Обеспечение здоровьесберегающего процесса в ДОУ
консультация по теме

Консультация для педагогов по внедрению в ДОУ здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_zdorovesberegayushchego_processa_v_dou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично.
    В инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 отмечается, что число здоровых дошкольников постоянно сокращается и составляет всего 10% от общего числа детей, поступающих в школу.
    Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
    Два специфических фактора, которые оказывают преимущественное влияние на выделение задачи охраны и укрепления здоровья своих воспитанников как одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы следующие.
    Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России.
    Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию.  
    В соответствии с этими двумя факторами с целью обеспечения здоровьесберегающего процесса в ДОУ необходимы следующие условия:
- Создание в ДОУ условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников.
- Осуществление здоровьесберегающего образовательно-воспитательного процесса.
- Разнообразие содержания дошкольных образовательных услуг оздоровительно-профилактического характера.
- Обеспечение реализации в ДОУ условий, необходимых для охраны и укрепления здоровья воспитанников. 
    Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием должно осуществляться в следующих
направлениях: 
- формирование педагогической команды; 
- инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и содержания образования; 
- планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий наравне с образовательно-воспитательными; 
- обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации.
Педагогическая команда
Заведующая и старший воспитатель приоритетное значение должны отдавать формированию команды единомышленников, так как в сфере "человек - человек" (взрослый - ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.
Инновационная деятельность

В последние годы дошкольное образование остро нуждалось в освоении и внедрении  новых образовательно-воспитательных программ и учебно-методических комплексов. Это объясняется повышением требований школы и родителей к уровню и качеству компетенций и функциональной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. В ответ на эти требования педагоги не только могут осваивать рекомендованные МО РФ программы, но и разрабатывать авторские проекты, создавать методические разработки. Главное условие, без которого инновационные начинания просто невозможны, - это атмосфера созидания, свободы творчества, доверия и поддержки.

Планирование и проведение лечебно-профилактических мероприятий  в ДОУ наравне с образовательно-воспитательными.  
Лечебно-профилактические мероприятия в учреждении являются равнозначными образовательно-воспитательным.  
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности. 
Планирование и проведение работы необходимо осуществлять в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Согласно Сан ПиН от 26.03.2003 N 24 при планировании работы с детьми в ДОУ необходимо опираться на "триаду здоровья": рациональный режим, закаливание, движение.
Общие вопросы.
Разрабатывается режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.
Составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет  времени занятий в каждой группе. В период каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.
Занятия
      Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях.         
Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.
В сетку занятий может быть включен цикл "Познай себя".   
 При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода - игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждое занятие включаются динамические паузы - физкультминутки.
Работа вне занятий.

        В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Эти мероприятия эффективно сопровождать художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.
Прогулка 
Обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
 Досуги, праздники, развлечения.
       В детском саду проводятся в соответствии с планом спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные).
Здесь раскрываются возможности  и способности каждого ребенка. Развлечения и праздники - это радость, заряд положительной энергии.
Взаимодействие с родителями
       Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле - сотрудники. Поэтому необходимо использовать следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Контроль
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в процессе контроля: оперативного, тематического, итогового.

Регулирование
Любая заранее спланированная деятельность требует регулирования - поддержания работы на фоне текущих незапланированных событий, устранения и разрешения проблемных ситуаций, консультирования и обучения педагогов.
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: физиотерапия, профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд. В физиотерапии необходимо активно использовать естественные факторы внешней среды - солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, босохождение по массажным коврикам.
Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса необходимо обеспечить организацию здорового питания воспитанников в ДОУ - сбалансированного, разнообразного, достаточного. Роль руководителя в обеспечении питания детей заключается в бесперебойном обеспечении продуктами высшего качества, заключении договоров с поставщиками. Руководитель вместе с педагогическим коллективом и медицинским персоналом вовлекает родителей в обеспечение здорового детского питания в домашних условиях.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. В таком случае, можно говорить и о выполнении  общественного, и государственного заказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

Консультации для воспитателей ...

Доклад «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

Взаимодействие педагогов и родителей в обеспечении здоровьесберегающей среды в ДОУ

Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ - это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья реб...

Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса.

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФГОС ДО КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в развитии мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Обобщены действия педагогов по данной проблеме....