Методические рекомендации для воспитателей «Синквейн как средство развития речевого творчества дошкольника»
методическая разработка

Синквейн - это один из эффективных методов развития речевого творчества ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekomendatsii_kuchmezovoy.docx69.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦАПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 61'ТОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Методические рекомендации

для воспитателей

«Синквейн как средство развития речевого

творчества дошкольника»

Разработал: воспитатель Кучмезова Л.М.

г. Нальчик

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речевого творчества дошкольников - кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно

замыслу. Воображение в этот период очень пластично и достаточно легко поддается влиянию со стороны педагогов.

В качестве эффективного средства речевого творчества развития дошкольников можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, научиться работать с ними). Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речевого творчества ребенка.

Речевое творчество - это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы. Контаминация разных произведений литературы позволяет формировать способности к воображению. То, как разные виды художественной деятельности связаны между собой, позволяет обогатить творческие способности детей, помогает им соотносить художественные образы, которые возникают при восприятии произведений искусства и при создании личных сочинений.

Существенное влияние на развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста оказывает синквейн, так как он может быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий.

Алгоритм составления синквейна

Первая строкасинквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение ребенка к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное отношение ребенка к теме или повторение сути, синоним. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря

по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью        воспитателя).        Игры включаются в разные виды

деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки»: «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок:

  • Какой? - Что бывает таким же?
  • Что делает? - Что (кто) делает так же?
  • На что похоже? - Чем отличается?

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем - индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей.

Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций

К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже

знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна.

Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части - синквейн -загадка (например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна. Лексическая тема «Игрушки»

  1. Мяч
  2. Круглый, гладкий
  3. Прыгает, катится, сдувается
  4. у меня есть круглый, гладкий мяч.
  5. Игрушка

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна, для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии используются как для запоминания стихотворений, так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Предлагаю детям вместе придумать короткое стихотворение про самолет.

  1. Что это? (самолет)
  2. Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

  1. Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)
  2. Составь предложение со словом «самолет» (Мама купила мне огромный самолет)
  3. Назови другим словом (воздушный транспорт)

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

  1. Что это? (Буква А)
  2. Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)
  3. Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)
  4. Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).
  5. Назови другим словом. ( Гласный звук)

Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек Лексическая тема «Посуда»

  1. Что это? (кастрюля)
  2. Какая она? (металлическая, большая)
  3. Что мы с ней можем сделать? (Помыть, поставить на плиту, замарать).
  4. Составь предложение. (Мама варит суп в кастрюле).
  5. Назови другим словом. (Посуда)

Лексическая тема «Зима»

  1. Что это? (зима).
  2. Какая она? (зима морозная, зима долгая)
  3. Что делают зимой? (зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)
  4. Составь предложение. (Зимой я люблю кататься на санках).
  5. Назови другим словом. (мороз)

Список использованной литературы

  1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи [Электронный ресурс] / Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. - 2018. - №5. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/191/48165/
  2. Веснина О.А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О. А . Веснина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - С. 4-6
  3. Гальперина Н.А. Развитие речевого творчества у детей старшего
  1. дошкольного возраста [ Электронный ресурс ] / Н. А. Гальперина // Особенности развития речевого творчества в дошкольном возрасте . - 2004. - №4.        - Режим доступа : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-
  2. rabota/2018/09/22/razvitie-rechevogo-tvorchestva-u-detey-doshkolnogo
  3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками [Текст] / Н.Д. Душка // Журнал «Логопед» . - 2005. - С. 57 - 62.
  4. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников [Текст] / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - С. 60-62.
  5. Климова М.Ю. Как формировать речевое творчество у детей старшего дошкольного возраста [ Электронный ресурс ] / М. Ю. Климова // Речевое творчество . - 2019. - №1. - Режим доступа: https://logoprav.ru/korrekciya- rechi/razvitie-rechevogo-tvorchestva
  6. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речевого творчества детей дошкольного возраста. - 1999. - С. 139-144
  7. Муштавинская И.В. Элементы инновационных технологий [Текст] / И.В. Муштавинская // Написание синквейнов и работа с ними. - 2003. - С. 256-284
  8. 32
  9. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова // Актуальные проблемы развития речи детей. - 2005. - С. 341 - 344.
  10.  Шпичка Ю.О. Педагогическая мастерская. Все для учителя [ Электронный рсурс ] / Ю. О. Шпичка // Синквейн как прием технологии развития критического мышления . - 2015. - №2. - Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova 14 38 10765.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Методические рекомендации для воспитателей. «Методы и формы развития мышления старших дошкольников».

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.«Методы и формы развития мышления старших дошкольников»....

Дидактический синквейн как средство развития речи дошкольников

С педагогической точки зрения синквейн - это прекрасный способ творческой реализации дошкольника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, комп...

Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Социально-коммуникативное развитие ребенка - дошкольника средствами музыкально – театрализованной деятельности»

Цель: дать понятие об эффективности использования музыкально – театрализованной деятельности в решении проблемы приобретения дошкольниками  социально - коммуникативных навыков....

Синквейн, как средство развития речи дошкольника.

Консультация для воспитателей по использованию синквейнов в детском саду. В ней представлены этапы работы над синквейном, дидактические игры....

Технология "Синквейн" как средство развития речи дошкольников.

В данной разработке описывается применение технологии "Синквейн" на занятиях в детском саду. Материал будет полезен педагогам и воспитателям, которые работают в системе дошкольного образования. ...

Методические рекомендации «Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информ...