Здоровый дошкольник
статья (старшая группа) по теме

Михайлова Вера Николаевна

Здесь  вы  найдёте  много  полезных советов и материалов  по образованию  детей, подготовке их к школе, а так же, как сохранить и укрепить здоровье дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_rebenok_k_shkole_statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли  ребёнок к школе?

    На этот  вопрос трудно ответить однозначно. Для  одних  взрослых – это умение ребёнка  читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться на определённом  деле, для третьих  большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всём», для четвертых - умение  выполнять все  требования взрослых.  Иногда дошкольная  подготовка детей  сводится обучению  их чтению, письму. Но  исследования  психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие  трудности в школе испытывают те дети, которые не готовы к новой  роли  ученика с определённым набором  таких качеств, как умение  слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать  что-то новое.

    Прежде чем ответить на вопрос - готов ли мой ребёнок к школе, внимательно понаблюдайте за ним. Это  поможет  глубже узнать его и определить, достаточно ли  сформированы те качества и умения, которые позволяют ему успешно  учиться.

  1. Ребёнок  успешно  идёт  на контакт со  сверстниками и взрослыми, знает  правила  общения.  Умеет  общаться с другими  взрослыми, тактичен. Не  избегает общения.
  2. Управляет  своим  поведением, знает, что можно и чего  нельзя, неагрессивен, недрачлив.
  3. Ребёнок  воспринимает инструкцию и по ней выполняет действие; ему  не нужно  несколько раз повторять задание. Может  сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10-15 минут.
  4. Самостоятельно находит и исправляет  ошибки, не ждёт  конкретных  указаний. Не суетится, не торопится, не требует  постоянного внимания взрослых.
  5. При  неудаче не сердится, принимает помощь взрослых.

   Как  подготовить руку ребёнка  к письму? 

    Среди  современных материалов  следует отметить те, которые  опираются на  методику, в основе  которой лежит  работа с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью разных  контуров геометрических  фигур, последующая штриховка параллельными,  волнистыми  линиями. Но не стоит ограничиваться  только прописями и обводками. Можно вместе с родителями изготовить комплект наждачных  букв или  букв, контуры  которых  образованы из  наклеенных на картон круп  (гороха, чечевицы, риса и др.), прошиты стежками или проколоты с помощью шила на ламинированном материале.  

    А потом работа с элементами  букв. 

   Для овладения навыком наглядного  моделирования  буквы, можно  использовать  разнообразные упражнения: выкладывание буквы из палочек, верёвочек, монеток и других материалов, обведение буквы, сделанной из наждачной бумаги, «написание» буквы  на каком-либо участке собственного тела (это позволяет  развивать тактильные  ощущения), рисовать буквы в воздуху (развивает координацию движений), письмо букв на сыпучих материалах – манке, изображение буквы в схеме  собственного тела – «Алфавит  телодвижений», что также помогает развитию общей моторики. Все эти виды работ помогают детям  запомнить  букву, представить  её в пространстве, а в дальнейшем умело ориентироваться на листе бумаги.

    Играйте с детьми, занимайтесь, увлекайте их различными  видами  деятельности. Дети за первые 6 лет  своей  жизни  узнают в три  раза больше, чем за всю  остальную  жизнь. «И в этом  нет ничего  странного, - утверждает  Глен Доман, руководитель института  развития человеческого потенциала, - просто дети делают то, что им нравится. Маленькие  дети  испытывает  безграничную жажду  знаний. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребёнка или было бы для вас тяжёлой обязанностью»

                                                           

                                                         Воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования

                                                                     Михайлова Вера Николаевна

   

Как  самостоятельно  научить пятилетнего  ребёнка  читать и  писать

     Экспериментальными  исследованиями  сотрудников НИИ дошкольного воспитания выявлено, что в четырёхлетнем возрасте дети обладают  особой остротой чувствительности к звуковой стороне речи. Очень  важно начинать  обучение  на основе  одновременного изучения звука  и его  графического  изображения – буквы.

     На начальном  этапе следует  изучать  с ребёнком по одной теме в день («Звук и буква А», «Звук и буква О» и т.д.)

Самые  распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних  условиях:

  1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На  протяжении всего  периода  обучения дома

следует называть и звуки и соответствующие им звуки одинаково – т.е. так, как звучи звук. Например, звук (М)  мы  произносим  отрывисто, так, как он звучит в слове ком, дом, сом. 

И букву М необходимо  называть так же! Ни в коем  случае не ЭМ! Говоря  ЭМ, мы произносим два звука - Э  и М. Данное  обстоятельство  только дезориентирует детей.

   2.  Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала   называет  буквы: М!А!- и  только  после этого читает сам слог: МА. Это  навык  неправильного чтения очень  стойкий и исправляется с большим  трудом. Правильное чтение – это  чтение  слогами. И пусть в начале обучения ребёнок  сколь угодно долго читает (тянет) первую  букву  слога, пока не сообразит, какая буква  следующая: МММА. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он  слитно  прочёл буквы  слога. Следует иметь в виду, что сначала многие  дети  испытывают трудности  в различении букв. Однако это  не должно  стать  причиной прерывания  обучения!

  Чтобы ребёнку было легче запомнить буквы  рекомендуются следующие  приёмы:

- взрослый пишет «трудную» букву большого размера ( 5-6 см), ребёнок раскрашивает её

- лепка ребёнка буквы из пластилина

- вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым

- «написание»  букв в воздухе

- сравнение буквы со знакомыми  предметами ( буква А – «Вот  шалашик, посмотри, есть скамеечка внутри», буква О- «Буква О - у машины колесо»)

- обводки и письмо  букв по контуру, нарисованному  взрослым

- письмо  букв по опорным  точкам

Как  помочь  ребёнку, если  он забывает, путает, неправильно пишет  буквы?

     Различает ли ваш  ребёнок понятия «слева», «справа»? Ребёнок  должен правильно выполнять задания: покажи  своё правое ухо, левую ногу и т.д.  Если  ребёнок  пишет не в ту  сторону - чаще всего это  следствие несформированных  понятий «слева», «справа».

     Умеет ли ваш  ребёнок  складывать  картинки из  шести кубиков. Если  он затрудняется, то это  следствие  недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. В таком  случае начните с набора из четырёх кубиков.

 Как  подготовить  руку ребёнка к письму

Полезны  все виды занятий, связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук: игры с мозаикой,  конструкторами, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковый театр и т.д. Все упомянутые занятия полезны вдвойне, так как, развивая мускулатуру пальцев, стимулируем  и развитие речи ребёнка. Этот факт обоснован  наукой.

     Взаимоотношения с ребёнком в процессе обучения следует  строить таким образом, чтобы он видел в вас  не требовательного наставника, а друга, всегда готового  придти на помощь. Не давайте, пожалуйста,  малышу низких оценок, не увлекайтесь  критикой его  недостатков. Значительно полезнее – похвала! Не страшно, если  она будет  несколько завышена: получая её в качестве  аванса, ребёнок всеми  силами будет  стараться ей соответствовать. Однако и разумная  требовательность  взрослого  будет  только на пользу ребёнку, так как не следует  забывать, что недостаточное  развитие воли  является более частой  причиной неуспеваемости в школе, чем интеллектуальная или  физическая  слабость.                                                                                                       Успехов! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”

Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

 Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...

Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")

Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...

Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»

В данной работе представлени проект целью которого, является  создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения  к ...

Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....

ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)

Тема: «Оптимизация  процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....