Программа просвещения родителей как мера государственной поддержки семьи и инструмент формирования единого образовательного пространства
презентация

Ступакова Валентина Ивановна

 Программа просвещения родителей является инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительоских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ( законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации» как мера государственной поддержки семьи и инструмент формирования единого образовательного пространства Подготовила: Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ №85 Приморского района СПб 2025

Слайд 2

ФАКТОРЫ, ВЫЗВАВШИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Современный родитель Противоречия 1. Имеет доступ к обширной информации о воспитании, развитии и образовании ребенка. 2. Информации много, но затруднено критическое восприятие ее. 3. Не видит в педагогах основной источник достоверной информации и надежного партнера. 4. Ориентирован на цифровую среду. 1. Новые социальные запросы семей и старые технологии взаимодействия. 2. Необходимость диалога с родителями (преобладание монологических форм общения) 3. Потребность родителей в профессиональной помощи и отсутствие видения педагога как носителя компетентной информации. Социализация в современном мире происходит с помощью: семьи , детского сада , медиа и цифровой среды Агенты социализации в современном мире: семья, детский сад, медиа и цифровая среда

Слайд 3

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. ФЗ от 05.04.2021 № 85 внесены изменения в ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закреплено понятие просветительской деятельности: « Деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов ». Часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в РФ»: образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья , развития индивидуальнных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Слайд 4

НОРМАТИВНАЯ БАЗА 2. п.3 перечня поручений Президента РФ от 14 июня 2022 г . № Пр-1049 ГС (по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ от 25.05.2022 г.) - «Просвещение родителей задача государственной важности» . 3. ФОП ДО (Приказ Минпросвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»). П. 26 . Особенности взаимодействия пед. коллектива с семьями обучающихся ; П. 26.1. Определены главные цели взаимодействия пед. коллектива ДОО с семьями обучающихся: - обеспечение психолого-пед. поддержки семьи и повышение компетентности родителей; - обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; - повышение воспитательного потенциала семьи. П. 26.3. Определены основные задачи: информирование родителей; просвещение родителей; способствование развитию ответственного родительства; взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. 4 . Указ Президента РФ от 22.11.2023 № 875 «О проведении в РФ Года семьи».

Слайд 5

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ФОП ДО: П. 26.5 и п. 26.8 Направления деятельности педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и рекомендуемые формы, методы, приемы Направления деятельности Содержание деятельности Формы, методы, приемы 1. Диагностико- аналитическое направление получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого - педагогической компетентности родителей (законных представителей); планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; - согласование воспитательных задач - опросы; - социологические срезы; - индивидуальные блокноты; - «почтовый ящик»; - педагогические беседы; - дни (недели) открытых дверей; - открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и т.д.

Слайд 6

ФОП ДО: П. 26.5 и п. 26.8 Направления Содержание деятельности Формы, методы, приемы 2. Просвети- тельское - особенности физического и психического развития детей; выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми; особенности реализуемой в ДОО ООП ; условия пребывания ребёнка в группе; - родительские собрания; конференции; круглые столы; семинары-практикумы; - тренинги и ролевые игры; педагогические гостиные; родит. клубы; - информационные стенды, ширмы, папки-передвижки; - журналы и газеты, издав. в ДОО; - пед. библиотеки для родителей, сайт ДОУ и соц. группы в сети Интернет, медиарепортажи и интервью; - фотографии, выставки детских и совместных работ с родителями; - досуговые формы : совместные праздники и вечера, семейные спортивные и темат . мероприятия, досуги , знакомство с семейными традициями и др.

Слайд 7

ФОП ДО: П. 26.5 и п. 26.8 Направления деятельности Содержание деятельности Формы, методы, приемы 3. Консультационное направление по вопросам: взаимодействия родителей с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с освоением ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуаций ; способов воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошк . возрастов; способов организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и др. - консультации

Слайд 8

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Разработчики программы:  Министерство просвещения России;  Лаборатория дошкольного образования федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ «ИРЗАР»);  Преподаватели ФГБОУ ВО Московского педагогического государственного университета. При участии педагогических коллективов 39 пилотных образовательных организаций из 5 регионов : - Алтайский край - Красноярский край - Вологодская область - город Санкт-Петербург - ХМАО-Югра

Слайд 9

Хронология событий: 2023 год : разработка ПРОЕКТА программы просвещения родителей; 2024 год - Поэтапное внедрение Программы просвещения: Подготовка педагогов дошкольного образования к внедрению Программы; Подготовка обучающихся, осваивающих программы высшего образования, к просветительской работе с родителями (законными представителями); 2023-2024 год: - апробация ПРОЕКТА программы просвещения родителей (5 регионов РФ) ; - реализация Проекта Программы «Просвещение родителей; - общественное обсуждение ПРОЕКТА программы; - старт сбора лучших практик ДОО регионов по просвещению родителей; До 2030 года: внедрение и реализация «Программы просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов» в ДОО всех субъектов РФ.

Слайд 10

ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ . Ц ель и задачи программы просвещения Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Задачи: Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом раннем и дошкольном возрасте о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка ;

Слайд 11

Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка; Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей; Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании возможных причин возникновения трудностей в развитии ребенка и путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком; Информирование родителей о возможностях получения индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, основанный на выделенных проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с детьми.

Слайд 12

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАМЫ • Пояснительная записка • Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам: Раздел 1 . Родительство как особый феномен в жизни человека . 1.1. РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО; 1.2. СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ; 1.3. САМОЦЕННОСТЬ И УВАЖЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ; 1.4. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ . Ответственное родительство — это выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может развиваться. Компетентность родителя — способность родителя решать задачи воспитания, развития, обучения ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях, интересах и способностях ребенка.

Слайд 13

Установки ответственного родителя: Единство взглядов и подходов на процесс воспитания, поддержка и помощь ребенку во всех его действиях и начинаниях . 2. Чёткое выполнение родительских обязанностей , связанных с принятием полной ответственности за жизнь, благополучие и здоровье ребенка . 3. Спокойный, доброжелательный психологический климат в семье . 4. Регулярное общение и взаимодействие с ребенком, выступать в роли помощника и советчика в решении ребенком разнообразных задач . 5. В любой ситуации важно стараться вставать на позицию ребенка , видеть ситуацию глазами ребенка. 6. Быть последовательным в своих действия , самому всегда выполнять те правила и нормы, которые должен выполнять ребенок .

Слайд 14

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАМЫ Раздел 2 . Особенности, формы и методы просвещения родителей (законных представителей) в дошкольной образовательной организации. 2.1 . МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ; - Наблюдение – один из основных педагогических методов получения информации. - Опрос - получение информации о событиях, фактах, мнениях, оценках, предпочтениях. - Интервью предполагает ответы респондента на вопросы в процессе беседы. - Анкетирование - быстрое получение информации от большого числа респондентов. - Беседа подтверждение, конкретизация или опровержение каких-то выводов, Игровые тренинги позволяют сформировать у родителей практические навыки взаимодействия с детьми. 2.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОО : 1. Формы, направленные на информирование родителей; 2. Формы, направленные на формирование у родителей практического опыта воспитательных действий; 3. Формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми,

Слайд 15

Раздел 2 . Подразделы: 2.3. ВОЗМОЖНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА : Рекомендуемые формы просвещения родителей : - Ведение сайта образовательной организации; - Ведение блогов и страничек педагогов; - Электронная почта; - Сервисы по обмену мгновенными сообщениями; - Электронные книги для родителей; - Информационные буклеты и памятки; - Интерактивный плакат - современное многофункциональное наглядное средство передачи информации, имеющее интерактивную навигацию: ссылки, интерактивные кнопки перехода, области текстового и цифрового ввода ; - Тематические аудиозаписи и видеоролики на психолого-педагогическую тематику.

Слайд 16

Раздел 3. В ключает вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов . Подразделы : 3.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕМЬИ : Рекомендуемые формы и темы работы : вечер вопросов и ответов «Организация семей-ной образовательной среды»; брифинг «Семейная образовательная среда нужна?»; досуг «Семейная среда»; памятки «Влияние образовательной среды на развитие детей» и т.д.; 3.2. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ, ЗОЖ И БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШК. ВОЗРАСТОВ : Рекомендуемые формы и темы работы : дискуссия «Какого ребенка можно считать здоровым?»; электронные книги «В детский сад пойду без слез!»; выставка совместных рисунков «Мы спортивная семья»; консультация: «Двигательная активность – сохранение здоровья» и т.д. 3.3. ЗНАЧИМОСТЬ РЕЖИМА ДНЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА, СПОСОБЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ, ПОДДЕРЖАНИЯ В СЕМЬЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Рекомендуемые формы и темы работы : род. собрание «Значение режима для здоровья и развития ребенка»; консультация «Зачем нужно закаливание?»; дискуссия: «Нужен ли режим, когда ребенок дома?»; деловая игра: «Режим дня в детском саду и дома» и т.д.

Слайд 17

Раздел 3 . Подразделы: 3.4. НОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Представлены рекомендуемые методы определения нормы физического развития детей в соответствии с этапами роста: первый - от рождения до 1 года, второй - с 1 года до 3 лет, следующий период длится с 5 до 7 лет, затем - с 7 до 10 или 11 лет . 3.5. ВАКЦИНАЦИЯ ДЕТЕЙ В РФ вакцинация осуществляется в соответствии с национальным календарем прививок, включающим перечень обязательных прививок, которые должны быть выполнены в установленные сроки для профилактики опасных инфекционных заболеваний . (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6.12. 2021 г. № 1122н (редакция от 12.12.2023). 3.6 . РАЦИОНАЛЬН. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗ-В, НЕОБХОДИМЫЙ БАЛАНС ВЕЩЕСТВ Разбираются вопросы: Какое питание является рациональным? Что такое сбалансированное питание? Что не рекомендуют есть детям раннего и дошкольного возраста? Как меняется режим питания детей с возрастом? и т.д. 3.7. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШК. ВОЗРАСТА В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ Разбираются вопросы: Как сберечь ребенка от опасности на улице? Собираясь на дачу, чему следует научить ребенка? Как научить ребенка безопасному поведению, но не запугать его? и др.

Слайд 18

Раздел 3. Подразделы: 3.8. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТОВ (ОТ 2 МЕС. ДО 3 ЛЕТ) Разбираются вопросы: Как понять, что младенец правильно развивается? Что самое важное для развития в раннем возрасте? Как воспитать в ребенке самостоятельность? Нужны ли друзья в раннем возрасте? Как понять, готов ли ребенок к приучению к горшку? Что нужно для полноценного развития ребенка? 3.9. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Разбираются вопросы: Адаптация… Что это такое? Какая она бывает? В каком возрасте лучше отдать ребенка в детский сад? Как узнать, что наш малыш уже готов идти в детский сад? Что нужно сделать, чтобы ребенок хорошо и быстро адаптировался к детскому саду? и т .д . 3.10. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ЛЕТ ДО 8 ЛЕТ) Разбираются вопросы: Какие изменения в психическом развитии происходят в период дошкольного возраста? Как правильно формировать и развивать личность ребенка? Почему в дошкольном возрасте важна познавательная активность, любознательность? Как их формировать? Какие психологические трудности наблюдаются у детей дошкольного возраста? и др.

Слайд 19

Раздел 3. Подразделы: 3.11. РОЛЬ ИГРЫ И ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ Разбираются вопросы: Что такое детская субкультура? Нормально ли, если ребенок все время играет? Какие игры полезны, а какие могут навредить? Зачем нужна игра и может ли ребенок развиваться без игры? Откуда дети черпают сюжеты игр? 3.12. КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА ДОШК. ВОЗРАСТА Разбираются вопросы Какое значение и особенности имеет общение ребенка со взрослыми и сверстниками? В чем секрет популярности ребенка среди сверстников? Как помочь ребенку найти друзей в детском сообществе? Как помочь ребенку преодолеть трудности в общении? Как общение связано с самооценкой ребенка? Как обеспечить ребенку успешную социализацию в д/с? 3.13. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: Какие условия нужно создавать в семье для развития познаватель -ной деятельности детей? На что нужно обращать внимание в раннем и дошкольном возрасте для полноценного познавательного развития? Как создавать развивающее образовательное пространство для детей в семье? Как реагировать на неудобные познавательные вопросы детей? Какие проблемы в развитии познавательного интереса детей могут возникнуть и каковы пути их преодоления ?

Слайд 20

Раздел 3. Подразделы: 3.14. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: Что такое моральное сознание и как оно формируется? Что значит нравственное поведение у детей? Как связано поведение ребенка и его знание нравственных норм? Какие методы нравственного воспитания используются ? 3.15. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: Когда нужно начинать приучать детей к труду? Как объяснить ребенку, что любой труд, даже домашний, очень важен? Когда я спешу, то мне быстрее и проще убрать игрушки ребенка, одеть его, но он каждый раз начинает капризничать. Что я делаю не так? Нужно ли чтобы у детей были постоянные трудовые обязанности в семье? Нужно ли заставлять детей трудиться? 3.16. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей : консультация «Как правильно учить с детьми стихотворение»; родительское собрание «Роль художественного слова в развитии речи детей»; беседа с учителем-логопедом «Игры для развития речи»; мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики из бросового материала»; литературная гостиная: «Любимые книги и произведения семей воспитанников»; конкурсы чтецов для всей семьи .

Слайд 21

Раздел 3. Подразделы: 3.17. ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: С какого возраста можно учить ребенка читать? Нужно ли иметь дома бумажные книги? Как поддерживать интерес ребенка к чтению? Как понять, что книга соответствует возрасту и индивидуальным особенностям ребенка? 3.18. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: Что включает в себя художественно-эстетическое воспитание? Что такое детское творчество? Когда и с чего начинать творческое развитие? Как сохранить интерес к творчеству у ребенка? 3.19. ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Разбираются вопросы: Что такое гендер? В каком возрасте надо начинать гендерное воспитание? Нужно ли гендерное воспитание? Какие черты характера нужно формировать у мальчиков / девочек? Как воспитывать мальчика / девочку? 3.20 . ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛ Е Разбираются вопросы: Что значит «быть готовым к школе»? Что должен уметь ребенок к школе? Как подготовить ребенка к школе? Что делать, если ребенок неусидчив? Что делать, если ребенок не хочет идти в школу? Можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?

Слайд 22

Раздел 4 . Поддержка и просвещение родителей (законных представителей) , воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов . ПРЕДЛОЖЕНЫ: • Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей : консультативные формы работы с родителями детей с ОВЗ ; - обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях : • Специальные условия сопровождения ребенка с ОВЗ включающие разнообразные компоненты ( обозначены в п.3 ст.79 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») : - Специальные образовательные программы ; Адаптация среды и бытовых условий; Кадровые условия; Программы дополнительного образования.

Слайд 23

Раздел 5 . Права родителей (законных представителей) и государственная поддержка семей с детьми дошкольного возраста: 5.1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ; 5.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ . Раздел 6. Часто встречающиеся вопросы родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста и типичные проблемные ситуации («Вы спрашивали – мы отвечаем!»): 6.1. ОТНОШЕНИЯ БРАТЬЕВ И СЕСТЕР В СЕМЬЕ; Вопросы: Почему дети соперничают друг с другом? Как снизить конкуренцию между детьми в одной семье? Почему старший ребенок не уступает младшему? Как научить братьев и сестер дружить друг с другом? Надо ли родителю регулировать все отношения между детьми в семье?

Слайд 24

6.3. ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В СЕМЬЕ Вопросы : Можно ли обойтись без наказаний в воспитании? За какие проступки можно и нужно наказывать? Почему ребенок не меняет свое поведение в ответ на наказание? Какие поощрения являются эффективными? За что и как часто нужно хвалить ребенка? Можно ли поощрять игрушками или любимыми сладостями? Если возникает необходимость наказать ребенка, как сделать это так, чтобы ребенок понял смысл проступка и наказания ? 6.4. РАЗВОД В СЕМЬЕ Вопросы : Как объяснить детям, что развод не означает, что мы перестали их любить? Ребенок видит наши ссоры и отчуждение. Какой вред это может принести ребенку? После развода ребенок начал часто болеть. Почему так происходит? Я хочу запретить детям общаться с супругом /супругой. Правильно ли это? Как уменьшить негативное влияние развода на жизнь детей ? 6.2. ДЕДУШКИ И БАБУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Вопросы: Не слишком ли бабушки и дедушки балуют внуков? Можно ли позволять бабушкам и дедушкам вмешиваться в воспитание? В чем роль бабушек и дедушек в воспитании внуков? Не получится ли так, что наши дети будут больше любить бабушек и дедушек, чем нас?

Слайд 25

6.5. ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ ДОШКОЛЬНИКА Вопросы : Почему возникает тревожность у ребенка? Что является причиной страхов у ребенка? Какие страхи чаще встречаются в дошкольном возрасте? Как избавиться от тревожности у ребенка? Как бороться с детскими страхами? Какие признаки тревожности у ребенка? Опасны ли детские страхи? 6.6. БОЛЕЗНИ И СМЕРТЬ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ Вопросы : Как строить отношения с ребенком в семье, где есть тяжелобольной? Может ли болезнь члена семьи отрицательно повлиять на ребенка? Как разговаривать с ребенком о смерти? Надо ли брать детей на похороны? 6.7.ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Вопросы : Как объяснить ребенку, почему у него нет папы / мамы? Как хорошо воспитать мальчика / девочку без отца / матери? Мне кажется, что бабушка / дедушка пытаются заменить отсутствующего родителя. Как исправить такую ситуацию? У меня уходит много времени на работу и содержание семьи, отношения с ребенком стали портиться. Как объяснить ребенку, что мне приходится работать за двоих?

Слайд 26

6.8. ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА Вопросы: Что делать, чтобы быть для своего ребенка авторитетным? Что важнее: чтобы ребенок боялся или уважал? На каких качествах может основываться авторитет? Какое поведение родителей формирует их авторитет в глазах ребенка? Какие действия родителей могут подорвать их авторитет у ребенка? 6.9. ВЫБОР ПРАВИЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК Вопросы: Какие игрушки для ребенка наиболее полезны? На что ориентироваться при выборе игрушек? Нужны ли ребенку в первый год жизни игрушки? Нужно ли мне играть вместе с ребенком или я только помешаю? Что такое « антиигрушка »? Одинаковые или разные игрушки нужны девочкам и мальчикам? И т.д. 6.10. УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ; Вопросы: В кого наш ребенок, почему у него так много упрямства, ведь в нашей семье все спокойные? Как нам реагировать на его упрямство? Нужно ли замечать капризы ребенка или лучше их игнорировать? Когда ребенок капризничает, его нужно ругать или высмеять его поведение? Можно ли избежать капризов и упрямства ребенка? Если ребенок капризничает в общественном месте, как следует себя вести?

Слайд 27

6.11. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ Вопросы: Почему появляются вредные привычки? Как избавиться от вредной привычки? Нормально ли то, что у детей появляются вредные привычки? Какие привычки являются вредными и почему? Если у ребенка есть вредные привычки – это значит, что мы неправильно его воспитываем? 6.12. ПОРУЧЕНИЯ И ДОМАШНИЙ ТРУД Вопросы: Какой смысл в выполнении ребенком домашних дел – проще и быстрее самому сделать? Способен ли ребенок трудиться дома? Зачем заставлять ребенка что-то делать по дому, если потом придется переделывать? В каком возрасте можно давать ребенку постоянные поручения? Может ли ребенок выполнять домашние поручения наравне со взрослыми? 6.13. ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Вопросы : Стоит ли заводить ребенку домашнего питомца? Поможет ли домашнее животное в решении проблем с поведением у ребенка? Соглашаться ли, если ребенок сам принес в дом бездомное животное? Что может дать семье домашний питомец? Кто должен ухаживать за домашним питомцем в семье? Какой уход может выполнять ребенок самостоятельно?

Слайд 28

6.14. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРИЧИНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УЩЕРБА; Вопросы: Почему у детей проявляется агрессия? Как преодолеть агрессивное поведение ребенка? Какие бывают виды агрессии? Какое поведение ребенка должно вызывать тревогу? Если ребенок агрессивен, то он не умеет общаться или мы его неправильно воспитали? 6.15. ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Вопросы: Как объяснить ребенку, что много сладкого вредит здоровью? Как убедить ребенка есть больше овощей и фруктов? Что делать, если ребенку не нравится пища в детском саду? Как не перекармливать ребенка? Наш ребенок согласен есть, только когда смотрит мультфильмы. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Ребенок всюду видит рекламу нездоровой пищи (гамбургеры, картофель фри, кетчуп и т.д.). Как уберечь его от такой пищи? 6.16. КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ И КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Вопросы: Как правильно развивать, учить и воспитывать ребенка в условиях всеобщей компьютеризации, информатизации и цифровых технологий? Как уберечь детей от киберопасностей современного цифрового общества?

Слайд 29

6.17. СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ Вопросы: Как распознать способности ребенка? Можно ли развить способности? У каждого ли ребенка есть способности? Как понять, что наш ребенок талантлив? Во сколько лет уже можно говорить о таланте ребенка? Нужно ли водить ребенка в кружки секции для развития его талантов? 6.18. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей: – дискуссия: «Что нужно знать детям о финансах?»; – мастер-класс: «Как познакомить ребенка с деньгами и семейным бюджетом»; – конкурс лучших семейных практик по финансовому воспитанию; – заседание семейного клуба: «Мир финансов и дети». 6.19. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Вопросы: Где помогут раскрыть таланты наших детей? Нужно ли нашим детям посещать дополнительные кружки и секции или детского сада будет достаточно? Как выбрать подходящую для ребенка дополнительную образовательную программу?

Слайд 30

Раздел 7 . Пространство родительских инициатив ( описание форм и способов, инициирующих родительскую активность). Способы и формы проявления родительской инициативы: Семейные или родительские клубы: Клуб молодой семьи, Клуб выходного дня. - «Дни родительской инициативы» – участие в жизнедеятельности ДОО. - Организация театральной студии – создание театральных постановок для детей. - Организация семейного волонтерского движения -участие в озеленении участков ДОО и близлежащих территорий; социальных и благотворительных акциях. - «Семейный забег» – создание условий для пропаганды здорового образа жизни. - Социокультурный проект «Азбука в России» -для детей разных национальностей. - Интеллектуальные турниры –мероприятия на интеллектуальных турнирах, вечерах… - «Выходной всей семьей». - «Мамина (папина) пятиминутка» – родители «рассказывают» детям или о своей профессии, или о своих увлечениях спортом, или о своих любимых книгах детства и др. - Социально-педагогические проекты – организация коррекционной работы с детьми на раннем этапе. Раздел 8. включает списки рекомендованной литературы для родителей и педагогов.

Слайд 31

ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"

система взаимодействия дошкольной организации с семьей...

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"

презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ...