Занятие по валеологии «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Итоговое заниятие по формированию у детей валеологических знаний и здорового образа жизни по теме "Глаза. Зрение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_valeologii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое тематическое занятие по валеологии

на подготовительной группе.

Тема: «Путешествие на улицу Глазную в Цветочном городе»

Цели и задачи: 

Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; закрепить знания детей о строении  глаза; подвести к пониманию, что глаза и зрение нужно беречь.

Продолжать формировать познавательный интерес к человеку; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

Обобщить знания об очках, их разнообразии, истории возникновения; познакомить с продуктами, полезными для зрения.

Путём наблюдений за собой, опытов и экспериментов расширить представление детей о зрении.

Учить мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, уметь доказывать, отвечать полными предложениями.

Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; тематические занятия «Глаз, части глаза», «Береги зрение», «Очки»; беседы «Полезные продукты», «Что вредит нашему зрению», «Можно ли смеяться над теми, кто носит очки»;         опыты и эксперименты; чтение и заучивание наизусть художественного слова (стихи, загадки, пословицы, поговорки); рассматривание картин и иллюстраций; разучивание комплекса расслабляющей гимнастики для глаз; дидактические игры.

Атрибуты: декорации (солнце, река, огурцы, домики коротышек, цветы), приглашение в конверте, карта, непрозрачные повязки для глаз по количеству детей, мелкие игрушки для опыта; чемоданчик доктора Пилюлькина (вода, мыло, чистый носовой платок, упаковка аптечной ромашки, глазные капли), тазик, полотенце; игра «Правильно ли поступает малыш?»; карта - подсказка для гимнастики глаз; зеркала по количеству детей; бабочка на палочке; плакат «Глаз. Строение глаза», указка; иллюстрации «История очков», очки в коробке (солнечные, лечебные, для исправления зрения, для плавания, для работ со сваркой), картина «Слепой человек с собакой», полиэтиленовые мешочки по количеству детей; 3 одинаковых пейзажа, нарисованных каждый в своём цвете (синий, красный, зелёный); карточки с изображением разных продуктов; стаканчики с морковным соком по количеству детей.

Ход занятия:

В-ль:        Ребята, а вам нравится ходить в гости?

Дети: Да!

В-ль: Как раз сегодня к нам в детский сад пришло приглашение. Давайте посмотрим от кого оно.

Открывает приглашение, читает:

«Здравствуйте, ребята! Вы читали про нас книгу Н. Носова, а сегодня мы хотим пригласит вас к себе, в Цветочный город. Мы вырастили гигантскую морковку. Сами её съесть не сможем, будем рады угостить вас. Ждём вас в 10.30 с нетерпением!»

В-ль: Да это же приглашение из Цветочного города! Кто там живёт?

Дети: Коротышки!

В-ль: Правильно, коротышки! А время уже подходит к 10.30, нам нужно поторопиться!

Дети: А как мы попадём в Цветочный город?

В-ль: В этом нам поможет карта. Посмотрите на неё внимательно, найдите глазами наш детский сад. Не поворачивая головы, проследите взглядом за толстой линией, это дорога, она то и ведёт в Цветочный город.

Дети выполняют упражнение.

В-ль: Молодцы! Теперь можно смело отправляться в путь!

Дети идут под музыку, выполняя движения.

Вместе в гости мы идём

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг,

Тысяча цветов вокруг.

(Ходьба по кругу)

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево.

(Повороты головой в стороны)

К небу руки протянули,

Позвоночник растянули

(Потягивание на носочках, руки вверх)

Встали ровно, наклонились.

Раз, два. Распрямились.

(Наклоны в стороны)

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте)

Дышим ровно, глубоко.

видишь, как идти легко.

(Остановились, глубокий вдох и выдох)

Открывается занавес, на заднем плане летний пейзаж, Огурцовая река. Декорации - яркие домики коротышек.

В-ль: Вот мы с вами и пришли. В Цветочном городе есть много необычных улочек. Но чтобы попасть на нужную, надо отгадать загадку:

Два братца ночью спят,

А днём на мир глядят.

Дети: Глаза.

В-ль: Да, это глаза. А мы с вами оказались на улице Глазная. Давайте поговорим о глазах.

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Дети: Глаза нужны чтобы смотреть, читать, ориентироваться в пространстве, видеть красивое, различать цвета и форму.

В-ль: А некоторые люди думают, что глаза нужны для красоты. Давайте проведём небольшой эксперимент. Завяжите глаза так, чтобы ничего не было видно. А теперь попробуйте угадать, что у меня в руках? Что я делаю?

Дети пытаются угадать, но у них ничего не получается.

В-ль: Трудно, ребята? Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента?

Дети делают выводы, высказывают свои предположения.

В-ль: Почти всю информацию об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Именно поэтому природа предусмотрела их надёжную защиту. Что защищает наши глаза от пыли, пота, грязи, соринок?

Дети: Веки, ресницы, брови.

В-ль: Расскажите как?

Дети: Когда глаз увидит опасность, мгновенно мозг подаёт сигнал векам и они закрываются. Когда человек вспотеет и у него течёт пот со лба, брови пот задержат. А реснички задерживают капли дождя и пылинки, которые могут засорить наши глаза.

В-ль: Молодцы!

Раздается громкий плач, заходит Незнайка, трёт глаза руками.

В-ль: Ребята, это же Незнайка из Солнечного города. Но что с ним случилось? Почему ты плачешь?

Незнайка: Мы с Гунькой играли в песочнице. Мне сделалось скучно и я стал обсыпать песком себя и Гуньку. А-а-а! Песок попал мне в глаза, тру, тру, ничего не помогает. Ой-ой-ой, как мне больно!

В-ль: Ребята, как помочь Незнайке?

Дети: Не надо тереть глаза грязными руками. Нужно закрыть глаз, посидеть спокойно, слеза вымоет песчинку в уголок глаза. А из уголка глаза её нужно убрать чистым носовым платочком. Можно промыть глаза чистой водой или отваром ромашки, это лекарственное растение.

Незнайка: А-а-а! Где я возьму ромашку?

В-ль: Ребята, надо позвонить доктору. Как зовут доктора из Цветочного города?

Дети: Доктор Пилюлькин!

Ребёнок (девочка) подходит к телефону, набирает номер:

-Алло!

Здравствуйте, Доктор Пилюлькин!

У Незнайки беда, у него болят глаза.

Он в песочнице играл.

Песок в глаза ему попал.

Привезите, пожалуйста, чистой водицы,

Чтоб Незнайка мог умыться.

И настой ромашки, чтобы вылечить глазки!

Входит Доктор Пилюлькин с чемоданчиком.

Пилюлькин: Ох уж этот Незнайка, опять попал в беду! Ну что ж, будем его лечить.

Сажает Незнайку на стул, открывает свой чемоданчик.

Пилюлькин: Сначала нужно вымыть руки и лицо, прежде чем трогать свои глаза.

Достает мыло и бутылку с водой.

Потом промыть глаза настоем ромашки.

Достаёт коробочку с цветами ромашки.

Можно закапать глаза каплями.

Достаёт глазные капли.

А потом вытереть глаза чистым носовым платком.

Достаёт носовой платок.

Незнайка моет руки и лицо. Пилюлькин «лечит» Незнайку.

В-ль: Спасибо, Доктор Пилюлькин. Расскажите ребятам, что нужно делать, чтобы надолго сохранить своё зрение.

Пилюлькин: Нужно беречь глаза, ухаживать за ними, правильно питаться, каждый день гулять, хорошо отдыхать.

В-ль: Ребята, у меня есть несколько картинок с разными ситуациями. Посмотрите на них и скажите, где дети поступают правильно и берегут свои глаза, а где нет.

  1. Ребёнок трёт глаза грязными руками.
  2. Ребёнок вытирает глаза чистым носовым платочком.
  3. Ребёнок близко смотрит телевизор.
  4. Ребёнок смотрит телевизор на расстоянии 3 метров.
  5. Ребёнок читает лёжа в кровати.
  6. Ребёнок читает, сидя за столом, свет падает слева.
  7. Ребёнок умывается по утрам и вечерам.
  8. Ребёнок бегает с острыми предметами в руках.
  9. Ребенок отдыхает.
  10. Ребёнок гуляет.
  11. Ребёнок обсыпается песком.

Дети обсуждают картинки, высказывают свою точку зрения.

В-ль: Незнаечка, как думаешь, ты хорошо поступил, когда стал обсыпаться песком?

Незнайка: Я очень плохо поступил и сам от этого пострадал. Хорошо, что ребята мне всё объяснили, я больше так не буду делать. Пойду, расскажу Гуньке всё, что сам узнал. До свидания!

Незнайка уходит.

Пилюлькин: Ребята, наши глаза целый день трудятся и им тоже нужен отдых. Я вам сейчас покажу специальную расслабляющую гимнастику для глаз, а вы её за мной повторяйте!

Пилюлькин проводит с детьми гимнастику для глаз «Дождь»

Пилюлькин: Молодцы, ребята! А теперь идите к Знаечке, он у нас умный, расскажет вам про глазное яблоко. До свидания!

В-ль: Яблоко? Интересно! Ребята, хотите узнать, что такое глазное яблоко?

Дети: Да!

В-ль: А путь к дому Знайки нам покажет вот эта бабочка. Смотрите на неё внимательно, не отрывая взгляда, куда она полетит, тута нам и идти.

Физкультминутка «Бабочка»

Подходят к дому, где живёт Знайка, здороваются.

В-ль: Знайка, Пилюлькин говорил нам про какое – то глазное яблоко. Расскажи пожалуйста, что это такое.

Знайка: Возьмите каждый по зеркалу. Рассмотрите свои глаза.

Дети рассматривают свои глаза в зеркале, рассказывают какие они по форме, по цвету, называют части глаза.

Знайка: Если закрыть глаз и потрогать его через веко, то можно почувствовать, что глаз круглый, как яблоко. Отсюда и такое название – глазное яблоко.

В-ль:        Действительно, ребята, очень похоже. Посмотрите на плакат.

Дети на плакате рассматривают глаз снаружи и изнутри, его части.

В-ль: Расскажите про строение глаза, как с помощью глаз мы видим?

Дети: Часть глаза находится в глазнице, а часть глаза, которую мы видим – снаружи. Свет и изображение предмета попадает на роговицу, затем в отверстие – зрачок.

За зрачком находится маленькое увеличительное стёклышко – хрусталик. С его помощью мы видим чётко и ясно.

Затем изображение попадает на заднюю часть глаза – сетчатку. На ней много миллионов крошечных клеточек, которые называются палочки и колбочки, которые различают цвета. А уже отсюда поступает сигнал в мозг и мозг нам сообщает, что мы увидели.

Знайка: Молодцы, ребята. Но иногда бывает так, что люди и коротышки плохо видят. Тогда им нужно носить специальные приспособления на носу. Вы ступайте к нашим умельцам – Винтику и Шпунтику, они расскажут вам про эти приспособления.

В-ль: Спасибо, Знаечка. Ну что, ребята, пойдём к Винтику и Шпунтику.

Подходят к гаражу Винтика и Шпунтика, здороваются.

В-ль: Нас к вам отправил Знайка. Он говорит, что вы изобретаете какие – то приспособления для глаз.

Винтик: Да. Когда человек близко видит хорошо, а далеко плохо, его называют близоруким.

Шпунтик: А когда близко видит плохо, а далеко хорошо – дальнозорким.

Винтик: Таким людям обязательно нужно носить наше приспособление.

Шпунтик: Отгадаете загадку и узнаете, что это такое:

Если кто-то видит плохо

Никчему вздыхать и охать.

Надо стёклышки надеть –

Всё сумеешь разглядеть.

Дети: Очки.

В-ль: Самые первые очки до наших дней не сохранились, но на картинах и фресках конца 13 века люди изображены уже в очках. Сначала это были два монокля, соединенных между собой (показывает иллюстрацию). И очки держались на носу с помощью перегородки.

Позже в оправе стали проделывать отверстия по бокам, чтобы вставить верёвочки (показывает иллюстрацию). Ребята, как вы думаете, зачем это нужно было? (привязывать к голове).

Действительно, очки привязывали к голове, что было очень неудобно. А когда люди догадались приделать к очкам дужки? (через 450 лет). Правильно, первые очки с дужками появились лишь в начале 18 века. Но дужки были короткие (показывает иллюстрацию) и доставали только до висков, цеплялись за волосы и парики. Что тогда придумали люди? (сделать дужки длиннее). Да, дужки сделали длиннее, и очки стали хорошо держаться на голове (показывает иллюстрацию). Такими очки дошли и до наших дней.

Винтик, Шпунтик, покажите нам очки.

Рассматривают очки, их части.

В-ль: Если постоянно носить очки, то зрение может исправиться. Ребята, а какие ещё очки вы знаете?

Дети: От солнца, для плавания, для работы на стройке, лечебные.

Рассматривают названные очки.

В-ль: Зачем нужны эти очки?

Дети: Защищать глаза от горячих солнечных лучей, от воды, от опилок или огня, снимать усталость.

Винтик: А ещё есть люди, которые совсем ничего не видят, их называют слепые.

Шпунтик: Для них человечество приучило и натренировало специальных собак – поводырей. Чаше всего это овчарки и лабрадоры

Рассматривают иллюстрацию, рассуждают, как собака – поводырь помогает слепому человеку.

В-ль: Я знаю некоторых ребят, которые смеются над слепыми людьми или теми, кто носит очки, и даже называют их обидно – очкариками. Как вы думаете, хорошо поступают такие ребята?

Дети рассуждают.

В-ль: Сейчас мы проведём небольшой опыт и попробуем понять, как видят люди которые носят очки.

Опыт с мешком. Дети держать перед глазами полиэтиленовые мешочки, а воспитатель показывает им картинки и просит назвать, что на них изображено. Через мешочки изображение размытое и нечёткое.

В-ль: Хорошо ли вам было видно? Какой вывод вы можете сделать?

Дети рассуждают.

В-ль: Попрощаемся с нашими изобретателями и пойдём к Тюбику. Кто такой Тюбик в Цветочном городе?

Дети: Художник.

В-ль: Он расскажет нам, какие цвета полезны для глаз, а какие вредны.

Идут к домику Тюбика, здороваются с ним.

Тюбик: Посмотрите на эти картины.

Показывает на один и тот же пейзаж, выполненный каждый в своём цвете.

Тюбик: Если смотреть долго на красный или синий цвет, то глаза быстро устанут. А вот от зелёного цвета глаза не устают, они отдыхают.

В-ль: Поэтому ребята хорошо, если дома у вас лампа с зелёным абажуром или зелёные обои на стенах, зелёные шторы. Спасибо, Тюбик, ребята теперь будут знать, какой цвет очень полезен для глаз и будут почаще на него смотреть.

А теперь нам пора навестить Пончика. Он хорошо разбирается в еде и любит покушать. Он нам расскажет, какие продукты полезны для зрения.

Подходят к дому Пончика, здороваются с ним.

Пончик: Чтобы глаза хорошо видели, нужно правильно питаться. Больше всего для глаз полезны продукты с витамином А.

В-ль: А в каких продуктах есть этот витамин?

Выбегает витаминка

Витаминка:                Я витаминка А.

Меня запомнить просто:

Найдёшь меня в морковке,

Рыбе, сыре и печёнке.

Помидорах и чернике,

Вы каждый день меня едите!

В-ль: Ребята, вы запомнили продукты, где есть витамин А? Мы это сейчас и проверим.

Игра: «Найди продукты с витамином А»

В-ль: Пончик, а ты не знаешь, кто прислал нам приглашение, чтобы мы попробовали вашей чудесной гигантской морковки?

Пончик: Это я прислал с моими друзьями коротышками. Морковка и правда была гигантская и мы из неё сделали бочку морковного сока. Угощайтесь!

Угощает детей морковным соком

В-ль: Ребята, чем полезен морковный сок?

Дети: Витамином А. Он полезен для наших глаз.

В-ль: Ну а теперь пришла пора прощаться с коротышками и Цветочным городом. Они были к нам добры и рассказали много интересного. Давайте отблагодарим их и споём на прощание весёлую песенку про здоровый образ жизни.

Дети поют песню, прощаются, уходят в группу.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольная педагогика» Ноябрь 2007 г.; Июль 2007 г.
  2. Журнал «Воспитатель ДОУ» - №3/2008
  3. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и учителей.

А. А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И. К. Белова - М., 2003.

  1. «Добро пожаловать в экологию!» под ред. Воронкевич – СПб., 2003.
  2. А. И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» - М., 2004.
  3. Энциклопедия для детей «Тело человека» - М., 2007.
  4. М. Лукьянов «Моя первая книга о человеке» - М., 2005.
  5. С. Паркер, К. Оливер «Человек и природа. 100 вопросов и ответов» - М., 2006.
  6. Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» - СПб., 1997.
  7.  Г.Юдин «Главное чудо света» - М.,1992
  8.  Популярное пособие для родителей и педагогов «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» - Яр.,2002.
  9.  Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок» - Яр.,2002.
  10.  Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»
  11.  А. Барто «Очки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Занятие по валеологии "Путешествие по Зубной Галактике" для подготовительной группы

Программное содержание:Продолжать   знакомить детей с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к понятию их назначения и функции, познаком...

Конспект занятия по ПДД "Путешествие по улицам города"

Знакомство с правилами дорожного движения....

Конспект занятия по валеологии «Путешествие в страну Неболейка»

         Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.Задачи:    Образовательные: Учить детей самостоятельно следить за своим зд...

Конспект занятия по валеологии "Путешествие в город Здоровье"

Занятие помогает сформировать у детей представление об основах здорового образа жизни....

занятие по валеологии " Путешествие на поезде здоровья"

Воспитатель: Ребята! Как часто мы произносим слово «здравствуйте». Знаете ли вы, что оно означает?(Дети отвечают)Слово «здравствуйте» значит «будьте здоровы», ...

Занятие по ФЭМП «Путешествие по улицам города».

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....