Игры с мозаикой, как одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры с мозаикой, как одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Аннотация: Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.
Ключевые слова: Мелкая моторика, мозаика, игра.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.
Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.
От пальчиков – к голове
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.
Стартуем с пеленок
Когда начинать заниматься? Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Остановимся более подробно на играх с мозаикой.
Игра в мозаику – это не просто развлечение для детей, но и отличный способ развития мелкой моторики. В детском саду мозаика может стать одним из любимых занятий малышей.
Во-первых, игра в мозаику помогает развивать координацию движений рук и пальцев. Ребенок учится управлять мелкими предметами, перекладывать их, складывать в определенном порядке. Это способствует улучшению ловкости и точности движений.
Во-вторых, мозаика развивает творческие способности ребенка. Он может создавать различные узоры и фигуры, проявлять свою фантазию и воображение. Это помогает развивать мышление и логику.
В-третьих, игра в мозаику способствует развитию концентрации внимания и усидчивости. Ребенок должен сосредоточиться на задании, чтобы правильно собрать картинку или узор. Это очень важно для успешного обучения в школе.
Таким образом, игра в мозаику является не только увлекательным занятием для детей, но и полезным инструментом для развития мелкой моторики, творческих способностей и усидчивости.
Варианты игры с мозаикой:
- Знакомимся с мозаикой. Вместе с ребенком рассматриваем, перебираем, уточняем цвет, форму, величину.
- «Длиннее, короче». «Выложи синюю дорожку, короче красной». Предлагаем ребенку выложить две дорожки из мозаики и сравнить какая из них длиннее.
- «Перечисли все цвета мозаики».
- Работаем с картинками. Делаем падающие снежинки, украшаем елочку или зажигаем огоньки на гирлянде.
- Можно устроить цветную рыбалку. Отправляем детали от мозаики в воду. Вылавливаем их ложкой, распределяем по цветным тарелкам.
- Игра «Продолжи ряд». Ребенок продолжает ряд из цветных деталей мозаики.
- Игра «Найди ошибку». Можно сделать ошибку, задача ребенка найти и исправить ее.
- Делаем погремушку. Наполняем бутылку мозаикой. Работаем одной или двумя руками одновременно. Закрываем и гремим.
- Развиваем межполушарное взаимодействие. Выкладываем ряды двумя руками одновременно.
- Дополни картинку. Предлагаем ребенку дополнить картинку. Добавить лучики солнышку, снег к тучке. Выложить травку для коровы.
Придумывайте, ищите, творите – и вы удивитесь, какими творческими личностями вырастут ваши дети!
Список литературы
Список литературы:
1. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова — М.: ТЦ Сфера, 2014. –– 64 с.
2. Дубровская, Н.В. Мозаика. Наглядно–методическое пособие [Текст] / Н. В. Дубровская— СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2014. — 64 с.
3. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Смирнова. — СПб: Детство–Пресс, 2013.
— 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»
Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.
Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи. Игра с крупами хорошо стимулиру...
Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится ...
«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковую игру.
Развитие мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста через пальчиковую игру....
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...