Способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
методическая разработка (подготовительная группа)
В данной статье озвучены разнообразные материалы для педагогов и родителей, а также дан перечень программ и методик, направленных на улучшение мелкой моторики, которые по-прежнему имеют значимость и востребованы сегодня. В работе выделены общие дидактические принципы, общие и специальные принципы специальной педагогики, которые отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Множество специалистов в области педагогики и психологии сосредоточили свои усилия на вопросе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Они осуществили ряд исследований, разработали разнообразные материалы для педагогов и родителей, а также создали множество программ и методик, направленных на улучшение мелкой моторики, которые по-прежнему имеют значимость и востребованы сегодня. В научной педагогической литературе выделяют общие дидактические принципы: принцип научности, принцип связи теории с практикой, принцип активности и сознательности в обучении, принцип доступности, принцип последовательности и систематичности, принцип прочности усвоения знаний, принцип наглядности, принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию, дифференцированный подход к детям. Коррекционная работа осуществляется в соответствии с общими и специальными принципами специальной педагогики, которые отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями:
1.Этиопатогенетический принцип очень важен, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.
2. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
3. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации.
4.Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Любой момент в обучении проблемного ребенка должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Коррекционная направленность – это специфическая особенность педагогического процесса в специальном образовательном учреждении, которое решает более широкий круг задач (образовательные, воспитательные и коррекционные) по сравнению с общеобразовательным учреждением (которое решает образовательные и воспитательные задачи). Этот принцип также предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
5.Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.
6.Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. Определяющая роль деятельности в становлении и развитии личности общеизвестна. Понятие «ведущая деятельность» в психологии применяется по отношению к тем видам деятельности, которые на различных возрастных этапах обеспечивают наиболее интенсивное психическое развитие ребенка. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые называют центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа.
7.Принцип педагогического оптимизма.
8.Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
9.Принцип ранней педагогической помощи.
10.Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
11. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса в специальном образовательном учреждении. В ходе комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты (врачи, психологи, учителя-дефектологи, логопеды), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Следует отметить, что создание такой целостной педагогической системы – сложная задача, которая наиболее успешно решается именно в специальных дошкольных учреждениях. В настоящее время создание научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, считается одним из ключевых направлений в специальной педагогике
Опираясь на основные показатели развития мелкой моторики (Е.М. Мастюкова) сделаем обзор диагностического материала, который направлен на изучение особенностей развития мелкой моторики рук, графомоторных навыков и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста :- уровень моторной ловкости; - координация движений обеих рук; - переключаемость с одного движения на другое;- развитие двигательных навыков (автоматизация серий движений); - уровень зрительно – двигательной координации;- развитие двигательной памяти; -развитие произвольности движений; - точность движений;
Перечень диагностических методик для оценки уровня развития координации движений обеих рук у детей дошкольного возраста:
Методика Е.М. Мастюковой - включает оценку координации движений обеих рук через выполнение различных заданий, таких как перекладывание предметов, выполнение симметричных движений.
Методика Л.Б. Осиповой - направлена на исследование кинетического и кинестетического праксиса, где оценивается способность детей выполнять координированные движения обеими руками.
Методика Н.Ю. Боряковой - включает задания на выполнение ритмичных движений обеими руками, что позволяет оценить уровень координации.
Методика А.Е. Воронковой - предполагает выполнение заданий на синхронные и асинхронные движения рук, что помогает выявить уровень координации.
Методика Т.П. Хризман - включает упражнения на координацию движений рук при выполнении различных манипуляций с предметами.
Перечень диагностических методик для оценки уровня моторной ловкости у детей дошкольного возраста и разработки коррекционных программ.
Методика оценки моторной ловкости Н. А. Костюченко - включает задания на выполнение различных манипуляций с предметами, таких как перебирание мелких деталей, складывание конструкций.
Тест на ловкость рук по методике Л. Б. Осиповой - предполагает выполнение заданий, связанных с использованием рук, например, быстрое и точное выполнение движений с предметами.
Методика оценки моторной ловкости Е. М. Мастюковой - включает задания на переключение между различными движениями, что позволяет оценить уровень моторной ловкости и координации.
Тест на координацию движений рук по методике В. А. Сухомлинского - задания на выполнение ритмичных движений, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Методика "Ловкие пальчики" по методике Т. П. Хризман - включает в себя упражнения на развитие ловкости пальцев и рук, что также отражает уровень моторной ловкости.
Перечень диагностических методик для оценки уровня развития - переключаемости с одного движения на другое у детей дошкольного возраста:
Методика "Переключение движений" (Е.М. Мастюкова) - включает задания на выполнение различных движений с использованием предметов, где дети должны быстро переключаться между ними.
Тест "Смена движений" (Л.Б. Осипова) - предполагает выполнение серий заданий, где требуется быстро менять типы движений (например, от захвата к броску).
Методика "Динамическое переключение" (А.Е. Костюченко) - включает в себя задания на выполнение последовательности движений, где необходимо менять действия в зависимости от заданных условий.
Тест "Моторная гибкость" (Н.Ю. Борякова) - оценивает способность детей быстро адаптироваться к новым заданиям, меняя движения в зависимости от инструкций.
Методика "Игровые переключения" (Т.П. Хризман) - основана на игровых заданиях, где дети должны переключаться между различными игровыми действиями, что позволяет оценить их моторную гибкость.
Перечень диагностических методик для оценки уровня развития двигательных навыков (автоматизация серий движений) у детей дошкольного возраста и определения, насколько эффективно дети могут выполнять последовательные действия.
Методика Л. С. Выготского - включает задания на выполнение серий движений с использованием различных предметов, что позволяет оценить автоматизацию и последовательность движений.
Методика Н. А. Кузнецовой - направлена на оценку автоматизации движений через выполнение заданий на копирование последовательности движений с использованием мелких предметов.
Методика Е. М. Мастюковой - включает задания на выполнение серий движений с переключением между различными действиями, что позволяет оценить уровень автоматизации.
Методика А. В. Запорожца - предполагает выполнение серий движений с использованием различных инструментов (например, ножницы, карандаш), что помогает оценить уровень автоматизации и координации.
Методика Т. П. Хризман - включает задания на выполнение ритмичных движений, что позволяет оценить автоматизацию и согласованность движений.
Перечень диагностических методик для оценки уровня развития зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста:
Методика "Кубики" (Л. С. Выготский) - оценка способности детей к координации движений рук и глаз при сборке фигур из кубиков.
Тест "Ловкость рук" (Е. М. Мастюкова) - включает задания на выполнение различных манипуляций с предметами, направленные на оценку согласованности движений рук и глаз.
Методика "Рисование по точкам" (А. В. Запорожец) - анализирует, как дети следуют указаниям и соединяют точки, что требует зрительно-двигательной координации.
Тест "Перекладывание предметов" (Н. И. Озерецкий) - оценка способности детей перекладывать мелкие предметы из одной емкости в другую, что требует точности и координации.
Методика "Шнуровка" (Л. Б. Осипова) - включает задания на шнуровку, которые помогают оценить уровень зрительно-двигательной координации и точности движений.
Тест "Лабиринт" (М. С. Певзнер) - дети должны провести карандашом по лабиринту, что требует высокой координации движений рук и глаз.
Перечень диагностических методик для оценки уровня развития двигательной памяти у детей дошкольного возраста и определить, насколько эффективно ребенок может запоминать и воспроизводить движения.
Методика "Запоминание движений" (Е.М. Мастюкова) - включает в себя выполнение серий простых движений, которые ребенок должен запомнить и воспроизвести.
Тест на "Воспроизведение последовательности движений" (Л.Б. Осипова) - ребенок выполняет заданные движения в определенной последовательности, после чего его просят воспроизвести их без подсказок.
Методика "Двигательные цепочки" (А.Е. Ванюшкин) - включает в себя выполнение цепочек движений, которые ребенок должен запомнить и повторить через некоторое время.
Тест "Двигательная память" (Н.Ю. Борякова) - оценка способности ребенка запоминать и воспроизводить движения, используя различные предметы (например, мяч, палочки).
Методика "Игра в повторение" (Т.П. Хризман) - в ходе игры ребенку предлагается повторять за взрослым определенные движения, что позволяет оценить его способность к запоминанию и воспроизведению.
Перечень диагностических методик для оценки развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, сосредоточенный на уровне развития произвольности движений:
Методика «Проба на произвольность движений» (Е.М. Мастюкова) - включает задания, направленные на выполнение движений по заданной инструкции, что позволяет оценить уровень произвольности и целенаправленности движений.
Тест «Кубики» (Л. С. Выготский) - дети должны воспроизвести заданные фигуры из кубиков, что требует произвольного контроля движений рук.
Методика «Рисование по образцу» (Л.Б. Осипова) - оценка способности детей к выполнению графических заданий, что требует произвольного управления движениями.
Тест «Лепка» (А. В. Запорожец) - включает задания на создание фигур из пластилина, что позволяет оценить произвольность и координацию движений.
Методика «Сложение мозаики» (Н.Ю. Борякова) - дети должны собрать мозаичный рисунок, что требует произвольного контроля и координации движений.
Перечень диагностических методик, которые могут быть использованы для оценки развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, с акцентом на уровень точности движений:
Методика "Тест на точность движений" (автор: Н. А. Кузнецова)
Оценивает точность выполнения движений рук при выполнении различных заданий, таких как сбор конструктора или рисование.
Методика "Пальчиковая гимнастика" (автор: Л. С. Выготский)
Используется для оценки координации и точности движений пальцев. Включает в себя различные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Методика "Тест на ловкость рук" (автор: А. В. Запорожец)
Оценивает скорость и точность выполнения заданий, связанных с манипуляцией предметами, например, перебирание бусин или сортировка мелких предметов.
Методика "Рисование" (автор: Е. А. Артемьева)
Анализирует уровень точности движений при рисовании простых фигур и объектов, что позволяет оценить развитие мелкой моторики и координации.
Методика "Конструирование" (автор: Т. И. Шамова)
Оценивает точность и аккуратность при сборке конструкций из различных материалов, таких как кубики или детали конструктора.
В литературных источниках также представлены методы работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой психического развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова), с синдромом Дауна (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с речевыми нарушениями (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с расстройствами аутистического спектра (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова), методики для развития тонких движений пальцев рук у детей с тяжелыми нарушениями речи (М. Аксенова, Н.А. Красильникова и О.И. Крупенчук). Все авторы подтверждают, что развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие детей дошкольного возраста. Диагностическая работа в коррекционной педагогике играет ключевую роль в оценке и развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребенка, что помогает педагогам и специалистам разрабатывать персонализированные программы коррекции. Оценка мелкой моторики помогает определить текущий уровень развития ребенка, что является основой для планирования дальнейших коррекционных мероприятий. С помощью диагностических методик можно выявить специфические трудности, с которыми сталкивается ребенок, например, недостаточную точность движений, что может влиять на его способность к обучению и социальной адаптации. Регулярная диагностика позволяет отслеживать динамику развития мелкой моторики, что важно для оценки эффективности коррекционных программ и внесения необходимых изменений. Знание о текущем уровне развития мелкой моторики помогает родителям и педагогам создавать условия для стимуляции и поддержки ребенка в его обучении и развитии. Развитие мелкой моторики связано с улучшением навыков самообслуживания и взаимодействия с окружающим миром, что способствует социальной адаптации детей с ЗПР. Таким образом, диагностическая работа является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, обеспечивая целенаправленное и эффективное вмешательство для поддержки детей с задержкой психического развития.
Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание детей с ЗПР будет эффективным, если оно строится с учетом результатов психолого- педагогического обследования. Диагностика должна опираться на основные психологические и диагностические принципы (раскрытые в трудах Л.С.Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина). При обследовании детей с ЗПР необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе детей с отклонениями в развитии. Это широко известные методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н.Усановой, Л, С, Цветковой и др.
2.2 Способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Вклад отечественных педагогов в разработку методического материала по дефектологии, касающегося развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), является значительным и разнообразным. Многие педагоги отмечают, что тренировка тонких движений пальцев рук не только способствует общему и психическому развитию ребенка, формируя предметное мышление и «мышление в действии», но и помогает преодолевать первичные и вторичные нарушения в развитии детей с ограниченными возможностями. Существует множество методических пособий, описывающих различные приемы и игровые упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков. Большой вклад внес Л. С. Выготский - его исследования в области психологии и педагогики заложили основы для понимания важности развития мелкой моторики как средства формирования познавательных процессов у детей. А. В. Запорожец - разработал методики, направленные на коррекцию и развитие моторных навыков у детей с ЗПР, акцентируя внимание на взаимодействии между движениями и когнитивными функциями. Особенно хочется отметить автора пособий -Н. А. Менжинская ее работы по развитию мелкой моторики, в которых представлены практические задания и игры, способствующие улучшению координации движений у детей. Педагог Т. И. Баранова - разработала методические рекомендации по организации занятий, направленных на развитие мелкой моторики, включая использование различных материалов и техник. Е. А. Климова - в своих работах акцентирует внимание на важности индивидуального подхода к детям с ЗПР и предлагает разнообразные упражнения для развития мелкой моторики. Эти педагоги и их методические материалы способствовали созданию эффективных программ и подходов, которые помогают развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с ЗПР, что, в свою очередь, положительно сказывается на их общем развитии и социальной адаптации. М. Озьяз, Л.А. Венгер, Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич создали методику, направленную на изучение графомоторного навыка и точности движений рук, определение ведущей руки, уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными действиями. В работах З.И. Богатеевой, А.В. Мельниковой, Т.В. Фадеевой, С.В. Черных, Д. Элстона предлагаются упражнения для формирования мелкой моторики с акцентом на подготовку руки к письму и развитие графических навыков у дошкольников. Л.И. Емельянова, Г.С. Комарова и Н.И. Сакулин рекомендуют развивать мелкую моторику у дошкольников через занятия изобразительной деятельностью. По мнению авторов, изобразительное искусство способствует сенсорному развитию детей, а в процессе освоения изобразительной деятельности у дошкольников формируется внутренний план действий. Т.А. Ткаченко разработала методику для развития мелкой моторики у дошкольников. Автор отмечает, что включение упражнений на развитие моторики пальцев в физкультминутки помогает активизировать речевые зоны головного мозга, что положительно влияет на коррекцию речевых нарушений и развитие речи у детей. В методике предложена система игровых упражнений, направленных на развитие точности, согласованности и силы пальчиковых движений, которая подходит для групповых занятий в детском саду или для занятий дома с детьми от трех лет. Т.А. Ткаченко предоставляет не только общие рекомендации, но и конкретные упражнения с иллюстративным материалом. В.В. Цвынтарный также считает, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и создает предпосылки для ее улучшения. Автор предлагает ряд упражнений для развития мелкой моторики у дошкольников, включая пальчиковые игры и игры со счетными палочками и спичками. Занятия, описанные в пособии В.В. Цвынтарного, способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и высших психических функций, таких как оптико-пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение и наблюдательность. В методике А.В. Артемьевой рассматриваются занятия, направленные на развитие мелкой моторики с элементами изодеятельности, включая дидактические игры и рукоделие. Автор выделяет массаж рук, экспериментирование с красками, динамические упражнения, пальчиковые игры, создание узоров из крупы, разукрашивание, аппликации и лепку как эффективные средства для стимуляции развития мелкой моторики. З.П. Васильцова предлагает использовать потешки в качестве основы для пальчиковых игр, что способствует развитию мелкой моторики у дошкольников. Автор обосновывает целесообразность применения потешек во время игр тем, что язык народных произведений яркий и образный, а также легко запоминается. Чтение потешек происходит во время выполнения движений пальцами рук, что делает игру увлекательной для ребенка.
Рассматривая программу С.Г. Шевченко, предназначенную для работы с детьми, имеющими задержку психического развития, можно заметить связь между развитием мелкой моторики и речевыми навыками, а также важность мелкой моторики для формирования зрительного восприятия и коррекционно-развивающей деятельности. Автор акцентирует внимание на предметной и изобразительной деятельности детей, а также на развитии сенсорных навыков. Исследователи, такие как М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская, Н.М. Щелованова и Н.А. Фигурин, подчеркивают, что для успешного развития целенаправленных действий у дошкольников необходимо участие взрослых. Педагог В.П.Дудьев в своих исследованиях предлагает активно использовать упражнения с предметами, подчеркивая, что такая деятельность приобретает ценностный смысл, что позволяет достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики. Он рекомендует использовать разнообразный спортивный инвентарь и мелкие предметы, такие как скакалки, мячи и флажки. Упражнения с малыми мячами занимают особое место в работе по развитию ручной ловкости, и приводятся примеры комплексов упражнений, которые можно использовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. О.А. Новиковская также выделяет предметно-практическую и продуктивную деятельность как эффективные средства для развития мелкой моторики, подчеркивая их важность в процессе, который включает лепку из пластилина, соленого теста или глины. Эти занятия способствуют укреплению мускулатуры пальцев, развитию тонких движений рук и пальцев, а также формированию навыков осязательного обследования. Кроме того, они способствуют развитию творческого воображения, зрительно-пространственного восприятия и моторной памяти. М.М. Кольцова выделяет игру в «Теневой театр» как одно из средств формирования и развития моторики рук. Л.Т. Денисова предлагает различные методы для развития мелкой моторики, включая: Конструирование фигур из счетных палочек; Лепку из теплого воска; Обрывание бумаги различной фактуры и плотности (папиросная, газетная, туалетная бумага и картон); Выполнение коллективной аппликации из рваной бумаги; Сминание и разглаживание бумаги; Создание аппликаций из природных и бросовых материалов (крупы, семена, веревочки и т.д.); Выкладывание узоров из гальки; Выполнение мозаичных композиций; Нанизывание бусин и пуговиц; Сматывание пряжи в клубок; Завязывание шнурков и бантов; Перебирание и сортировка различных круп и семян.
В учебно-методическом пособии Н.Ю. Боряковой «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» автор подробно рассматривает содержание коррекционной работы и ее основные этапы, которые условно обозначены как «Ступеньки развития». Главной особенностью этой работы является комплексный подход к формированию навыков у детей, который включает:
Диагностическое изучение ребенка при поступлении в группу для уточнения стартовых возможностей;
Обратную связь с семьей для получения полной информации о развитии ребенка;
Взаимодействие с врачами-специалистами для контроля состояния здоровья;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей при построении занятий;
Интегративные занятия, позволяющие решать несколько задач одновременно;
Индивидуально-дифференцированный подход к выполнению заданий;
Построение программы по спирали с усложнением задач на каждом этапе;
Использование игровой мотивации на всех занятиях;
Установление продолжительности занятий в зависимости от сложности и состояния детей, но не более 15-20 минут;
Необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога. [4]
Педагоги, опираясь на принципе реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании отмечают, что деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира (Козловой С. А.). Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.
При анализе педагогической и специальной литературы можно выделить подходы, направленные на развитие мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
Игровой подход: Использование игр и игровых заданий для развития мелкой моторики. Это могут быть настольные игры, конструкторы, пазлы и другие виды деятельности, которые требуют манипуляций с мелкими предметами. В основе этого подхода лежит методика игровая терапия, использование игр для развития мелкой моторики через манипуляции с предметами.
Творческий подход: Включение художественной деятельности, такой как рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества, которые способствуют развитию координации движений и точности. Творческие занятия: Автор: Н. А. Менчинская Методика: Арт-терапия, использование рисования, лепки и других видов творчества для развития моторных навыков.
Методика «Монтессори»: Основывается на использовании специальных материалов и заданий, которые позволяют детям самостоятельно исследовать и развивать свои моторные навыки. Например, использование различных предметов для сортировки, наливания, перекладывания.
Логопедический подход: Включает в себя упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые также способствуют улучшению речевых навыков. Это могут быть игры с пальчиками, артикуляционная гимнастика и другие упражнения.
Сенсомоторный подход: Фокусируется на развитии сенсорных навыков и моторики через тактильные ощущения. Используются различные текстуры, материалы и предметы для манипуляций. Сенсомоторные игры: Автор: И. А. Зимняя Методика: Сенсомоторные упражнения, направленные на развитие координации и точности движений.
Комплексный подход: Сочетает в себе элементы различных методов и направлений, что позволяет более эффективно развивать мелкую моторику через разнообразные виды деятельности.
Педагоги отмечают продуктивные моменты, обязательные при развитии мелкой моторики дошкольников: -использование коррекционных занятий (№ Т. В. Кудрявцева Коррекционно-развивающие программы, включающие специальные упражнения для улучшения мелкой моторики; -работа с родителями (Е. А. Климова Программы для родителей, направленные на поддержку развития мелкой моторики в домашних условиях. Работа с семьей в вопросе развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) включает в себя несколько ключевых аспектов, направленных на активное вовлечение родителей в процесс коррекции и развития навыков мелкой моторики:
Обучение родителей. Важно проводить семинары и тренинги для родителей, где они могут узнать о значении мелкой моторики для общего развития ребенка, получить конкретную помощь, советы и рекомендации. Например, работы Н.Ю. Боряковой подчеркивают важность вовлечения семьи в коррекционную работу и предоставляют рекомендации по организации домашних занятий.
Создание домашних заданий: Педагоги могут разрабатывать специальные задания для родителей, которые они могут выполнять с детьми дома. Это могут быть игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, такие как лепка, рисование, конструирование.
Обратная связь: Регулярное взаимодействие с родителями для обсуждения успехов и трудностей ребенка, может включать в себя индивидуальные консультации и групповые встречи, где родители могут делиться опытом и получать советы от специалистов. Исследования М.П. Денисовой подчеркивают важность обратной связи для понимания динамики развития ребенка.
Поддержка и мотивация: Педагоги должны поддерживать родителей, помогая им понять, как важно их участие в развитии ребенка. Это может включать в себя создание позитивной атмосферы и поощрение родителей за активное участие. В.П. Дудьев акцентирует внимание на том, что задания должны быть интересными и увлекательными для детей, с обязательным включением игровых элементов в занятия, которые родители могут использовать в домашних условиях. Например, пальчиковые игры, которые рекомендует О.А. Новиковская, могут быть легко адаптированы для семейного использования. Индивидуальный подход: Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и предлагать родителям адаптированные задания. Это может быть основано на наблюдениях и оценках, проведенных специалистами, как это описано в работах Л.Т. Денисовой. Таким образом, методика работы с семьей в вопросе развития мелкой моторики у детей с ЗПР должна быть комплексной, включающей обучение, поддержку, индивидуальный подход, обратную связь, что позволит создать благоприятные условия для развития ребенка. Эти подходы могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации, в зависимости от целей и задач образовательного процесса.
Таким образом следует вывод, что диагностическая работа в коррекционной педагогике по данной проблеме широко представлена и играет ключевую роль в оценке и развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребенка, что помогает педагогам и специалистам разрабатывать персонализированные программы коррекции. Оценка мелкой моторики помогает определить текущий уровень развития ребенка, что является основой для планирования дальнейших коррекционных мероприятий. Регулярная диагностика позволяет отслеживать динамику развития мелкой моторики, что важно для оценки эффективности коррекционных программ и внесения необходимых изменений. Знание о текущем уровне развития мелкой моторики помогает родителям и педагогам создавать условия для стимуляции и поддержки ребенка в его обучении и развитии. Таким образом, диагностическая работа является неотъемлемой частью коррекционной педагогики, обеспечивая целенаправленное и эффективное вмешательство для поддержки детей с задержкой психического развития.
Анализируя методическую литературу, мы выявили, что в российской научной базе данный вопрос достаточно широко представлен. Педагоги имеют возможность выбрать и применить большое количество методик, практических материалов, направленных на оказание своевременной коррекционной помощи в преодолении отклонений в моторном развитии и развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Поскольку для всех обучающихся с ЗПР характерны специфические трудности формирования умений и навыков, обусловленные неравномерным становлением познавательных процессов и выраженными парциальными дефицитами отдельных корковых функций дети нуждаются в создании особых психолого-педагогических условий, коррекционной и компенсирующей деятельности, а также в индивидуальном подходе в выборе методов и способов для диагностики, развития мелкой моторики. Широта представленных материалов обеспечивает педагогов, работающих с детьми с ЗПР возможностью выбора способов, средств, методов, подходов, направленных на решение данной проблемы. Актуальность обозначенной проблемы и вытекающая из этого необходимость привлечения внимания к ней родителей и педагогов, работающих с данной категорией, явились основанием для практической части работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...
Способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются...