Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
консультация

Бушуева Виктория Сергеевна

Консультация для педагогов

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogam_nravstvenno_patrioticheskoe.docx23.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Виктория Сергеевна Бушуева

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Наша цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Из всех образовательных областей художественно – эстетического развития, единственно по –настоящему воспитывающей духовно – нравственное патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроения ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувств патриотизму дошкольников процесс не простой, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в нашей стране и мире.

Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Цель работы: Создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.

Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности: - к семье, городу, стране; - к природе родного края; - к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.

Это глобальные цели и задачи, и процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса, и в разных образовательных областях.

Т.к. я педагог с небольшим опытом работы, но все же мне бы хотелось поделиться своими наработками и своими результатами.

Работа с детьми.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена, отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а также художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества», «День России», а так же «День народного единства».

День защитника Отечества - это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

День России – это праздник, на котором мы в очередной раз окунаемся в грани патриотизма своей родине, поднимаем флаг и слушаем Гимн, прививая любовь и уважение к символам нашей страны, ее истории, в целом воспитываем патриотизм и чувство гордости за свою страну, край.

День народного единства – праздник сплоченности, признания и единства. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

2.Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

3.Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», День Флага РФ, День Защиты детей, Встреча нового учебного года.

Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.

Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Веселые старты», «День защиты детей», интегративные занятия совместно с воспитателями.

При подготовке к тематическим праздникам, воспитатели разучивают движения танцев вместе с детьми, а также повторяют репертуар песен. Весь репертуар песен и сценарий выдается воспитателям и также подробно разбирается в каждой группе.

Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.

участие в тематических районных, Республиканских, Всероссийских и Международных вокальных и танцевальных конкурсах например, таких как:  «Военно-патриотический фестиваль «Память поколений»  «Дорога к победе», «Защитником быть – родине служить!», «международный женский день» и многие другие;

Вывод: 

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 В качестве памятки, я раздам вам текст гимнов Российской Федерации и Республики Алтай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...

Отчет по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Материал подготовлен к педагогическому совету и является осмыслением  работы по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в работе музыкального руководителя"...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.Это касается нравственных ценностей ,отнош...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника на музыкальном занятии"

Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством различных видов музыкальной деятельности...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях»

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории ...