Игры на релаксацию
методическая разработка на тему

Киселёва Ирина Павловна

Практическое занятие педагога – психолога ГБДОУ АО

«Нарьян – Марский детский дом»  Киселевой И.П.

для педагогов  всех возрастных групп по теме

«Игры на релаксацию или как снять психическое напряжение

у детей дошкольного возраста в условиях детского дома ? »

от 19 ноября 2012 года

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие педагога – психолога ГБДОУ АО

«Нарьян – Марский детский дом»  Киселевой И.П.

для педагогов  всех возрастных групп по теме

«Предупреждение психического напряжения  у детей

дошкольного возраста»

от 19 ноября 2012 года

План занятия:

  1. Определение терминов: «психическое здоровье, «психологическое здоровье», «базовые потребности», «эмоциональное (психическое насилие», «психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение», «психомышечное напряжение», «релаксация или расcлабление»;
  2. Признаки  ( внешние и внутренние) психоэмоционального и психомышечного напряжения у детей дошкольного возраста.
  3. Современные средства профилактики психического напряжения у детей в ДОУ;
  4. Игры на релаксацию (расслабления) – эффективное , доступное ,  игровое  средство профилактики психического напряжения детей дошкольного возраста.
  5. Место игр в режиме дня.
  6. Практическое задание: поиграем в игры на расслабления;
  7. «Памятка психолога»: практические рекомендации для педагогов  «Игры на релаксацию или как снять психическое напряжение у детей дошкольного возраста в условиях детского дома?»
  8. Домашнее задание: составьте план использования игр на   снятие психического напряжения

В конституции РФ отмечено, что «здоровье является одной из главных государственных ценностей. Психическое здоровье является одной из составных общего здоровья человека!»

Под психическим здоровьем, прежде всего , понимается устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности  взрослого человека.

Портрет психически здорового ребенка: жизнерадостный, активный, общающийся с людьми, адекватный к замечаниям  взрослого и др. (показываю портрет веселого ребенка) если присутствует  какие – либо эмоциональные нарушения агрессивность, тревожность, страхи, неуверенность и др. по отношению к сверстникам, взрослым  - психически неблагополучный ребенок

Психологическое здоровье  ребенка дошкольного возраста: предполагает

полноценное психическое развитие ребенка на всех  этапах  его развития

( какие ? : период новорожденности, раннего детства, дошкольного детства), а главное удовлетворение на всех этапах развития базовых или главных его потребностей! ( какие?);

В настоящее время, это можно пронаблюдать особенно у наших детей, одной из причин нарушения психического и психологического здоровья является неудовлетворении главных потребностей ребенка – дошкольника ( в полноценной пище, сне, игре, общении, в любви и нужности взрослым, заботе и др.), а также эмоциональное насилие.

Эмоциональное насилие – один из самых разрушительных видов насилия. Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к ребенку, которое угнетает ребенка, « давит и уродует » его психику, нарушает самооценку, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе.

Психическое напряжение определяется как  эмоциональное состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для ребенка (взрослого)  неприятных событий, и это состояние сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда и страха.

Психоэмоциональное напряжение , прежде всего, отражается на лице: страхи, тревоги; ( показать портреты детей с выраженными эмоциями);

Психомышечное напряжение, прежде всего, наблюдается  в дрожании рук, подергивании и моргании глаз, различных невротических однообразных  повторяющихся движениях  и др., зажимы  на лице;

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка состояния радости и приводит к неврозам. Такие дети становятся раздражительными и чрезмерно обидчивыми, часто жалуются на головную боль. У них могут быт нарушения сердечного ритма и повышение артериального давления. В таком состоянии дети всегда  чувствуют боль, тревогу, неуверенность, злобу и страх.

При диагностики эмоционального состояния таких детей ( рисуночные тесты) в рисунках преобладают черный и коричневый цвета.

Современные средства профилактики психического напряжения у детей дошкольного возраста в условиях детского дома:

  1. Темная сенсорная комната – одно из эффективных средств предупреждения психического напряжения; Специальные занятия, игры, игровые упражнения с оборудованием темной СК. Время работы: вторая половина дня.
  2. Музыкотерапия: подбор релаксационных мелодий (дать послушать) Обязательно использовать музыку от колыбельных до классических  в группе. Включать с утра на неполной громкости, создавать музыкальных фон. Она должна сопровождать жизнь детей на всех режимных моментах. Рекомендуют использовать  классическую музыку при укладывании спать, кушать и др. Спокойная музыка снимает раздражение, замедляет пульсацию крови, успокаивает дыхание; («Полонез»  Огинского - - снимает переутомление, напряжение; «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского – снимает раздражительность и агрессию. Рекомендации какая музыка нужна нашим детям, была дана  психологом на консультации , часть находится в папке «Памятка психолога»

  1. Ребенок чувствует себя комфортно, если имеет много информации о себе,  что повышает у его уверенность в своей нужности, ценности себя для взрослых, поэтому на группах должны быть уголки способствующие внутреннему комфорту каждого воспитанника в детском доме : больше использовать в группах по познанию себя, своей внешности, выработки чувства красоты человеческого лица – зеркала, в каждом помещении – по зеркалу уголок «Я в настоящее и будущем» и др.
  2. Использовать во всех уголках фотографии детей , фотоальбомы «Познай себя»
  3. Уголки уединения ( в закрытом учреждении такие уголки необходимы, чтобы ребенок отдохнул и от взрослых, от детей, подумал над своими поступками ( уголок может быть отгорожен от групповой площади: тканью, ширмой и др.
  4. Уголки дня рождения, как я расту и взрослею и др.  Учавствуя в конкурсной комиссии я убедилась, что уголков развития  наших детей как личностей, уникальных, непохожих друг на друга – нет. Большое значение принадлежит познанию, речи и др.  Предметно – развивающая среда  на группах не способствует развитию личности ребенка, познания своего внутреннего мира, не способствует накоплению положительного эмоционального опыта, роста его самооценке, развитию представлений о себе: какой я в настоящем, какой я буду в будущем и др.вернуть веру ребенка в себя, поднять его самооценку, способствовать  накоплению положительного эмоционального опыта – нет.
  5. Моя выставка пособий по поведенческой терапии «Как я  справляюсь  со своим гневом?», «Как я борюсь со своей тревожностью» и др.
  6. Магнитофонные записи «Мои мечты и желания» - способ расслабления, детям предоставляется возможность высказаться, выразить свои мысли о своем будущем, настоящем и др.
  7. Существует много современных методов снятия психического напряжения, таких  как  виброгимнастика ( профилактическая физкультура: встряхивание организма. Она может быть использована как физминутка  во время напряженной деятельности, снятие психомышечного напряжения. Упражнения разработаны академиком А.А.Микулиным; ритмопластика – ее основное назначение – развитие у детей художественного восприятия мира, расслабление детей идет через  различные движения под музыку. Фитотерапия; Иппотерапия;  Ароматерапия; Арттерапия ( лечение искусством);  Литеротерапия (  это наука о правилах лечения камнями и минералами ;камни – это источник здоровья и внутреннего благополучия; аквамарин снимает страхи, стресс и фобии и др.); Хромотерапия ( наука, изучающая свойства цвета, использование цветов при коррекции страхов и др.) Сказкотерапия;  Песочная и водная терапия ( в дошкольном возрасте и в учреждениях закрытого вида этот вид наиболее эффективен при коррекции разных эмоциональных нарушений : информация с к курсов С – П);

Я хочу больше сегодня обратить внимание на игры  и игровые упражнения , помогающие педагогам снять  любое психическое напряжение ( эмоциональное или  мышечное); Хочу с вами проиграть эти игры, чтобы вы сами на практике почувствовали эффективность  использования игр с нашими детьми.

Обучать управлять своим психофизиологическим состоянием надо начинать с детства. Большинство упражнений  по психической регуляции, расслаблению дается в игровой форме.

Аутогенная тренировке или аутотренинги .  Главным в ней является достичь аутогенного погружения ( полудрему), в котором образные, эмоционально – окрашенные образы влияют на вегетативную нервную систему.

Я поместила все  аутотренинги в папку. Просмотрев их вы сразу заметите, что всех  участников аутотренинга необходимо закрыть глаза, а затем уметь представить себе все то, о чем говорит педагог. Предлагаемые аутотренинги опираются на прошлый опыт ребенка, надо вспомнит то, что ты когда – то ощутил, увидел, почувствовал, на опыт зрительных, слуховых и тактильных ощущений. Наши дети каждый год выезжают на дачу, в этом году я сама ездила, и все впечатления, описанные в предлагаемых аутотренингах им знакомы. Радуга, отдых в лесу, водопад у них может ассоциироваться с  дождем - ливнем, море ассоциируется с бассейном, самым экзотичным местом в санатории.

Такие упражнения должны проводиться с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста хотя бы 1 раз в день, в режиме дня такие упражнения проводятся перед занятиями или после них, в любое время суток: утром, днем, вечером. На практике лучше использовать адаптированный к  специфике дестского возраста вариант занимательного аутотренинга из сборника сценариев «Игры – обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского.

Даю примерные варианты игр. Играем.

Психическое  здоровье  человека:

Прежде всего, под психическим здоровьем понимается устойчивость взрослого человека к стрессам, гармония  его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер деятельности.

Психологическое здоровье ребенка:

Предполагает полноценное психическое развитие ребенка от рождения до 7 лет, на всех  этапах его развития.

Психическое напряжение:

Определяется как эмоциональное состояние, обусловленное ожиданием для ребенка ( взрослого) неприятных событий, это состояние сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда и страха.

Психоэмоциональное  ( эмоциональное) напряжение:

Прежде всего, отражается на лице: страх, тревога, ужас, искажение мимики;

Психомышечное  (мышечное) напряжение:

Прежде всего, наблюдается в различных неконтролируемых движениях. Действий человека: дрожание рук, подергивание век, моргании, и др.

Аутогенная тренировка (аутотренинг):

Главное в аутотренинге  - достичь аутогенного погружения ( полудрема) , в котором образные, эмоционально – окрашенные образы влияют на вегетативную нервную систему.

Методы саморегуляции:

Игры, игровые упражнения, позволяющие регулировать свое эмоциональное состояние; (успокоиться, учиться владеть своими эмоциями; );

Комплекс «Бэби – йога»:

Комплекс упражнений – несложные ассаны,  ( так называются отдельные позы – упражнения), отдельные элементы простейших упражнения – позы.

Цель: вырабатывать механизмы регуляции, эти комплексы позволяют научить детей управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения. Ритуальными являются упражнения «Приветствия Солнцу» и «Благодарение Солнцу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для релаксации для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека игрРелакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специ...

Игры для релаксации

Игры для релаксации....

Упражнения и игры для релаксации для детей.

Данные игры и упражнения помогут ребёнку расслабиться, снять напряжение, повысить тактильную восприимчивость....

Упражнения и игры для релаксации для взрослых.

Данные игры и упражнения направлены на снятие утомления и внутренних "зажимов", на обретение внутренней стабильности....

игры для релаксации

картотека игр для релаксации....

Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре

РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...