Интеграция образовательных областей на прогулке
консультация на тему
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_vosp.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 5«Ромашка»
Подготовила воспитатель:
Мосбрукер Е.М.
х.Северин
2016 – 2017 уч. г.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
На прогулке необходимо интегрирование всех образовательных областей. Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…
Под интеграцией содержания прогулки понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Например, расширяя представления детей о природе, мы педагоги воспитываем у детей гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решаем задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учим отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение.
Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Задачи образовательных областей решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В целях успешной реализации поставленных задач необходимо перспективное планирование прогулки, где нужно учитывать разнообразные факторы: погодные условия, возраст детей, наличие соответствующего оборудования, предыдущие занятия и т. д.
Составные части прогулки:
- Наблюдение, рассматривание;
- Трудовая деятельность детей;
- Подвижные игры;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, — это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться.
Задача взрослого: поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, а если что-то упустили — привлечь внимание, не оставлять что-то на потом. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: пролетела бабочка, шум проезжающей машины и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7—10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде, во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
При организации работы с детьми на прогулке играет роль эмоционального отношения к делу, которое задает воспитатель. Важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом, необходимо разнообразить и скрасить монотонную деятельность, например, предложить отгадать загадки.
На прогулке дети играют, много двигаются. Дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. При проведении подвижной игры на открытом воздухе имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. При подборе игр учитывается характер предшествующей деятельности.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Она направлена на закрепление, каких – либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, на отработку звукопроизношения, заучивание стихов, на закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д.
При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей на прогулке
В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».Под интеграцией...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»
Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Групп
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности вз...
Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Прогулка в лес» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват...
Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»
Каждый ребенок - маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир....
Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"
Доклад на МО по теме: "Интеграция образовательных областей при проведении прогулки. Значимость игры во время прогулки"...
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей при проведении прогулки с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендции для воспитателей...