Опыт работы "«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через систему комплексного освоения культурного наследия народов»
материал (старшая, подготовительная группа)

Фатеева Елена Валентиновна

 Данная программа является специализированной, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей,  обучение детей игре на ложках и других русских народных инструментах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc210.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования Плавский район

«Центр развития ребенка – детский сад «Берёзка»

ОПЫТ РАБОТЫ

музыкального руководителя

Фатеевой Елены Валентиновны

на тему:

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры

через систему комплексного освоения

культурного наследия народов»

Плавск

Содержание.

Тема опыта………………………………………………………………2.с.

 Идея опыта………………………………………………………...……4.с..

ИПМ 1. Сведения об авторе………………………………………………5.с.

ИПМ 2. Условия формирования опыта…………………………..........6-8с.

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта……………….……….9-11с.

ИПМ 4, 5. Технология опыта………………………………………..12-26.с.

ИПМ 6. Результативность опыта…………………………………….27-31с.

Список литературы……………………………………………………32-33с.

Приложение

Тема  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через систему комплексного освоения культурного наследия народов»

2. Идея опыта:

Актуальность темы обусловлена тем, что вместе с обновлением содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. В свою очередь, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

     Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

     

ИПМ 1. Сведения об авторе.

Фатеева Елена Валентиновна

Среднее специальное

Тульское педагогическое училище № 2, 1980 год окончания.

Специальность по диплому – воспитатель детского сада.

Место работы – МБДОУ МО Плавский район «Центр развития ребёнка  - детский сад «Берёзка»

Должность – музыкальный руководитель

Педагогический стаж – 44 года

Стаж работы в занимаемой должности – 44 года

Квалификация – высшая

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

     Педагогическая деятельность коллектива нашего учреждения в данном направлении основана на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программы Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество», О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена диагностика эффективности работы детского сада по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников,

педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Выпускники детского сада имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

     Следует подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта, русские народные инструменты. Создавать различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в русскую избу, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю родного края, русского народа.

     Внедрение  программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и парциальной программы дополнительного образования кружка «Ложкари» (автор Петухова Татьяна Алексеевна -  п. Таёжный).    

      Данная программа является специализированной, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей,  обучение детей игре на ложках и других русских народных инструментах.

      Программа ценна тем, что построена на принципах:

всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей;

доступности понимания и исполнения музыки различных жанров;

предоставления      возможности      самовыражения,      самореализации      и инициативности.

   Структура программы предусматривает поэтапное обучение детей игре на русских народных инструментах. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе подробно расписана техника выполнения и последовательность обучения игре на ложках, даны примеры музыкальных и танцевальных композиций, ритмические и инструментальные импровизации, игровые миниатюры, инсценировки, а также рекомендации по изготовлению народных и экспериментальных музыкальных инструментов. В работе с ансамблем используются технические средства обучения.

   Программа рассчитана на детей с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма и является попыткой обновления содержания музыкального воспитания по разделу: «Игра на музыкальных инструментах».  Программа «Ложкари» содержит новую методику обучения - обучение игре на ложках и народных инструментах.

   

ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта  

     К.Д.Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине и

ввѐл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика». Он считал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Педагоги детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях. Поэтому, приобщение детей  дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является приоритетным направлением МБОУ и решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту, а также на объединениях дополнительного  образования.

  Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учѐных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, М.А.Некрасова и другие. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщѐнность пластики форм и образов. Значение народного искусства для эстетического воспитания детей отмечали и многие исследователи детского изобразительного творчества – Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Ю.В.Максимов и другие. Разработанные Т.С.Комаровой концептуальные положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, стали методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников.

     Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчѐркивала в своих работах А.П.Усова. Она утверждала, что использование народного творчества в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступала в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики. Понятно, что в современных условиях невозможно полностью возродить традиционную культуру. Общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту изжило себя. Но есть целый ряд обычаев, обрядов, которые необходимо знать и передать новому поколению.

      Основная работа педагогов направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными

ценностями, традициями, особенностями культуры. Поэтому, коллектив детского сада принял решение использовать в работе программу О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», материалы авторской образовательной программы Петуховой Т.А. «Ложкари» по развитию музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах.

    Опыт опирается на идеи ученых авторов, работающих над проблемой      исполнительства на ложках и рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей, развития их личностных и коллективных качеств. Это Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» -  методика обучения игре на инструментах,  авторская программа «Музыкальная народная культура». Рыбакова Э.Л. - «Музыкально- эстетическое воспитание детей на народных инструментах» ( основа ее методики – музицировали  на доступных детям народных инструментах, импровизации).

        Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они  универсальны в применении,  приемы игры на ложках  быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют  размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника. Ложки прочны и надежны. Они имеют определенные музыкальные, акустические и тембровые параметры,  которые  создают условия для активного  музицировали  деятельности и импровизации детей.

ИПМ 4, 5. Технология опыта.

     Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребѐнка на традициях народной культуры. Степень новизны  заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. В опыте представлены перспективные планы  кружка «Ложкари», тематические занятия по образовательной области «Музыка»  по ознакомлению с народной игрушкой; систематизированные народные игры по видам с учѐтом возраста детей; анкеты и опросники для детей, родителей, педагогов.

    Воспитанию у детей патриотических чувств, приобщению к миру прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребѐнком своего места в окружающем мире как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к

народной культуре.

    Методика работы в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать

детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре. Но та информация, которую получают дети, не должна ограничиваться фрагментарным знакомством с отдельными произведениями искусства.

    Поэтому, основной целью работы является:  приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры  через игру на народных музыкальных инструментах, пение русских народных песен, исполнение хороводов, плясок  на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности.

Задачи данной работы:

  1.  Воспитывать  музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых детей.

  2. Расширять и обогащать знания детей о быте, костюме, ремесле, традициях, праздниках.

  3. Обучение основам технике игры на ложках и других народных инструментах.

4. Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре;

    Для успешной реализации поставленной цели были выделены следующие условия:

Приоритетное внимание к специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, культурно - досуговой, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребѐнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием;

Творческий подход  к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий дополнительного образования с детьми, к использованию разнообразных методов и приѐмов воспитания и обучения;

Создание эстетической обстановки в МБОУ;

Широкое использование в оформлении продуктивных видов деятельности детей. Организации выставок детского  и совместного творчества;

Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приѐмов и ситуаций, что максимально способствует созданию личностно- значимой для ребѐнка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей;

Вариативность во всѐм: выборе тем занятий, организации обстановки, средств, методов работы с детьми;

Внимательное, тактичное отношение к каждому ребѐнку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях; формирование такого же отношения к детскому творчеству и у родителей воспитанников;

Исключение формализма, шаблона, сухости, излишнего дидактизма, противоречащих специфике искусства и художественного творчества;

Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других видов  деятельности, который означает необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, искусству, местным традициям, характерному для региона народному искусству).

   Прежде, чем приступить к работе по данному направлению на первом этапе была проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся: уровня сформированности знаний о предметах народного быта, русских народных инструментах, праздников, традиций, игр, разных видов народно- прикладного творчества. Параллельно в форме анкетирования была проведена диагностика родителей. Результаты показали довольно низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры.  Поэтому привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребѐнку, но и к родителю.

    Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям,  было принято решение провести несколько пробных занятий по разным разделам программы (по выбору педагога). Таким образом, в течение недели были проведены в разных группах ряд занятий: «Филимоновские чудеса», «Ярмарка игрушек», «Весѐлая карусель», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие.

    В результате проведѐнных занятий было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом играют на детских музыкальных инструментах, рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

   Если мы хотим говорить о воспитании как процессе развития личности ребѐнка, то необходимо начинать с элементарного: обеспечить ребѐнка самым необходимым материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражён в его языковом сознании.

    Так как имеющегося материала по данному направлению в МБДОУ  было недостаточно. Поэтому следующим этапом в работе  стало пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам:

●устное народное творчество, ●народный быт.

●народная игрушка, ●народная игра, ●народное искусство.

     Для этого были приобретены предметы народных художественных промыслов (гжель, хохлома, городец, дымка, жостов и др.), соответствующая методическая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества, пополнены образцы поэтапного рисования элементов декоративных росписей.

    Педагогическая инициатива в создании развивающего пространства была активна поддержана родителями воспитанников.  Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: печь, чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, иконы, сундук, колодец, коромысло, народные костюмы, игрушки.

   Так возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». Освободив  небольшое помещение, соорудили в нем «русскую избу», сделали деревянные лавки, «окно», постелили самотканые половики, повесили колыбель. Постепенно из прочитанной литературы, бесед с сотрудниками городского краеведческого музея  узнавали, что в русской избе случайных предметов не было, каждому предмету отводилось своѐ традиционное место. Постарались по мере возможности воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы. Были помещены некоторые предметы, имитирующие реальные (печь, окно, наличие предметов прикладного искусства и др.).

    Эстетическое воспитание и творческое развитие дошкольников эффективно только тогда, когда сами педагоги владеют эмоционально- эстетическим восприятием фольклорных произведений, знаниями об устном народном творчестве, методами формирования у детей интереса к фольклорным произведениям и желание выразить полученные впечатления в различных видах художественно-творческой деятельности. Для повышения знаний педагогов о русской народной культуре проводились обучающие семинары, викторины, консультации, тематические взаимопосещения, а так же экскурсии в городской краеведческий  музей, консультации, практикумы, проводимые сотрудниками музея, детской районной библиотеки.

   Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей мы придаѐм интеграции всех видов искусства и художественно-творческой

деятельности детей: разнообразные игры, изобразительную, художественно- творческую, музыкальную.

  Поэтому,  рассматриваем ознакомление детей с народной культурой и их художественно-творческую деятельность разного содержания как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические – для каждого вида искусств и художественной деятельности, которые тесно связаны с различными разделами работы:

\

   

 

  Интегрирование на основе народного искусства основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или без тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни. Приобщаясь к народному творчеству, дети должны петь, танцевать  и играть на русских народных инструментах, но и  рисовать, лепить, импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества.

   Реализация интеграции разных видов народного искусства в учебно- воспитательном процессе осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, викторин, праздников, тематических вечеров, концертов.

     Поэтому, для работы с детьми выделили следующие формы работы.

     Они  объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Важно, что интеграция позволяет включиться в процесс воспитания и обучения многих специалистов МБОУ: воспитателей, учителя-логопеда, преподавателя изобразительной деятельности, инструктора физического воспитания.

 

  Взяв за основу программу О.Л.Князевой, М.Д.Маханѐвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и материалы авторской образовательной программы Петуховой Т.А. «Ложкари» по развитию музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах педагоги творчески подошли к еѐ реализации. Была создана творческая группа по углубленному изучению разных направлений народной культуры. Для ознакомления и обучения детей русскому народному творчеству разработана  игротека, включающая в себя музыкально-дидактические , народные и игры, посвященные обрядовым праздникам.  

     Их  реализация осуществляется с помощью персонажа бабушки Арины. Она «хранит» самые различные народные игры: подвижные, игры-соревнования, игры-шутки, игры-забавы, игры-загадки, хороводные игры. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности.

    Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: ложках,  дудке,  свистульках , маракасах, трещотках. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем - интерес к музыкальной деятельности.

    Весь образовательный цикл разделён на три ступени:

ступень – подготовительный этап (средняя группа).

     Цель: приобретение начального музыкального опыта, знакомство с простейшими приемами  звукоизвлечения.

ступень – младшая группа ансамбля (старшая группа)

   Цель: закрепление материала, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координаций  движений, знакомство с народной культурой, народными инструментами, с новыми приемами игры, освоение техники игры на ложках.

ступень – старшая группа ансамбля (подготовительная к школе группа)

    Цель:  знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем,

совершенствование техники игры на 2-х ложках. Проявление  творческой инициативы.

    Основные разделы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движение своего тела. Игру в оркестре  дети «украшают» частушкой, речитативом, приговором и др.

     На занятиях воспитанники слушают русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей,  водят хороводы, под эту музыку выполняют танцевальные движения, аккомпанируют себе, используя шумовые инструменты.

      Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т.е. бабушка Арина  предлагает детям к следующей встречи с учѐтом новых приемов игры на ложках повторить уже знакомый прием. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных музыкально –дидактических игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками.

     Незабываемое впечатление на детей оказали проведение таких календарных праздников, как Покрова, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием  катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки. Был подобран русский костюм – дети узнали историю создания Тульского костюма, который имеет свою индивидуальность и разнообразие. На занятиях дети получали знания о значении каждого элемента народного костюма, обогащался словарь детей новыми, незнакомыми для них словами: кокошник, сорока, кичка, кафтан, зипун и другие.

   Взаимодействие с педагогами и специалистами МБДОУ и интеграция образовательных областей дает возможность, как на занятиях, так и в режимные моменты и в самостоятельной деятельности реализовывать  различные виды детской деятельности. Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки. Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся средствами коррекции процесса общения.

  Совместно с учителем-логопедом провели большую работу по накоплению речевого материала, включающего различные пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, загадки, заклички, считалки, приговорки, песенки; с помощью родителей изготовлены атрибуты к народным играм «Лапта», «Чижик», «Городки», «Камешки», «Карусель», элементы к подвижным и малоподвижным народным играм. Систематизировала русские народные игры по видам и качествам, развиваемым в ходе их проведения, подобрала народные календарные игры, проводимые в дни православных праздников.

     На материале народного фольклора разработала сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для педагогов, детей и родителей.

    Одним из главных жанров устного народного творчества является песня.

Русская песня, представляющая синтез музыки, слова и зачастую движение - это культурное наследие народа, которое содействует осуществлению всеобщего музыкального воспитания. Она доступна восприятию детей дошкольного возраста, её мелодический материал близок им и понятен. Поэтому в содержание музыкальных занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. Практически на каждом занятии используются распевки «Осенние», «Василёк», «Две тетери», «Дождик», «Здравствуй, петушок», «Ай, дали-дали» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, как «На горе-то калина», «Землюшка-чернозѐм», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «У калинушки», «Ой, мороз», «Веснянка» и др.

     На занятия воспитанники разных возрастов слушают  русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Дети водят хороводы, под эту музыку выполняют танцевальные движения, аккомпанируют себе, используя шумовые инструменты: свистульки, ложки, погремушки, самодельные трещотки, маракасы.

       Одной из форм организации интегрированных занятий, развлечений, досугов являются театрализованные представления, в основе которых лежит игра-драматизация по мотивам русских народных сказок – поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ. С этой целью проводится этюдная работа, которая даёт возможность ребёнку проявить творчество, найти самостоятельно выразительные особенности персонажа. Педагоги помогают детям овладеть такими средствами образной выразительности, как жест, мимика, просодика.

      В течение 10 лет в МБДОУ функционирует кружок  «Весёлые ложкари». Его посещают  одарённые дети. Для кружка  разработан  перспективный план. В процессе подготовительных действий родители совместно с детьми изготавливают костюмы: шьют сарафаны, украшают кокошники, придумывают и изготавливают необходимые декорации. Они рисуют, вырезают, конструируют - всё это является частью неразрывного творческого процесса и доставляет детям и родителям большую радость. Результатом работы кружка является показ музыкальных номеров на родительских собраниях, участие в районных и городских смотрах художественной самодеятельности, в отчётных концертах дополнительного образования: игра ансамбля «Весёлые ложкари», исполнение русских народных песен, хороводов для детей всех групп учреждения один раз в  месяц.

    Большую радость приносят детям русские народные игрушки. Игрушка- это не просто развлечение, прежде всего игрушка – культурный объект, с помощью которой решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации. На НОД и в режимные моменты дети  знакомятся с разнообразием народных игрушек, изготовленных из глины, дерева, соломы, пакли, лучины, шишек и другого подручного материала. Творческой группой подготовлен материал о разных еѐ типах (деревянные, тряпичные, глиняные и пр.), разработан  ряд занятий по изготовлению народной игрушки. Учитывая, что современный ребѐнок играет далеко не в самодельные куклы, опыт показал, что дети должны знакомиться не только с видами народных игрушек, но и приѐмами их изготовления. С этой целью было разработано и проведено занятие в старших группах на тему «Моя любимая кукла». Ценным является то, что ребѐнок сам еѐ мастерит, тем самым кукла становится для него родной и дорогой. По народным приметам, чем больше сил вкладываешь в работу, тем больше кукла будет помогать в жизни, оберегать и защищать. Дети узнали, что процесс изготовления называется «свертеть» куклу. С большим желанием и старанием они выполняли инструкции, дополняли элементами: волосы, одежда, украшения. После окончания работы каждому ребѐнку предлагалось дать имя своей кукле, охарактеризовать её: добрая, упрямая, ласковая, умная, красивая, весёлая. Используя знакомый речевой материал, дети пели своим куклам колыбельные песенки, потешки, прибаутки. Каждая кукла заняла почётное место в групповой комнате. На последующих занятиях детей знакомили и учили изготавливать разнообразные игрушки из теста, пластилина, природного материала (дымковская, филимоновская, богородская и другие).

Важно отметить, что в обучении детей народным промыслам заложены большие возможности трудового воспитания: способствует развитию трудовых умений и навыков, формирует нравственно-эстетические чувства ребёнка, даёт возможность испытывать радость творчества и труда.

    Интересно проводятся занятия, где интегрируются несколько образовательных областей – это образовательная область «Физическое развитие» и «Музыка», построенные на сюжете народных сказок («Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка» и др.). При выполнении упражнений инструктор предлагает детям проговаривать или пропеть знакомые и несложные ритмичные потешки, можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Такие занятия проводятся с целью изучения необходимого материала по определѐнной теме народной культуры. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков. Таким образом, формирование эстетически–художественного вкуса и эстетического отношения к национальной культуре возможно лишь при условии руководства ею со стороны взрослого, а для этого необходимо сотрудничество с семьями воспитанников. Для решения задачи эстетического воспитания и развития творческой активности детей важно правильно организовать работу с родителями. Обращаясь к истокам русской народной культуры, педагоги детского сада постарались поддержать интерес родителей. Для этого используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, физкультурные досуги, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные досуги, функционирует школа для родителей «Берегиня».

     Взаимодействие с семьѐй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Разработан перспективный план познавательно-игрового проекта «Приобщение дошкольников к истокам старины». Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. Во вторую половину дня родители присоединяются к детям и участвуют в инсценировании, народных играх, разучивают считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках («Масленица», «Вербное воскресенье», «Святая Пасха» и др.), их значение, правилах проведения, обычаях. Итоги таких совместных мероприятий  выражены в детских творческих работах, рисунках, составлении рассказов, а так же в фотовыставках, которые организуются в МБОУ.

     В холле музыкального зала  оформлен  стенд для родителей, где помещается информация практического характера . Например, как закрепить выученный прием игры на ложках (схематическое изображение последовательности движений), как изготовить дома вместе с ребѐнком  тряпичную, соломенную, деревянную куклу.

     В результате в конце учебного года устраивается «Ярмарка», на которой дети демонстрируют свои умения игры в ансамбле, аккомпанирования русских народных песен. Родители вместе с детьми представляют свои творческие работы.

\

ИПМ 6. Результативность опыта 

     Завершающим этапом по данному направлению является педагогический мониторинг, который проводится в начале и конце  учебного года и фиксирует и выявляет уровень сформированности интегративных качеств личности по образовательным областям у детей старшего дошкольного возраста о предметах народного быта, праздниках, умении играть на народных музыкальных инструментах традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей; повышения потребности использовать данные знания и умения на практике; умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на приобретѐнные знания, навыки и умения.

     Для этого была разработана специальная таблица, в которой мы отразили направления мониторинга.

     Целью мониторинга детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников кружка «Весёлые ложкари», касающихся:

- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;

- потребности использовать данные знания и умения на практике;

-уровня сформированности умения самостоятельно играть на русских народных инструментах в ансамбле и индивидуально, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

     Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются.

Таблица качества знаний детей кружка «Весёлые ложкари»

по приобщению к истокам русской народной культуры за 3 года:

Разделы программы

2021-2022г.г.

2022-2023г.г.

2023-2024г.г.

Устное народное творчество

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

42%

57%

57%

74%

74%

92%

Народный быт

27%

35%

35%

47%

47%

57%

Народная игрушка

29%

38%

38%

52%

52%

74%

Народная игра

36%

49%

49%

68%

68%

89%

Народное искусство

38%

52%

52%

64%

64%

73%

Игра на народных музыкальных инструментах

21%

57%

57%

80%

80%

98%

     

 Диаграмма.

       В целом за три года уровень сформированности ЗУНов  детей повысился:

- в 2021-2022уч.г. – на 16%;

- в 2022-2023 уч.г. – на 16%;

- в 2023-2024 уч.г. – на 16,5%.

 Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

    Данные мониторинга за последние 3 учебных года показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения играть на русских народных инструментах в ансамбле и индивидуально, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

    Данные результаты подтвердили:

- эффективность используемых  форм, методов и приѐмов, используемых на занятиях в кружке «Весёлые ложкари», в приобщении детей к истокам русской народной культуры;

- повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике;

- улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре;

 - повышение уровня формирования  у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

       В результате детскими работами оформляются выставки, зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки творческих работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с удовольствием исполняют на народных инструментах фольклорный материал и инсценируют народные сказки. Особый колорит в мир ребѐнка внесли народные музыкальные инструменты и игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что даёт ребёнку само утверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить» - вносить новые элементы, движения, правила. Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребѐнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

    Воспитанники кружка «Весёлые ложкари»:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть на народных музыкальных инструментах в ансамбле.

3. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

4. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

5. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

6. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

7. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

8. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

   Педагогическим коллективом созданы:

условия, обеспечивающие обогащенное физическое, духовно – нравственное, патриотическое, социально – эмоциональное развитие детей на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры;

 этническая развивающая среда;

 повысилась мотивация к изучению культурного наследия русского народа у педагогов, воспитанников и их родителей;

 сформированы творческие группы единомышленников;

отработано учебно – методическое планирование по различным направлениям ОЭД;

организовано взаимное сотрудничество с учреждениями социума: краеведческим музеем, домом детского творчества, детской районной библиотекой;

введено в традиции МБОУ проведение народные праздников, обрядов, театрализованных представлений;

 проведено обобщение и распространение ППО по приобщению детей к истокам русского народного творчества;

 оформлены альбомы: «К родным истокам», « Природа родного края», « Родной свой край люби и знай», « Тула – город герой», «Тульские мастера», «Филимоновские свистульки», «Белевское кружево», « Наш дом - Россия», «Москва – столица нашей Родины», «Театр – творчество – дети»;

проведена интеграция русского народного творчества во все виды деятельности дошкольников.

ведёт свою работу родительский клуб по интересам «Берегиня»;

 разработаны методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к родным истокам.

    Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Библиографический список

1.Бударина,Т.А. Знакомство детей с русским народным

творчеством/Т.А.Бударина.-Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004.

2.Ботякова, О.А. Солнечный круг/ О.А. Ботякова. –С-П.: Детство-Пресс,

2003.

3.Князева О.Л., Маханѐва М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуре/О.Л.Князева, М.Д.Маханѐва. -Санкт-Петербург:

«Детство-Пресс», 2004.

4.Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания/ Т.С.Комаров.-

М.: издательский дом «Карапуз», издательский дом «Зимородок», 2006.-

с.185-192,с.230-231.

5. Комарова, Т.С Художественная культура. Интегрированные занятия с

детьми 5-7 лет/Т.С.Комарова.- М.:Аркти, 2003.

1. Бекина, С. А. Музыка и движение. -М. : Просвещение, 1983.

2. Бублей, С. Детский оркестр. –Л. : Музыка., 1983.

3. Буданков, О. А., Вахутинский М. Б., Петров В. К. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. –М. : Музыка, 1991.

4. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь. -М. : Музыка, 1988.

5. Веретенников, В. В. Белгородские карагоды. Белгород: - изд. Везелица, 1993.

6. Гульянц, Е. Музыкальная азбука для детей. –М. : Аквариум, 1997.

7. 8. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.

9. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. –М. : Просвещение, 1990.

10. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические. –М. Просвещение, 1982.

11. Купинский, К. М. Школа игры на ударных инструментах. –М. : Музыка, 1987.

12. Сорокина, А. Дидактические игры. –М. : Просвещение, 1982.

13. Рытов, Д. А. Искусство игры на ложках. –СПб. : Музыкальная палитра, ж. №1, 2, 2001.

14. Юдина, Е. Азбука музыкально-творческого развития. –М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через продуктивные виды деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»       «Приобщение детей дошкольного возрастак истокам русской народной культурычере...

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»

  Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно&nd...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» выступление на педсовете...