Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»
проект по теме
Использование проектной деятельности в д/у помогает в решении поставленной перед детьми и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эффективности проектной деятельности необходимо использовать интеграцию образовательных областей, что обеспечивает целостность образовательного процесса. Данный материал раскрывает важность использования проектной деятельности в Д/У и включает в себя подробный анализ целей, задач, методов и результатов реализации данной проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Смирнова Т.А.
Интеграция образовательных областей
в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»
Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, т.е. должна способствовать формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Ведь только активный человек может стать успешным.
Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы.
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
Поэтому, и образовательный процесс в нашем ДОУ основывается на комплексно-тематическом подходе с учётом принципа интеграции всех образовательных областей, т.е. их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивая целостность образовательного процесса.
В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача: разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.
В настоящее время в век информационных технологий для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей по вопросам лечения, развития и охраны зрения, а также необходимость работы с детьми по развитию осознанного отношения к своему здоровью и формированию потребности в здоровом образе жизни.
Предварительно проведённые беседы с детьми позволили выяснить, что дети имеют недостаточные представления о строении и функциях глаз, о заболеваниях глаз и профилактике зрительных нарушений.
С родителями было проведено анкетирование "Родительская компетентность в области офтальмологического лечения ребёнка". Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам лечения, охраны и развития зрения.
Посещая детский сад для детей с нарушением зрения, родители и дети имеют недостаточно представлений о строении и функциях глаз человека, о профилактике зрительных нарушений, о лечении заболеваний.
Каким образом сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, к своему зрению и способам его охраны? Какие выбрать эффективные формы и методы работы с дошкольниками?
С этой целью специалистами нашего учреждения был разработан информационно-практико-ориентированный проект "Береги свои глаза".
С целью введения детей в проект была разработана и представлена дефектологами и логопедами инсценировка "Айболит лечит глаза" в виде сказки. Главные герои сказки (Бармалей, Буратино, Мальвина, Карлсон) обращались к Айболиту за помощью, чтобы вылечить разные заболевания глаз. Участники инсценировки очень интересно и доходчиво объясняли детям, какие нарушения зрения бывают, как лечить глаза, как их беречь.
Данная инсценировка способствовала развитию познавательного интереса у детей к данной проблеме.
Использование именно проектной деятельности будет помогать в решении, поставленной проблемы, поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволит говорить о достаточной эффективности образовательного процесса, поможет раскрыть потенциал самих воспитанников, будет побуждать к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию мышления, коммуникативных способностей.
Цель проекта:
- Сформировать представления детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать представления детей о строении и функциях зрительного анализатора.
- Познакомить с заболеваниями глаз и их лечением.
- Формировать знания о способах охраны зрения, о профилактике зрительных заболеваний.
- Развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни.
- Закреплять знания о работе врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки.
- Расширять представления о глазах и зрении животных.
- Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, приобщать детей к отражению своих впечатлений в предметно-продуктивной деятельности.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развить умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, делать выводы.
Принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей; т.к.
совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителями.
Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Тип проекта:
Информационно - практико - ориентированный проект, коллективный.
Сроки реализации:
1 неделя
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели,
- учителя - дефектологи,
- учителя - логопеды,
- педагог - психолог,
- родители.
Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.
Формы и методы работы, используемые в ходе реализации проекта:
- Посещение выставок
- Просмотр презентаций
- Экскурсия
- Оформление и выставка плакатов
- Проведение инсценировок
- Организация продуктивной деятельности
- Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр
- Оформление выставки совместных творческих работ детей и родителей
- Проведение занятий по социально-бытовой ориентировке
- Чтение и разучивание стихов, пословиц о глазах
- Разучивание зрительных гимнастик, физкультминуток
- Прослушивание песен о глаза
- Проведение физкультурных развлечений
- Проведение заключительного концерта с подведением итогов
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап: на данном этапе изучили литературу, подготовили материалы по данной теме, разработали формы работы с детьми, родителями, воспитателями, специалистами; отобрали художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подобрали дидактические игры для развития зрительного восприятия, провели консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздали им домашнее задание (собрать материалы по теме проекта: сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, зрительные гимнастики; помочь в организации выставки «Такие разные очки»), разработали план мероприятий по реализации проекта, продумали и оформили музыкальный зал (с целью создания праздничной атмосферы).
2. Основной этап: проектная деятельность велась по четырём образовательным направлениям: физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
3.Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие в проекте детей и родителей, оформление материалов проекта.
Направление: Физическое развитие
Организация и проведение физкультурных развлечений «Как наши глаза помогают нам быть сильными, ловкими, умелыми», «Путешествие в Глазоград»; разучивание и проведение зрительных гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и меткости «Попади в цель», «Тир», «Кто быстрее», «Не задень кеглю», «Третий лишний» и другие.
Направление: Социально-личностное развитие
- Театрализованные постановки;
- Игровая деятельность;
- Занятия-беседы;
- Игры-инсценировки;
- Создание альбомов
Организация игровой деятельности:
Организация сюжетно-ролевых игр «Больница», «На приёме у врача-офтальмолога», «Оптика», «В гостях у Айболита».
Театрализованные инсценировки на стихи Н. Орловой «Береги свои глаза», «На приёме у врача», басни Крылова «Мартышка и очки».
Творческая игра: «Что выражают наши глаза»
Направление: Познавательно-речевое развитие
Просмотр презентаций: «Что видят наши глаза», «Такие разные очки», «Глаза животных»; Беседа с врачом-офтальмологом на тему «Почему болят наши глаза»; провели познавательные занятия: «Глаза – главные помощники человека», «Фразеологизмы о глазах», «Что выражают наши глаза», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о глазах»; экскурсия в «Оптику», викторину «Что мы знаем о глазах животных", беседы «Что вредно, а что полезно для глаз», «Продукты, полезные для глаз», «Ребёнок и компьютер».
Организация игровой деятельности:
Дидактические игры: «Подбери по цвету, оттенку», «Найди различия», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Путаница», «Найди по схеме», «Лабиринты», «Узнай по силуэту и контуру», «Найди свой домик по форме и цвету», «Валеология: о глазах».
Направление: Художественно-эстетическое развитие
Совместная художественная деятельность: «Пластилиновые очки», «Карнавальные очки», рисование «Что выражают наши глаза», лепка и аппликация «Такие разные очки», совместное изготовление поделок с родителями на конкурс «Забавные очки».
Посещение выставок, концерта; прослушивание музыки, песен; танец «Разноцветная игра»
3. Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие детей и родителей, оформление материалов проекта.
Результат:
У детей:
- Расширились знания о строении и функциях зрительного анализатора, о способах профилактики зрительных нарушений, о заболеваниях глаз и их лечении. Дети много узнали о глазах и зрении животных.
- В ходе реализации проекта повысился познавательный интерес к работе врача - офтальмолога, сестры - ортоптистки.
- Дети стали более осознанно относиться к своему здоровью.
- Проектная деятельность способствовала развитию творческих способностей детей, мышления, внимания, восприятия, связной речи, расширению словарного запаса.
У родителей:
- Сформирован интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей: родители активнее посещают родительские собрания, консультации врача-офтальмолога, тифлопедагога, сестры-ортоптистки; читают рекомендуемый материал, представленный на стендах;
- Расширились представления родителей об аппаратном лечении детей в нашем ДОУ (в ходе посещения семейного клуба).
У педагогов:
- Разработаны конспекты занятий для детей старшей и подготовительной групп по теме «Наши глаза», подобран и изготовлен дидактический материал к занятиям;
- Разработана тематика валеологических игр и бесед о глазах для детей старшего дошкольного возраста, а также памятка «Как беречь свои глаза».
Продукт проекта:
- Пополнены коррекционные уголки в группах при активном участии родителей воспитанников; подобраны и изготовлены дидактические игры по развитию зрительного восприятия;
- Созданы папки-рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта;
- Изготовлены на группах папки «Береги свои глаза» с подбором иллюстративного материала, конспектами занятий, художественным словом, работами детей;
- Оформлена выставка книг и пособий «Всё о зрении»;
- Изготовлены плакаты «Что полезно, а что вредно для глаз»;
- Подготовлен и проведён с детьми заключительный концерт «Береги свои глаза».
6 .Выводы:
Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.
Интеграция образовательных областей в рамках реализации различных проектов
- Сделает жизнь в детском саду более осмысленной и интересной
- Раскрывает значительные педагогические возможности, повышает познавательный интерес у детей, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи
- Будет способствовать формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка
- Будет содействовать развитию ребенка при взаимодействии с родителями
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»
Использование проектной деятельности в д/у помогает в решении поставленной перед детьми и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...
«Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»
Использование проектной деятельности с учетом принципа интеграции всех областей, то есть их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивает целостность образовательного проекта....
Презентация «Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»
Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые ФГО...
Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО по теме «Путешествие по сказке».
Задачи:1. Продолжать развивать способность выявлять общее и различное, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным, прогнозировать эффект от...
интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта "Береги свои глаза"
Сформировать представление детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны....
Выступление на педсовете «Реализация принципа интеграции образовательных областей на примере творческого проекта «Малый город, большая история»
Главная цель темы - развитие интереса к истории своей страны, воспитание любви к ней. А так как любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине, а тема малой Родины не отражается в кале...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.
Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...