Инновационные формы работы и методы в период адаптации детей
проект
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.07 КБ |
Предварительный просмотр:
"Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…"
В.М. Бехтерев
Актуальность проекта:
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
Одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого образовательная программа может быть претворена в жизнь.
Цели проекта:
Использование доступной и открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной деятельности в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Задачи:
Образовательные:
Стимулировать у ребенка желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
Способствовать накоплению детского познавательно - интеллектуального опыта через практическую деятельность.
Повысить уровень компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, речь, мышление и воображение посредством игровой деятельности.
Развивать интерес у родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение друг к другу в процессе совместной деятельности.
Формировать у родителей доверие и установку на дальнейшее конструктивное сотрудничество с ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.
Участники проекта:
дети группы «Лютики», педагог, родители.
Описание проекта:
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2021г. – май 2022г.).
Информационно-коммуникационные.
Вид проекта:
групповой, познавательный.
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю.
Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях адаптации.
1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;
Формы взаимодействия:
С детьми:
непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
С родителями:
консультации; фотоотчет о проделанной работе.
Новизна проекта:
Новизна проекта ориентирована на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий, обеспечивающих высокое качество развития детей раннего возраста, которая предполагает:
Успешную реализацию образовательной программы для раннего возраста в специально смоделированной среде;
Решение задач по обогащению развивающей предметно-пространственной среды; учебно-методического материала;
Решение оценки качества образования для детей раннего возраста.
Этапы реализации проекта:
1.Организационно-подготовительный
2.Основной
3.Оценочный
Реализация проекта:
1.Подготовительный этап.
Знакомство с родителями. Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.
Знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности). Создание банка данных о будущих воспитанниках. Первоочередным является сбор сведений о ребёнке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечают на предложенные вопросы. Воспитатели анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает нам правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.
Информационное сопровождение – «Памятка для родителей» по разделам:
«Адаптация. Что это такое?», «Как предупредить плохое поведение у ребёнка, после д/с в период адаптации», «Развиваем самостоятельность малыша» и т. д.
Создание развивающей среды, подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
2. Основной этап.
Деятельность в соответствии с планированием.
Хэппенинг и сенсорные коробки
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.
В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.
Релаксация в системе кинезиологии
Кинезиология - относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Куклотерапия
Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.
Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.
Ковролинография
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.
Такая работа включает следующие этапы:
формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.
План реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Участники | ||
Организационный этап | ||||
1. | Изучение методической литературы по данной тематике | Сентябрь – октябрь 2021 г. | Воспитатель | |
2. | Разработка игр и игровых комплексов | Воспитатель | ||
3. | Анкетирование родителей «Особенности развития детей раннего возраста» | Воспитатель, родители | ||
Основной этап Мероприятия с детьми | ||||
1. | Рисование пальчиками «Дождик» | Ноябрь 2021 г. | ||
2. | Игры с сенсорной коробкой «Ферма» | |||
3. | Ковролинография Д/и «Сделай по образцу» | |||
4. | Релаксация в системе кинезиологии «Дождик» | |||
5. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Пчелиная семья» | |||
6. | Рисование кулачком «Елочка» | Декабрь 2021 г. | ||
7. | Игры с сенсорной коробкой «Зимний лес» | |||
8. | Ковролинография Д/и «Что еще такой же формы» | |||
9. | Релаксация в системе кинезиологии «Снежинки» | |||
10. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Расскажи про кошку» | |||
11. | Рисование мыльными пузырями «Облачко» | Январь 2022г. | ||
12. | Ковролинография Д/и «Кто что ест» | |||
13. | Релаксация в системе кинезиологии «Тропинка» | |||
14. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Желтые цыплята» |
15. | Оттиск печатками с изображением животных | Февраль 2022 г. |
16. | Игры с сенсорной коробкой «Лесные животные» | |
17. | Ковролинография Д/и «Чьи детки» | |
18. | Релаксация в системе кинезиологии «Котик» | |
19. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Уточки» | |
20. | Рисование ладошкой «Солнышко» | Март 2022 г. |
21. | Игры с сенсорной коробкой «Весенняя полянка» | |
22. | Ковролинография Д/и «Заборчики» | |
23. | Релаксация в системе кинезиологии «Птички» | |
24. | Речевые игры с элементами куклотерапии «Собачка» | |
25. | Рисование на манной крупе «Цветочная поляна» | Апрель 2022 г. |
26. | Игры с сенсорной коробкой «Огород» | |
27. | Релаксация в системе кинезиологии «Грибок» | |
28. | Речевые игры с элементами куклотерапии «В гости к кошечке» | |
Основной этап Мероприятия с родителями | ||
1. | Наглядная информация «Сенсорные коробки – делаем сами» | Декабрь 2021 г. |
2. | Консультация «Речевые игры в развитии детей раннего возраста» | Февраль 2022 г. |
3. | Мастер – класс для родителей «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте» | Март 2022 г. |
4. | Родительское собрание «Игры и игровые технологии для развития сенсорных эталонов» | Апрель 2022 г. |
Оценочный этап | ||
1. | Оформление фотовыставки для родителей | Май 2022 г. |
2. | Обобщение результатов работы . | |
3. | Анкетирование родителей «Роль организации творческой студии для детей раннего возраста» |
3 этап - Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду.
Ожидаемый результат
- Сформировались первичные коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательная активности;
- Повысился уровень знаний об особенностях развития детей раннего возраста;
- Создана материально-техническая и методическая база по данному направлению деятельности.
Оценка эффективности реализации проекта
Проектная деятельность позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование методик обучения позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Публикация. Опыт работы «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи....

Форма работы с родителями в период адаптации
Способы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста. ...
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Развитие педагогической компитенции родителей. Помочь найти ответы на интересующее вопросы по воспитанию детей. Привлечь родителей к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребё...

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...

Инновационные формы работы и методы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Инновационные формы работы и методы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МКДОУ Ергенинский детский сад «Герл»...

Формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
АннотацияАктуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители о...