интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта "Береги свои глаза"
проект (старшая группа)

Власова Алина Евгеньевна

Сформировать представление детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.odt19.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БЕРЕГИ СВОИ ГЛАЗА»

Выполнила:

                Власова А.Е.,

2020 г.

  Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, т.е. должна способствовать формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. Ведь только активный человек может стать успешным.

Организация педагогического процесса в  дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы.

    Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.

Поэтому, и образовательный процесс  в нашем ДОУ основывается на комплексно-тематическом подходе с учётом принципа интеграции всех образовательных областей, т.е. их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивая целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача: разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.

     В настоящее время в век информационных технологий для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Наличие широкой распространённости зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов образовательных учреждений и родителей по вопросам лечения, развития и охраны зрения, а также необходимость работы с детьми по развитию осознанного отношения к своему здоровью и формированию потребности в здоровом образе жизни.

Предварительно проведённые беседы с детьми позволили выяснить, что дети имеют недостаточные представления о строении и функциях глаз, о заболеваниях глаз и профилактике зрительных нарушений.

        С родителями было проведено анкетирование "Родительская компетентность в области офтальмологического лечения ребёнка". Результаты анкетирования показали, что не все родители достаточно владеют информацией по вопросам лечения, охраны и развития зрения.

        

        Посещая детский сад для детей с нарушением зрения, родители и дети  имеют недостаточно представлений о строении и функциях глаз человека, о профилактике зрительных нарушений, о лечении заболеваний.

    Каким образом сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью, к своему зрению и способам его охраны? Какие выбрать эффективные формы и методы работы с дошкольниками?

        С этой целью специалистами нашего учреждения был разработан информационно-практико-ориентированный проект "Береги свои глаза".

        С целью введения детей в проект была разработана и представлена  дефектологами и логопедами инсценировка "Айболит лечит глаза" в виде  сказки. Главные герои сказки (Бармалей, Буратино, Мальвина, Карлсон) обращались к Айболиту за помощью, чтобы вылечить разные заболевания глаз. Участники инсценировки очень интересно и доходчиво объясняли детям, какие нарушения зрения бывают, как лечить глаза, как их беречь.

 Данная инсценировка способствовала развитию познавательного интереса  у детей к данной проблеме.

         Использование именно проектной деятельности  будет помогать в решении, поставленной проблемы, поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне, что позволит говорить о достаточной эффективности образовательного процесса, поможет раскрыть потенциал самих воспитанников, будет побуждать к активному познанию  окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию  мышления, коммуникативных способностей.

 Цель проекта:

 Сформировать представления детей о значении зрения в жизни людей и способах его охраны.

 Задачи проекта:

-  Расширять и систематизировать представления детей о строении и функциях зрительного анализатора.

-  Познакомить  с заболеваниями глаз и их лечением.

- Формировать знания о способах охраны зрения, о профилактике зрительных заболеваний.

- Развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни.

-  Закреплять знания о работе врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки.

-  Расширять представления о глазах и зрении  животных.

-  Стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, приобщать детей к отражению своих  впечатлений в предметно-продуктивной деятельности.

-  Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

 - Развить умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, делать выводы.

 Принципы: 

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности);

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей; т.к.

совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

- взаимодействие с родителями.

Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 Тип проекта:

      Информационно - практико - ориентированный проект, коллективный. 

 Сроки реализации:

      1 неделя

 Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста;

- воспитатели,

- учителя - дефектологи,

- учителя - логопеды,

- педагог - психолог,

- родители.

Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.

 Формы и методы работы, используемые в ходе реализации проекта:

- Посещение выставок

-  Просмотр презентаций

-  Экскурсия  

-  Оформление и выставка плакатов

-  Проведение инсценировок

-  Организация продуктивной деятельности

-  Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр  

 -  Оформление выставки совместных творческих работ детей и  родителей

-  Проведение занятий по социально-бытовой ориентировке  

- Чтение и разучивание стихов, пословиц о глазах

 - Разучивание зрительных гимнастик, физкультминуток

-  Прослушивание песен о глаза

-  Проведение физкультурных развлечений

 - Проведение заключительного концерта с подведением итогов

 Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап: на данном этапе изучили литературу, подготовили материалы по данной теме, разработали формы работы с детьми, родителями, воспитателями, специалистами; отобрали художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подобрали дидактические игры для развития зрительного восприятия, провели консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздали им домашнее задание (собрать материалы по теме проекта: сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, зрительные гимнастики; помочь в организации выставки «Такие разные очки»), разработали план мероприятий по реализации проекта, продумали и оформили музыкальный зал (с целью создания праздничной атмосферы).

2. Основной этап: проектная деятельность велась по четырём образовательным направлениям: физическое развитие, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

3.Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие в проекте детей и родителей, оформление материалов проекта.

 Направление: Физическое развитие

Организация и проведение  физкультурных развлечений «Как наши глаза помогают нам быть сильными, ловкими, умелыми», «Путешествие в Глазоград»; разучивание и проведение зрительных гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и меткости «Попади в цель», «Тир», «Кто быстрее», «Не задень кеглю», «Третий лишний» и другие.

Направление: Социально-личностное развитие

- Театрализованные постановки;

- Игровая деятельность;

- Занятия-беседы;

- Игры-инсценировки;

- Создание альбомов

Организация игровой деятельности:

     Организация сюжетно-ролевых игр «Больница», «На приёме у врача-офтальмолога», «Оптика», «В гостях у Айболита».

     Театрализованные инсценировки на стихи Н. Орловой «Береги свои глаза», «На приёме у врача», басни Крылова «Мартышка и очки».

 Творческая игра: «Что выражают наши глаза»

Направление: Познавательно-речевое развитие

 

        Просмотр презентаций: «Что видят наши глаза», «Такие разные очки», «Глаза животных»; Беседа с врачом-офтальмологом на тему «Почему болят наши глаза»;  провели познавательные занятия: «Глаза – главные помощники человека», «Фразеологизмы о глазах», «Что выражают наши глаза», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о глазах»; экскурсия в «Оптику», викторину «Что мы знаем о глазах животных", беседы «Что вредно, а что полезно для глаз», «Продукты, полезные для глаз», «Ребёнок и компьютер».

Организация игровой деятельности:

        Дидактические игры: «Подбери по цвету, оттенку», «Найди различия», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Путаница», «Найди по схеме», «Лабиринты», «Узнай по силуэту и контуру», «Найди свой домик по форме и цвету», «Валеология: о глазах».

Направление: Художественно-эстетическое развитие

         Совместная художественная деятельность: «Пластилиновые очки», «Карнавальные очки», рисование «Что выражают наши глаза»,  лепка и аппликация «Такие разные очки»,  совместное изготовление поделок с родителями на конкурс «Забавные очки».

 Посещение выставок, концерта; прослушивание музыки, песен; танец «Разноцветная игра»

 

3. Заключительный этап: подведение итогов, награждение за участие детей и родителей, оформление материалов проекта.

 Результат:

  У детей:

- Расширились  знания о строении и функциях зрительного анализатора, о способах профилактики зрительных нарушений, о заболеваниях глаз и их лечении. Дети много узнали о глазах и зрении животных.

- В ходе реализации проекта повысился познавательный интерес к работе врача - офтальмолога, сестры - ортоптистки.

- Дети стали  более осознанно относиться к своему здоровью.

- Проектная деятельность способствовала развитию творческих способностей детей, мышления, внимания, восприятия,  связной речи, расширению словарного запаса.

  У родителей:

        - Сформирован интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей: родители активнее посещают родительские собрания, консультации врача-офтальмолога, тифлопедагога, сестры-ортоптистки; читают рекомендуемый материал, представленный на стендах;

- Расширились представления родителей об аппаратном лечении детей в нашем ДОУ (в ходе посещения семейного клуба).

 У педагогов:

        - Разработаны конспекты занятий для детей старшей и подготовительной групп по теме «Наши  глаза»,  подобран и изготовлен дидактический материал к занятиям;

        -  Разработана тематика валеологических игр и бесед о глазах для детей старшего дошкольного возраста, а также памятка «Как беречь свои глаза».

 Продукт проекта:

-  Пополнены коррекционные уголки в группах при активном участии родителей воспитанников;  подобраны и изготовлены дидактические игры по развитию зрительного восприятия;

- Созданы папки-рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта;

-  Изготовлены на группах папки  «Береги свои глаза» с подбором иллюстративного материала, конспектами занятий, художественным словом, работами детей;

-  Оформлена выставка книг и пособий «Всё о зрении»;

-  Изготовлены плакаты «Что полезно, а что вредно для глаз»;

-  Подготовлен и проведён с детьми заключительный концерт «Береги свои глаза».

6 .Выводы:   

 Таким образом, цель и задачи проекта выполнены.

    Интеграция образовательных областей в рамках реализации различных проектов

  • Сделает жизнь в детском саду более осмысленной и интересной
  • Раскрывает значительные педагогические возможности, повышает познавательный интерес у детей, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи
  • Будет способствовать  формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка
  • Будет содействовать развитию ребенка при взаимодействии с родителями 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»

Использование  проектной деятельности в д/у   помогает в решении поставленной перед детьми  и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...

Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Береги свои глаза»

Использование  проектной деятельности в д/у   помогает в решении поставленной перед детьми  и их родителями проблемы, о том, что надо беречь глаза. С целью повышения эф...

«Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»

Использование проектной деятельности с учетом принципа интеграции всех областей, то есть их взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга, обеспечивает целостность образовательного проекта....

Презентация «Интеграция образовательных областей в рамках реализации проекта «Мама – самый лучший друг»

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемые ФГО...

Интеграция образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО по теме «Путешествие по сказке».

  Задачи:1.    Продолжать развивать способность выявлять общее и различное, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным, прогнозировать эффект от...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...

Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО».

Семинар-практикум«Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО»....