Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами музыки
статья по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья средствами музыки.
Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Для предшкольного образования России важными являются следующие положения: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
Термин «социальная адаптация» сегодня трактуется как система методов и приёмов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации (приспособления к новым социальным условиям).Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это реальность нашего времени. Поэтому так важно научить жить в современном обществе и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии.
Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.
Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.
Таким образом, осуществляется один из принципов инклюзивного образования – равные возможности для всех детей, когда дети с ОВЗ воспитываются и учатся вместе со здоровыми детьми.
Введение в непосредственно- образовательную деятельность (НОД) музыкально-коррекционных занятий – это не только веяние времени, но и необходимость, вызванная задачей сохранения физического и психического здоровья детей. Данная проблема с успехом решается в нашем дошкольном учреждении, где существуют специализированные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). В программе «Детство», под ред. Логиновой в части образовательной области «Музыка» сказано
Большое внимание уделяется упражнениям на развитие мелкой моторики, речевых и мимических движений. Такие невербальные способы общения очень полезны. Например, популярная среди ребят игра «Звездочет», автор- С.Г. Насауленко. Суть игры заключается в том, чтобы с помощью пантомимы показать любое действие ( рисование на стекле, игра в теннис, полив растений, мытье рук , танец и т.д.).
Для развития мелкой моторики использую такое упражнение: «Колечко»(автор И.Гурина)
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; песенку поют дети с педагогом.
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки.
Мелкая моторика рук развивается также через выполнение танцевальных движений с атрибутами и без них в медленном темпе, логоритмических упражнений.
Для тренировки артикуляционного аппарата предлагаю маленькие песенки, автор О.Анисимович:
Педагог: На лугу паслась корова – Дети:«Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Дети получают от таких упражнений не только пользу, но и эмоциональное удовольствие, меняясь ролями с педагогом и друг с другом.
Коммуникативные навыки приобретаются в процессе слушания музыки и её анализа. В своей работе я стараюсь придерживаться феноменологического принципа – погружение ребёнка в музыкальное произведение и дать возможность высказаться ему без наводящих вопросов и принуждения. Педагог только помогает ребенку грамотно выразить его мысль, чтобы она стала понятна всем присутствующим. Например, при слушании пьесы В.Ребикова «Медведь», педагог не говорит название произведения, а предлагает самим ребятам рассказать об услышанной музыке. С помощью музыкально-выразительных средств, общего настроения музыки дети способны проследить за развитием художественного образа и дать самостоятельные определения: «Музыка тяжелая, медленная», «Как будто чья-то тяжелая поступь…» и наконец, «Похоже, медведь пробирается через бурелом…». Такой поисковый метод активизирует мозговую деятельность, развивает воображение и творческий потенциал ребенка. Особый смысл приобретает музыкальное произведение тогда, когда все дети хотят о нем рассказать без давления со стороны взрослого и провести аналогию с окружающей действительностью. Например, прослушав и проанализировав «Кавалерийскую» Д. Кабалевского, мальчик заметил: «Я видел кавалеристов, они быстро едут, такие смелые, храбрые. Музыка правильно о них рассказывает. Я тоже буду смелым».
Большую роль в музыкально-коррекционных занятиях играет оркестр, когда дети с заболеваниями ОДА, ДЦП хотят утвердиться в том, что и они смогут прикоснуться к инструментам, извлечь звуки и сотворить музыку. Дети учатся выступать перед зрителями, приобретают навыки исполнительства, раскрепощаются при игре на музыкальных инструментах, что дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка и проявления себя как человека талантливого, своеобразного, тонко чувствующего прекрасный мир музыкального искусства.
Музыкально- коррекционные занятия направлены на творческую реабилитацию дошкольников с ОВЗ. В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети с удовольствием сочиняют музыку к сказкам. Так, всем известная русская народная сказка «Теремок» преображается музыкальными характеристиками героев, которые придумывают дети. Мышку изображают тихой, робкой мелодией, сыгранной на металлофоне, ёжика – шуршащим маракасом , медведя – барабаном в пунктирном ритме марша, лягушку – громкой колотушкой. На следующем этапе – сочинение мелодии или песенки на фортепиано или синтезаторе. Маленькие двустишия звучат устами детей как шедевры.
«Мышка – серенький бочок прибежала в Теремок» - сочинила Соня Б. « У лягушки-квакушки глазки на макушке» - добавляет Семён С. « Ежик в Теремке не тужит, всем зверюшкам службу служит» - вторит Аня К. «Серый зайка прискакал – Теремочек задрожал!» - продолжает Света К. «Медведь на бок завалился – Теремок и развалился!» - заканчивает сказку Настя Г. В процессе сочинения песенок –образов, создается музыкальное оформление содержания сказки: вступление (своеобразная «увертюра») и заключение – финал. Как итог всей работы – показ сказки «Теремок» детям младшей группы с собственным музыкальным оформлением. Детям очень нравятся такие выступления, они чувствуют себя настоящими артистами и музыкантами.
Положительный эффект в музыкально-коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. Лечебно-оздоровительное воздействие пения основывается на специальных упражнениях дыхательной гимнастики, правильного звукоизвле-чения, верной фразировки, артикуляции. Очень помогает в работе дыхательная методика А.Н.Стрельниковой. Излюбленная забава для ребятишек – рисунки на зеркале. Ребёнок делает вдох и выдыхает на зеркало так, чтобы оно затума-нилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, каракули и т.д. Все дети знают, что голос – это главный инструмент у человека и его надо беречь, укреплять, развивать. Песни, которые предлагаются маленьким певцам, всегда доступны по тесситуре, эмоционально окрашены и оптимальны для развития детского голоса. К тому же большое значение отводится песенному творчеству. Детям очень нравится сочинять песенки по ролям. Например, стишок И.Гуриной «Хомячок» (музыка Сахаровой М.А.) дети озвучивали так:
1-й ребёнок:-Я хомячок 2-й ребёнок: ням-ням,
Я ем зерно ням-ням,
Живу я там ням-ням,
Где есть оно. ням-ням!
-Хомячок, хомячок,
Покажи свой бочок!
-Нет, не покажу,
Я на нем лежу!
Таким образом, дети больше общаются друг с другом, адаптируясь к условиям, которые им предлагают взрослые.
Музыкально-терапевтические занятия нередко заканчиваются «музыкальным отдыхом», когда расслабляется тело и хочется полежать на коврике с закры-тыми глазами, с любимой игрушкой в руках.
Во время сеансов релаксации, под специально подобранную музыку с частотой 60 ударов в минуту, дети учатся расслабляться, сосредотачиваться на создаваемых образах, сочинять, фантазировать, а затем делиться своими впечатлениями друг с другом.
Творческая реабилитация таких детей не ограничивается музыкально-терапевтическими занятиями. Дети активно выступают на праздниках и концертах с ребятами других групп, активно вовлекаются в творческие конкурсы по ИЗО искусству, развитию речи, хоровому пению, сценическому искусству. Музыкально-эстетическая реабилитация закладывает основу для будущего интеллектуального и физического роста личности, способствует её гармоническому росту , развивает воображение, музыкальные и творческие способности, дает возможность переносить полученный на музыкально-коррекционных занятиях опыт коммуникации на другие сферы жизни. Это дает возможность не изолировать ребенка, а сориентировать общество на гумани-зацию, социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ. Поэтому, говоря об инклюзивном образовании сегодня и завтра, нужно постепенно менять социальную психологию общества, уходить от стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ, формировать позитивное общественное мнение о совместном образовании всех детей, независимо от состояния здоровья или способностей.
Автор статьи : Сахарова Мария Александровна
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с № 66 г.Владимира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки
Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариа...
Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста
В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Раскрыты вопросы организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в условиях ДОУ...
Презентация "Игра как средство социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста"
Социальная адаптация – процесс приспособления личности ребёнка к изменяющимся условиям социальной среды в дошкольном учреждении, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер....
Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития
В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....
Презентация:"Театрализованная деятельность как эффективное средство социальной адаптации детей дошкольного возраста"
Основная цель это сотрудничество с актёрами действующих театров, для того чтобы дать детям проявить себя в творчестве, раскрепостить мологоворящих и застенчивых детей. Поэтому взаимодействие заключает...