя первая книга о человеке» - М., 2005.
- С. Паркер, К. Оливер «Человек и природа. 100 вопросов и ответов» - М., 2006.
- Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» - СПб., 1997.
- Г.Юдин «Главное чудо света» - М.,1992
- Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» - Яр.,2002.
- Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» - Яр.,2002.
- Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»
- А. Барто «Очки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".
Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....
Занятие по валеологии "Путешествие по Зубной Галактике" для подготовительной группы
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к понятию их назначения и функции, познаком...
Конспект занятия по ПДД "Путешествие по улицам города"
Знакомство с правилами дорожного движения....
Конспект занятия по валеологии «Путешествие в страну Неболейка»
Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно следить за своим зд...
Конспект занятия по валеологии "Путешествие в город Здоровье"
Занятие помогает сформировать у детей представление об основах здорового образа жизни....
занятие по валеологии " Путешествие на поезде здоровья"
Воспитатель: Ребята! Как часто мы произносим слово «здравствуйте». Знаете ли вы, что оно означает?(Дети отвечают)Слово «здравствуйте» значит «будьте здоровы», ...
Занятие по ФЭМП «Путешествие по улицам города».
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....