Интеграция образовательных областей на прогулке
консультация по теме

Попова Марина Владимировна

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс, связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

доклад

Интеграция образовательных областей на прогулке

Воспитатель:

Попова М.В.

Балашов

2012 – 2013 учебный год

Интеграция образовательных областей на прогулке.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс, связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса.

Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»:

  1. Развитие физических качеств;
  2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
  3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд»:

  1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  4. Развитие игровой деятельности детей:
  5. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  6. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  7. Развитие трудовой деятельности;
  8. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  9. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация»:

  1. Сенсорное развитие;
  2. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  3. Формирование элементарных математических представлений;
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
  5. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  6. Развитие всех компонентов устной        речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  7. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Структурными компонентами прогулки являются:

  1. Разнообразные наблюдения.
  2. Основные движения и подвижные игры.
  3. Дидактические игры.
  4. Трудовая деятельность.
  5. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Обязательно в течение года проводится вечерняя прогулка. Не проводятся: наблюдение и трудовая деятельность

Вопрос: Почему?

1. Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  1. Живая природа: растения и животные;
  2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  3. Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

  1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

2. Основные движения и подвижные игры.

  1. расширяется двигательный опыт детей
  2. совершенствуются навыки в основных движениях
  3. развиваются физические качества
  4. формируются самостоятельность и активность
  5. положительные взаимоотношения со сверстниками

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.

На прогулке воспитатель использует разнообразные упражнения в основных видах движений, например, пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами (но не более 2-х раз в неделю), упражнения в прыжках, метании, бросании и ловле мяча (цель–подготовка к спортивным играм), различные виды с мячом и др.

Подвижная игра

Младший возраст – 6-10 минут

Старший возраст – 10-15 минут

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

3. Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи,содержания,правил,игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

  1. опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  3. постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  4. конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  2. Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

4. Трудовые поручения.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  1. Индивидуальные трудовые поручения;
  2. Работа в группах;
  3. Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом:

песком, глиной, мелкими камушками и т.д.

Интерес к творческим играм развивается у детей с 3-4 лет. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений со взрослыми.

Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

Литература

1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

2. Торочкова Т.Ю.. играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.

3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания/ Т.И. Бабаева и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

5. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный № 18267.

6. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Групп

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности вз...

Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Прогулка в лес» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват...

Интеграция образовательных областей на прогулке

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значитель...

Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»

Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир....

Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"

Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"...