Консультация для педагогов «Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию»
консультация (подготовительная группа)

Манухина Галина Исламовна

В духовно-нравственном и патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формы работы с родителями по

 нравственно-патриотическому и духовному воспитанию»

Подготовила: воспитатель Манухина Г.И.

Высшая квалификационная категория.

МБ ДОУ детский сад №8 г. Орёл

План:

  1. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
  2. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.
  3. Традиционные формы работы с родителями (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные).
  4. Нетрадиционные формы.
  5. Литература.

“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина.

      В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное, патриотическое воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

            Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном и патриотическом воспитании дошкольника. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач духовно- нравственного и патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия воспитателей и родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс духовно - нравственного и патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.  

Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи, которая состоит из трех блоков: информационно - аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение. Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.).

Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: - игротеки, - выставки выходного дня, театральная пятница, - встреча с интересным человеком, - праздники, - издание семейных газет, журналов, - защита семейных проектов, -ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс - диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов.

Освещая проблему организации работы с семьями по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию детей, мы в своей работе используем вариативно традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Традиционные формы подразделяем на коллективные,

индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным относятся: родительские собрания, конференции, «круглые столы».

   Тему родительского собрания формулируем по проблеме, например: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности», «О городе своем ведем мы наш рассказ».   Наряду с разработкой содержания материала подбираем методы активизации родителей, которые предполагают возникновение интереса к теме, стимулируют желание родителей активно участвовать в обсуждении, рождают ассоциации с их опытом воспитания. Используются следующие методы активизации:

  • анализ педагогических ситуаций;
  • проигрывание проблемных задач;
  • вопросы;
  • приведение примеров;
  • просмотр видеороликов.

Задача конференции – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчёт, поэтому конференции проводятся к концу учебного года.

     «Круглый стол».  Здесь можно показать с детьми открытое занятие (или видеозаписи), организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Орёл– моя малая родина»». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города.

Совместная деятельность детей и родителей:

  • оформление рисунков «Мой любимый город»;
  • изготовление макетов с родителями;
  • составление кроссвордов.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.

       Беседа – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с родителями, её особенность – активно её используем с родителями.         Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.

Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки.

  • Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души»;
  • Папки-передвижки «Моя семья»;
  • Фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»;
  • Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»;  
  • Выставки детских работ.                                        

   Нетрадиционные формы. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.  

               Нетрадиционные формы общения с родителями проводим такие как:

  • информационно – аналитические: анкетирование, выявление запросов, «почтовый ящик»
  • досуговые: совместные досуги и праздники, конкурсы, спортивные мероприятия, например: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я –Орловская семья», вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», посиделки, фольклорные праздники «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.).
  • познавательные: устный педагогический журнал, педагогическая гостиная «О русских традициях и обычаях», школа заботливых родителей, мастер-класс

«Изготовление народных, обрядовых кукол»

  • Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей) для виртуальной экскурсии «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше). Приобщая детей к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывая уважение, гордость за землю, на которой живешь, с детьми в мини-музее нашего ДОУ знакомили детей с избой, русским бытом народа, с одеждой, с предметами старины, с защитниками Отечества. С помощью родителей организовывали выставки по темам.

-наглядно-информационные: открытые занятия, просмотр видеороликов, слайд-шоу, газета для родителей, библиотека для родителей, информационные проспекты.

Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.

В мини-музее проводили выставки совместных рисунков: «Русские народные сказки», «День Победы помнят деды».

       Огромное место в работе с семьями воспитанников занимает активная помощь родителей в подготовке и организации досугов, праздников - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка, знакомят с народной культурой. Нами проводились народные календарные праздники: «Именины», озорная, веселая «Осенняя ярмарка», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха».

          Заметное место отводится организации и проведению общенародных праздников «День матери», «День Победы», «День защитника Отечества».

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Орёл-город первого салюта», «Мои друзья», «Природа родного края»

        Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме духовно-нравственного гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход». Например, Рождественская экскурсия с посещением храма Иверской Пресвятой Богородицы, где родители и дети знакомятся с христианской культурой нашего народа. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры - это труд, радость, приносящая бесценные плоды. Традиционно, на новогодних каникулах, по нашим советам родители вместе с детьми с удовольствием погрузились в рождественскую атмосферу: разучивали стихи о светлом празднике «Рождестве», проводили веселое семейное колядование. Вовремя художественно–продуктивной деятельности «Рождественские мастерские» изготавливали поздравительные рождественские открытки.

       «Семейный поход» выходного дня включает в себя и места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только получали знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовали в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа помогла сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании духовно-нравственных основ гражданских и патриотических качеств, в формировании первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерными темами маршрута выходного дня могут быть:

  • «Семейный поход по памятным местам родного города»;
  • «Памятные места героического прошлого города»;
  • «Храм –дом божий»;  
  • «Любимый уголок»;
  • «Гордись своим именем, улица!»
  • «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки» и др.

         Ещё одной традицией стало проведение «Неделя добрых дел». Сколько воспитательных моментов таят в себе эти недели! Оказалось, что для родителей это не просто. Пришлось приложить много усилий.
 В неделе добрых дел родители изготовили кормушки для птиц. Весной сажали деревья, убирали мусор. Дети зарисовывали эти моменты в групповом альбоме «Добрых дел».

         Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Исследователи считают, что применение информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:

  • Создание мультимедийных презентаций.
  • Работа с ресурсами интернет.
  • Использование готовых обучающих программ.

Заключение: Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Воспитание духовно-нравственных и патриотических представлений – дело не одного дня и даже не месяца. Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.

В духовно-нравственном и патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Литература:

  1.  Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
  3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: 2010.
  4. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.:, 2012. 
  5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  6.  Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014. 
  7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы с родителями".

Автором представлен материал для педагогов о традиционных и нетрадиционных формах работы с родителями....

Консультация для педагогов "Формы работы с родителями

Материал адресован  педагогам ДОУ...

Консультация для педагогов "Формы работы с родителями"

Семья и детский  сад  – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия д...

Консультация для педагогов "Формы работы с родителями летом"

Консультация для педагогов "Формы работы с родителями летом"...

Консультации для педагогов "Формы работы с родителями В ДОУ"

Данный материал раскрывает вопросы форм взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в детском саду....