Инновационные формы работы и методы в период адаптации детей
проект

Березовская Галина Константиновна

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

D:\работа\23-24 гг\аттестация\Березовская Г.К\Аттестация\photo_2025-03-01_13-37-41 (2).jpg

"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В.М. Бехтерев

Актуальность проекта:                                                                                                                   

   Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

  Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

  Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

  На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.                                                                                                                              

   Одним из важных направлений развития дошкольного образования является  инновационная  деятельность.  Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого образовательная программа может быть претворена в жизнь.

Цели проекта:

  Использование доступной и открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной деятельности в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Задачи:

Образовательные:

  Стимулировать у ребенка желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.

  Способствовать накоплению детского познавательно - интеллектуального опыта через практическую деятельность.

  Повысить уровень компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.

Развивающие:

  Развивать у детей память, внимание, речь, мышление и воображение посредством игровой деятельности.

  Развивать интерес у родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.

Воспитательные:

  Воспитывать у детей уважение друг к другу в процессе совместной деятельности.

  Формировать у родителей доверие и установку на дальнейшее конструктивное сотрудничество с ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.

Участники проекта:

 дети группы «Лютики», педагог, родители.

   

Описание проекта:

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021г. – май 2022г.).

Информационно-коммуникационные.

   

Вид проекта:

групповой, познавательный.

  Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю.

Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях адаптации.

 1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;

Формы взаимодействия:

 С детьми:

  непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

С родителями:

  консультации;  фотоотчет о проделанной работе.

Новизна проекта:

  Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:

  Успешную реализацию образовательной программы  для раннего возраста в специально смоделированной среде;

  Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;

  Решение оценки качества образования для детей раннего возраста.

Этапы реализации проекта:

 1.Организационно-подготовительный

 2.Основной

 3.Оценочный

Реализация проекта:

1.Подготовительный этап.

  Знакомство с родителями. Ознакомление  родителей с характеристикой  возрастных   возможностей  и показателями развития детей раннего возраста. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.

Знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности). Создание банка данных о будущих воспитанниках. Первоочередным является сбор сведений о ребёнке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечают на предложенные вопросы. Воспитатели анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает нам правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Информационное  сопровождение – «Памятка для родителей» по разделам:

 «Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша» и т. д.

Создание развивающей среды, подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

2. Основной этап. 

Деятельность в соответствии с планированием.

Хэппенинг и сенсорные коробки

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

 Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

  При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

 Релаксация в системе кинезиологии

  Кинезиология - относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

  Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

 Куклотерапия

  Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.

  Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях. 
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

 Ковролинография

  Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы:

формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

  Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

  Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.

План реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Участники

Организационный этап

1.

Изучение методической литературы по данной тематике

Сентябрь – октябрь 2021 г.

Воспитатель

2.

Разработка игр и игровых комплексов

Воспитатель

3.

Анкетирование родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

Воспитатель, родители

Основной этап

Мероприятия с детьми

1.

Рисование пальчиками «Дождик»

Ноябрь 2021 г.

2.

Игры с сенсорной коробкой «Ферма»

3.

Ковролинография

Д/и «Сделай по образцу»

4.

Релаксация в системе кинезиологии «Дождик»

5.

Речевые игры с элементами куклотерапии «Пчелиная семья»

6.

Рисование кулачком «Елочка»

Декабрь 2021 г.

7.

Игры с сенсорной коробкой «Зимний лес»

8.

Ковролинография

Д/и «Что еще такой же формы»

9.

Релаксация в системе кинезиологии «Снежинки»

10.

Речевые игры с элементами куклотерапии «Расскажи про кошку»

11.

Рисование мыльными пузырями «Облачко»

Январь 2022г.

12.

Ковролинография

Д/и «Кто что ест»

13.

Релаксация в системе кинезиологии «Тропинка»

14.

Речевые игры с элементами куклотерапии «Желтые цыплята»

15.

Оттиск печатками с изображением животных

Февраль 2022 г.

16.

Игры с сенсорной коробкой «Лесные животные»

17.

Ковролинография

Д/и «Чьи детки»

18.

Релаксация в системе кинезиологии «Котик»

19.

Речевые игры с элементами куклотерапии «Уточки»

20.

Рисование ладошкой «Солнышко»

Март 2022 г.

21.

Игры с сенсорной коробкой «Весенняя полянка»

22.

Ковролинография

Д/и «Заборчики»

23.

Релаксация в системе кинезиологии «Птички»

24.

Речевые игры с элементами куклотерапии «Собачка»

25.

Рисование на манной крупе «Цветочная поляна»

Апрель 2022 г.

26.

Игры с сенсорной коробкой «Огород»

27.

Релаксация в системе кинезиологии «Грибок»

28.

Речевые игры с элементами куклотерапии «В гости к кошечке»

Основной этап

Мероприятия с родителями

1.

Наглядная информация «Сенсорные коробки – делаем сами»

Декабрь 2021 г.

2.

Консультация «Речевые игры в развитии детей раннего возраста»

Февраль 2022 г.

3.

Мастер – класс для родителей «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте»

Март 2022 г.

4.

Родительское собрание «Игры и игровые технологии для развития сенсорных эталонов»

Апрель 2022 г.

Оценочный этап

1.

Оформление фотовыставки для родителей

Май 2022 г.

2.

Обобщение результатов работы .

3.

Анкетирование родителей «Роль организации творческой студии для детей раннего возраста»

3 этап -  Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду. 

Ожидаемый результат

  • Сформировались первичные коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательная активности;
  • Повысился уровень знаний об особенностях развития детей раннего возраста;
  • Создана материально-техническая и методическая база по данному направлению деятельности.

Оценка  эффективности  реализации проекта

Проектная деятельность позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование методик обучения позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Форма работы с родителями в период адаптации

Способы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста. ...

Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов  в воспитании ребё...

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...

Инновационные формы работы и методы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Инновационные формы работы и методы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ Ергенинский детский сад «Герл»...

Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

АннотацияАктуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители о...