Здоровый дошкольник
статья (старшая группа) по теме
Здесь вы найдёте много полезных советов и материалов по образованию детей, подготовке их к школе, а так же, как сохранить и укрепить здоровье дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebenok_k_shkole_statya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Готов ли ребёнок к школе?
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых – это умение ребёнка читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться на определённом деле, для третьих большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всём», для четвертых - умение выполнять все требования взрослых. Иногда дошкольная подготовка детей сводится обучению их чтению, письму. Но исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают те дети, которые не готовы к новой роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Прежде чем ответить на вопрос - готов ли мой ребёнок к школе, внимательно понаблюдайте за ним. Это поможет глубже узнать его и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволяют ему успешно учиться.
- Ребёнок успешно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, знает правила общения. Умеет общаться с другими взрослыми, тактичен. Не избегает общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Ребёнок воспринимает инструкцию и по ней выполняет действие; ему не нужно несколько раз повторять задание. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки, не ждёт конкретных указаний. Не суетится, не торопится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых.
Как подготовить руку ребёнка к письму?
Среди современных материалов следует отметить те, которые опираются на методику, в основе которой лежит работа с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью разных контуров геометрических фигур, последующая штриховка параллельными, волнистыми линиями. Но не стоит ограничиваться только прописями и обводками. Можно вместе с родителями изготовить комплект наждачных букв или букв, контуры которых образованы из наклеенных на картон круп (гороха, чечевицы, риса и др.), прошиты стежками или проколоты с помощью шила на ламинированном материале.
А потом работа с элементами букв.
Для овладения навыком наглядного моделирования буквы, можно использовать разнообразные упражнения: выкладывание буквы из палочек, верёвочек, монеток и других материалов, обведение буквы, сделанной из наждачной бумаги, «написание» буквы на каком-либо участке собственного тела (это позволяет развивать тактильные ощущения), рисовать буквы в воздуху (развивает координацию движений), письмо букв на сыпучих материалах – манке, изображение буквы в схеме собственного тела – «Алфавит телодвижений», что также помогает развитию общей моторики. Все эти виды работ помогают детям запомнить букву, представить её в пространстве, а в дальнейшем умело ориентироваться на листе бумаги.
Играйте с детьми, занимайтесь, увлекайте их различными видами деятельности. Дети за первые 6 лет своей жизни узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. «И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, руководитель института развития человеческого потенциала, - просто дети делают то, что им нравится. Маленькие дети испытывает безграничную жажду знаний. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребёнка или было бы для вас тяжёлой обязанностью»
Воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования
Михайлова Вера Николаевна
Как самостоятельно научить пятилетнего ребёнка читать и писать
Экспериментальными исследованиями сотрудников НИИ дошкольного воспитания выявлено, что в четырёхлетнем возрасте дети обладают особой остротой чувствительности к звуковой стороне речи. Очень важно начинать обучение на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной теме в день («Звук и буква А», «Звук и буква О» и т.д.)
Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях:
- В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На протяжении всего периода обучения дома
следует называть и звуки и соответствующие им звуки одинаково – т.е. так, как звучи звук. Например, звук (М) мы произносим отрывисто, так, как он звучит в слове ком, дом, сом.
И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - Э и М. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы: М!А!- и только после этого читает сам слог: МА. Это навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочёл буквы слога. Следует иметь в виду, что сначала многие дети испытывают трудности в различении букв. Однако это не должно стать причиной прерывания обучения!
Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы рекомендуются следующие приёмы:
- взрослый пишет «трудную» букву большого размера ( 5-6 см), ребёнок раскрашивает её
- лепка ребёнка буквы из пластилина
- вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым
- «написание» букв в воздухе
- сравнение буквы со знакомыми предметами ( буква А – «Вот шалашик, посмотри, есть скамеечка внутри», буква О- «Буква О - у машины колесо»)
- обводки и письмо букв по контуру, нарисованному взрослым
- письмо букв по опорным точкам
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Различает ли ваш ребёнок понятия «слева», «справа»? Ребёнок должен правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д. Если ребёнок пишет не в ту сторону - чаще всего это следствие несформированных понятий «слева», «справа».
Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков. Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. В таком случае начните с набора из четырёх кубиков.
Как подготовить руку ребёнка к письму
Полезны все виды занятий, связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игры с мозаикой, конструкторами, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковый театр и т.д. Все упомянутые занятия полезны вдвойне, так как, развивая мускулатуру пальцев, стимулируем и развитие речи ребёнка. Этот факт обоснован наукой.
Взаимоотношения с ребёнком в процессе обучения следует строить таким образом, чтобы он видел в вас не требовательного наставника, а друга, всегда готового придти на помощь. Не давайте, пожалуйста, малышу низких оценок, не увлекайтесь критикой его недостатков. Значительно полезнее – похвала! Не страшно, если она будет несколько завышена: получая её в качестве аванса, ребёнок всеми силами будет стараться ей соответствовать. Однако и разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребёнку, так как не следует забывать, что недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или физическая слабость. Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Здоровый дошкольник – здоровый школьник.
Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...
Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")
Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...
Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»
В данной работе представлени проект целью которого, является создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения к ...
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....