Конспект открытого занятия «Воспитательное мероприятие» «Воспитание коми семьях мальчиков и девочек»
план-конспект урока (старшая группа)
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
Конспект открытого занятия
«Воспитательное мероприятие»
«Воспитание коми семьях мальчиков и девочек»
(для детей старшей группы)
Выполнила: Козлова Л.В.
Сыктывкар, 2024 г
Тема: «Воспитание коми семьях мальчиков и девочек»
Вид занятия: типовое занятие.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Возраст: дети старшего дошкольного возраста
Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое.
Тип занятия: продуктивный, групповой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагог реализующий языковой компонент этнокультурного образования.
Актуальность проекта:
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, семейных традициях и воспитаниях.
Задачи конспекта:
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре и традициям своей малой Родины - Коми земле;
Воспитывать интерес к коми культуре, языку.
Обучающая:
учить понимать и произносить слова, обозначающие членов семьи: бать, мам, пöч, пöль, котыр.
упражнять в правильном произношении звуков коми языка в словах.
активизировать в речи детей слова через словесную и пальчиковую игры.
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, к труду.
расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
познакомить с коми народным творчеством: сказки, песни, танцы о семье, семейных отношениях;
Развивающая:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Материал: Портрет семьи, одежда для членов семьи, мультимедиа, презентация, карточки с заданиями, фломастеры, картинки с изображением членов семьи, шнур для игры, магнитофон.
Продукты деятельности:
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
знания, умения и навыки в области коми народного танца и коми музыкальных инструментов, знания коми фольклора. Аудио диски с коми национальными мелодиями и песнями.
Формы реализации конспекта:
-открытое занятие;
-просмотр презентаций;
-викторина «Моя семья»;
Ожидаемые результаты:
- сформированность у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам своей семьи;
- укрепление детско – родительских отношений;
-сформированность духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье;
Дети:
• Знают членов своей семьи, семейные традиции;
• Знают коми народное творчество: фольклор, сказки, танцы, песни про семью, семейные отношения;
• Могут рассказать историю своей семьи.
• Знают женский и мужской национальный костюм народа коми;
Родители:
•Активные и заинтерисованые участники педагогического процесса;
•Проявляют интерес к поиску аудиозаписей с коми музыкой и видеозаписей коми народа.
Педагоги:
• Оснащение коми уголка (накопительные папки о семье, с национальными костюмами, CD дисками коми музыкой);
• Пополнение библиотеки коми сказками, загадками, стихами о семье.
Ход занятий:
Герой: Зарни Ань (хозяйка, мастерица, персонаж коми легенд).
В коми народных сказках Зарань – девушка-заря – дочь бога Ена. Она живет вместе с отцом на небе. И именно от Зарани пошел народ коми-зыряне.
Ход деятельности:
Зарань: здравствуйте, ребята! Я Зарань дочь Солнца, хозяйка, мастерица на все руки. Я древняя коми духовное божество символ плодородия и благополучия.
Я спустилась с неба на землю, чтобы помогать людям в удачной охоте, рыбалке и во всех делах.
Зарань: Наша Республика большая, на ее территории много богатств – это лес, водоемы, полезные ископаемые. Я люблю ходить по лесу, по разным деревням и селам. Я наблюдаю за жизнью людей, как они живут, трудятся, воспитывают детей. Пойдемте за мной сядем удобно, и я вам расскажу , как живут люди которых я оберегаю. (Сели на коврик).
Всем удобно. И так в наших семьях коми народа самое ценное это его история, легенда, культура, и традиция.
Зарань: А меня воспитывал отец вот так, я каждое утро просыпаюсь раньше Солнца и каждый вечер ложусь спать позднее его. Я слежу за тем, чтобы Солнце - Огонь никого не сожгло, рыбное озера, реки, заливные луга, богатые дичью, грибами и ягодами. Я очень их ценю и оберегаю.
Вам предстоит узнать, как раньше жили мальчики и девочки вашего возраста, чему учились, какую работу им доверяли взрослые, чем занимались в свободное время.
Давным – давно, коми народа, о после трудового дня, когда солнышко садится, собирались люди, чтобы песни попеть, хороводы поводить, поговорить вот как мы сейчас собираемся с вами так же и они собирались. В народе говорят: кончил дело – гуляй смело. На такие посиделки люди брали с собой рукоделие: кто – то вязал, вышивал, перематывал нитки, прялки.
Ребята а вы хотели бы узнать, как же жили раньше мальчики и девочки вашего возраста? Чему учились, какую работу им доверяли взрослые, чем занимались свободное время.
А сейчас хочу рассказать про мальчиков
Начиналось воспитание детей очень рано, с самого рождения. Главным в воспитании детей в коми семье было воспитание трудолюбия и трудовых умений. У меня муж Пера богатырь он очень ловкий , меткий и сильный охотник. Коми охотники считаются хорошими и меткими стрелками.
Мальчика растили как будущего охотника. И он очень рано начинал готовиться к будущей работе охотника – промысловика.
А как приучали……новорожденному ребенку в люльку клали лук или деревянное ружьё. А у мальчиков была игрушка лук и ружье воспитывали будущего охотника. В детстве мальчики играли в охотников так же как вы играете в войнушки, так же и они. С начала вместо ружья была простая палка, потом лук. А затем самодельная игрушка – ружье.
Когда мальчики подрастали, мальчика брали на охоту, начинал свой промысел
С 6-7 лет мальчик начинал свой промысел. Посмотрите первое охотничье снаряжение. Оно называется силянка, колпак, петли.
Между ними бросали приманку, их учили: как выбрать место для ловушки и как правильно поставить ловушку какую приманку положить (зерно, сушеные ягоды) и пойманных птиц несли домой.
А когда мальчики подрастали , становились взрослыми им дарили ружье, добывал 3-5 белок в день, несколько рябчиков, уток, а так же ставить ловушки и петли. Они уже охотились долгое время на охоте. Мальчики очень старались что бы не подвести на охоте своего дедушку отца или старших братьев, ведь он охотился вместе со взрослыми.
Учили мальчиков не только охотиться, но и правильно вести себя в лесу, на охоте, с другими людьми, нельзя ломать деревья просто так, нельзя брать чужую добычу, нельзя быть жадным. добычу делить на всех поровну.
Брать чужую добычу было нельзя.
Чему учили эти правила?
Каким человеком должен стать настоящий охотник?
А теперь поговорим про воспитание девочек. Новорожденной девочке дарили веретено, посуду, чтобы росла хозяйкой.
Девочек с детства готовили к тому, что они будут хозяйками. Игрушкой были подаренные веретено , прялка , посуда, чтобы росла умелых хозяйкой.
А когда они подрастали и могли уже сидеть на маминых коленках им вместо игрушек давали веретено девочек уже приучали потихоньку к труду. Новорожденной дарили прялку, посуду. Родители с детства собирали для нее приданое. Что же должна была уметь девочка?
В 5-6 лет она уже помогала нянчить младших братьев и сестер, ведь раньше было очень много детей в семье, делать уборку в доме.
В 7-8 лет девочек вашего возраста учили вязать, шить, вышивать, прясть шерсть. девочки становились настоящими мастерицами.
Кроме этого девочки умели доить корову, чистить сарай, работать в огороде, косить траву, заготавливать сено.
Конечно, собирали ягоды и грибы вместе с братьями и сестрами.
А уже старшие девочки умели готовить на всю семью, печь хлеб. Была настоящей хозяйкой.
Вот послушайте ребята сколько приходилось в таком раннем возрасте работать, вы запомнили, что делали ребята в вашем возрасте?
Дети:
А давайте сейчас вы мне расскажите при помощи при помощи кубика.
У каждого будет кубик, на котором есть картинки, а картинка обозначает этот вид деятельности девочек и мальчиков. Когда кидаем кубик картинка верхней грани укажет предмет кто это или что это. И говорите, чей труд. Для того чтобы вы правильно смогли ответить , я вам покажу как играть в эту игру.
Посмотрите какие были замечательные семье, детей воспитывали через трудолюбие, трудились с самого утра до поздней ночи, и сейчас мне бы хотелось с вами поиграть еще в одну игру.
Которая называется «Собери и поймай».
Почему раньше коми народ жили около берегах и рядом с лесом? Вы знаете, что у нас в лесу очень много ягод, а в реках много рыб, очень хочется мне Зарани узнать , а знаете ли вы названия этого богатства коми земли. (2 стола мальчики и девочки).
Я предлагаю поиграть в игру здесь у мальчиков лежат карточки ведра и рыбы, а у девочек ягоды и корзины. Я Зарань предлагаю взять вам по одной картинке и назвать, какие же вы знаете ягоды и рыбы в республике коми. Ой смотрю девочки то собрали ягодки, а мальчики то наловили столько рыбы, давайте узнаем какую рыбу вы поймали. И так ванечка ты какую рыбу поймал, как называется, девченки а как у вас с ягодами, уже, наверное, полакомились, попробовали. Ой, ты Катенька какую нашла ягодку, ой наерное она такая сладкая вкусная. Но вот какие вы у меня молодцы. Морошка такая же оранжевая, как и я.
Я Зарань люблю готовить вкусные и полезные блюда из ягод. Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из ягод? (примерные ответы детей: пироги с ягодами, варенье, компот, повидло, джем и др.)
А какие блюда можно приготовить из рыбы? (примерные ответы детей: Рыбник, суп, пирог, рыба в молоке.
Зарань: Молодцы, ребята, я теперь знаю какие вы все работящие и сможете прокормить свою семью, вы сможете посоветовать вашим мама или бабушкам, что можно приготовить вкусные коми народное блюдо из рыб и из ягод.
Вы сможете прокормить свою семь, вы и рыбы ловили и ягоды собрали, а у вас большие семьи?
Вот у меня 14 ребят 7 девочек и 7 мальчиков. Отец у них Пера богатырь, а моим деткам солнце приходится отец. Я очень люблю и берегу свою семью. Вот у меня большая семья, у меня 14 детей, 7 мальчиков и 7 девочек.
А Коля у тебя какая семья? Ребята я вам предлагаю собрать дерево большой семьи. Вот у меня есть карточки давайте вместе прикрепим к дереву членов семьи. И потом с вами посмотрим , какая же семья у нас получится. Вот посмотрите здесь есть мама и папа. А у мамы и папы есть мамы и папы, кто они, это дедушки и бабушки. Возьмите дедушку , давайте сюда положим. Окошечки закрыли. А у мамы и у папы есть детки ? давайте положим картинку на это дерево. Вот окошки еще есть , у нас еще есть братья и сестры, тети и дяди. Ребята какие вы все молодцы, мы собрали дружную большую семью, которой есть кто, мама бабушка, братья и сестры, тети и дяди. Зарань: вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в глубине веков.
ПОВТОРЕНИЕ
Это все объединятся в понятии воспитание. Что же такое воспитание, как вас воспитывают родители, к чему учат, к какому труду сейчас мы с вами и узнаем?
Какие подарки получали новорожденные девочка и мальчик? Объясните их значение.
Во сколько лет мальчиков и девочек начинали приучать к труду?
В каком возрасте мальчику дарили ружьё?
Во сколько лет юношу и девушку считали взрослыми, какую работу они умели выполнять?
А закончить наше мероприятие хочется следующими словами: «Давайте будем брать пример с наших далеких предков, и тогда в далеком будущем про нас с вами скажут — это было достойное поколение!». Мы еще раз убедились, что вы прекрасные знатоки земли Коми, что дружба, сплоченность помогли вам преодолеть все преграды. Я желаю вам что бы ваши семьи были всегда большими, дружными, работящими и счастливыми. Спасибо вам большое. И вам на память подарю подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек"
Папка - ширма «Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек» может быть использован с целью педагогического просвещения родителей в дошкольных учреждениях по вопросам воспитания ...

презентация Анкетирование родителей Тема "Воспитание в семье мальчиков и девочек . Есть ли отличия?"
На педагогическом совете "Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания" представила презентацию по результатом анкетирования родителей по теме "Воспитание в семье ...

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек
Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек...

Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек
Особенности воспитания в семье мальчиков и девочек...

Анкета для родителей "Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?"
Анкета для родителей "Воспитание в семье мальчиков и девочек. Есть ли отличия?"...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Моя семья"
Формировать представление о родном доме,семье; воспитывать любовь, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию «Моя семья» в средней группе
Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....