Самообразование «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста»
материал
Актуальность, цель, задачи, предполагаемый результат, план работы по самообразовани. на 2022 - 2024 учебный год, отчет по проделанной работе самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Селиванихинский детский сад комбинированного вида
Тема самообразования:
«Проектная деятельность в развитии детей
старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Девяшина Лидия Александровна
с. Селиваниха - 2022-2024 гг.
Введение.
Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требования к ребенку дошкольного возраста – формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени - обучению в школе.
Работая в детском саду более пяти лет и отслеживая уровень развития детей, хотелось бы отметить, что большинство детей не умеют рассуждать, выражать свои мысли, речь ребенка несвязная, активный словарь не сформирован.
Заинтересовавшись данной проблемой, изучив методическую литературу, можно сделать вывод, что оптимальным способом для решения этих проблем является проектная деятельность, она отвечает требованиям развития творческого мышления у детей, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.
Метод проектов, хотя и имеет давнюю историю, до сих пор является инновационным. Он открывает новые возможности и очень эффективен при воспитании и обучении дошкольников. В отличие от нашей страны, метод проектов получил большой рост в развитии в США, Германии, Англии, Израиле и др. Его активно использовали педагоги, специалисты дошкольного образования. Яркий пример - сады М. Монтессори, где проектный метод - часть педагогической технологии.
Сегодня и в России особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. Старший дошкольный возраст ребёнка характеризуется периодом наивысшего проявления любознательности, вопросов и ответов. В этом возрасте ярко проявляется исследовательское поведение – главный ключ к получению представлений о мире в целом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, так как она личностно ориентирована, позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда. Проектный метод способствует формированию умений и навыков дошкольников, которые необходимы им на выходе из стен дошкольного учреждения. Работа в проекте строится по формуле: дети плюс родители, плюс педагоги.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания в дальнейшем. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения методических источников;
- изучить методики и технологии педагогов в Интернете;
- применить полученные знания на практике;
- привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
- исследовать результативность применения проектов в образовательной деятельности;
- пополнить педагогическую копилку.
Предполагаемый результат: повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Срок реализации: 2 года.
План работы по самообразованию на 2022 – 2023 гг. (1-ый год):
Сентябрь – октябрь
1. Приобретение теоретических знаний по теме, изучение, анализ и обобщение методических источников (учебно-методические пособия, статьи в журналах, интернет ресурсы).
2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
3. Разработка перспективного планирования по теме самообразования.
3. Проведение диагностики педагогического процесса в старшей группе на начало учебного года.
4. Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации проектной деятельности в ДОУ.
Ноябрь - декабрь
1. Изучение педагогического опыта по организации проектов в дошкольном учреждении (РМО, открытые показы).
2. Повышение уровня педагогической культуры родителей: консультации, беседы с родителями.
3. Использование проектной деятельности в нашей группе, привлечение родителей к совместной работе над проектом.
Январь- февраль
Обобщение полученных знаний и умений, пополнение педагогической копилки «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста».
Март- май
1. Использование проектной деятельности в нашей группе, привлечение родителей к совместной работе над проектом.
2. Проведение диагностики педагогического процесса в старшей группе на конец учебного года и анализ результатов диагностики.
3. Самоанализ проделанной работы, планирование деятельности на следующий учебный год.
Отчет по теме самообразования за 2022-2023 гг.
Изучила методическую литературу:
1. С.М. Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании» / Учебно-методическое пособие, 2009.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика – Синтез, 2010.
3. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Давыдова О.И. «Проекты в работе с семьей» / Библиотека журнала «Управление ДОУ», 2012.
5. Чукалина Т.А. «Образовательные инновации: опыт и перспективы» / Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции под редакцией Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой, 2017.
6. Циценко В.С. «Организация проектной деятельности в ДОУ» / Молодой ученый № 16 (120), 2016.
7. Берестовская Л.П. «Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» / Молодой ученый № 47 (233), 2018.
Интернет-ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://infourok.ru/
https://nsportal.ru/
https://урок.рф/
Прошла курсы повышения квалификации в КГАУ ДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», 72 ч.
Изучила опыт работы коллег в интернете:
1. Н.Р. Васильева «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
2. Воспитатель МБДОУ №3, г. Москва Е.В. Друзякина «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка».
Посещала РМО по теме: «Проектная деятельность в ДОУ», где коллеги делились опытом своей работы. Также посетила детский сад «Журавушка» в г. Красноярске, где на открытом показе коллеги представили свой опыт работы по проектной деятельности.
Провела консультацию для родителей через групповой чат на темы: «Что такое проект?», «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность». Оповестила родителей о том, что необходимо помогать своему ребенку в получении познавательной информации через книги, интернет ресурсы, так как это научит ребенка получать знания самостоятельно.
Пополнила свою педагогическую копилку проектами: «Всех важней на свете мама», «Новый год у ворот», «Праздник 8 марта», «Полет в космос».
Проекты - краткосрочные, информационно-познавательные, творческие. Участники проектов: дети, педагоги, родители.
При работе с проектами использовала метод «Трех вопросов». Дети развивали умения добывать и обобщать свои знания, добиваться поставленной цели. Они с желанием рисовали, делали поделки, составляли выставки из своих творческих работ, радовались своим достижениям.
Диагностика педагогического процесса в конце года показала положительную динамику (см. Таблица 1).
Таблица 1
Образовательные области | 2022 - 2023 уч.год | |
н | к | |
Социально - коммуникативное развитие | 42% | 68% |
Речевое развитие | 50% | 64% |
Познавательное развитие | 44% | 66% |
Художественно - эстетическое развитие | 46% | 62% |
Физическое развитие | 52% | 72% |
Работу по выбранной теме планирую продолжить в следующем учебном году.
План работы по самообразованию на 2023 – 2024 гг. (2-ой год):
Сентябрь - октябрь
1. Педагогическая диагностика детей на начало учебного года, анализ результатов диагностики.
2. Разработка плана работы на 2023 – 2024 гг.
Ноябрь - декабрь
1. Изучение педагогического опыта по организации проектов в дошкольном учреждении (РМО, открытые показы).
2. Родительское собрание, выступление по теме «Значение проектной деятельности в ДОУ».
3. Использование проектной деятельности в нашей группе, привлечение родителей к совместной работе над проектом.
Январь - февраль
Обобщение и распространение педагогического опыта с коллегами, презентация проекта.
Март - май
1. Использование проектной деятельности в нашей группе, привлечение родителей к совместной работе над проектом.
2. Педагогическая диагностика на конец учебного года и анализ результатов диагностики.
3. Самоанализ проделанной работы.
Отчет по теме самообразования за 2023-2024 гг.
Выступила на родительском собрании по теме «Значение проектной деятельности в ДОУ». Этот метод работы поможет ребенку научиться ставить перед собой задачи и находить пути их решения, получать знания самостоятельно.
Публикация на сайте https://www.maam.ru презентации проекта для распространения педагогического опыта.
Пополнила свою педагогическую копилку проектами: «История новогодней игрушки», «Аптека без лекарств».
Проекты - краткосрочные, информационно-познавательные, творческие. Участники проектов: дети, педагоги, родители.
Прослушала курс по теме «Оформление проектов», который проводила преподаватель проектной и исследовательской деятельности Алексеенко Татьяна Сергеевна КГБПОУ Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина.
Приняла участие в ярмарке педагогических идей и методических разработок по «Проектной деятельности».
Диагностика педагогического процесса в конце года показала положительную динамику (см. Таблица 2).
Таблица 2
Образовательные области | 2023 -2024 учеб. год | |
Средний показатель уровня усвоения знаний по группе на сентябрь | Средний показатель уровня усвоения знаний по группе на май | |
Социально-коммуникативное развитие | 68 % | 90 % |
Познавательное развитие | 60 % | 90 % |
Речевое развитие | 52 % | 86 % |
Художственно-эстетическое развитие | 62 % | 84 % |
Физическое развитие | 68 % | 94 % |
Используя метод проектов дети научились самостоятельно находить пути решения поставленных перед собой задач; у них повысился уровень коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности и познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Я, как педагог повысила свои теоретические и практические знания, умения и навыки; пополнила копилку профессиональных достижений.
Используя проектную деятельность, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. В ходе своей работы по самообразованию, научилась применять проектную деятельность в образовательной деятельности с воспитанниками, привлекать родителей к совместной работе, делиться опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение технологии проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста»
«Применение технологии проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
план по самообразованию...
План работы по самообразованию на 2019-2020учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Цель:Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Повысить собст...

План Самообразования «Проектная деятельность в развитии детей среднего дошкольного возраста"
План по самообразованию на период 2020 – 2021ггвоспитателя МКДОУ ХМР Детский сад «Светлячок» д. ШапшаЕремеевой Юлии Леонидовны, воспитателя, соответствие занимаемой должности Те...

План по самообразованию, конспекты.(2019-2020 г.) Тема: "Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободно...

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей младшего дошкольного возраста» 2019-2020 уч.г.
Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, разв...

План по самообразованию по теме: «Применение проектной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста»
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной тво...