"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника на музыкальном занятии"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Демина Анна Сергеевна

Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством различных видов музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx70.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

"Детский сад № 107"

« НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ »

                                                       Подготовила: Демина Анна Сергеевна,

                                                     Музыкальный руководитель, 1кв.категории

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Нравственно - патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина ,что особенно актуально в современном мире.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

«Музыка так же, как и всякий другой человечески язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием» - говорил В. В. Стасов. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и фольклоре.  Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в своей работе я стараюсь сделать так, чтобы дети были не только  слушателями и зрителями, но и активными исполнителями народных песен, плясок, хороводов, игр.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, игра, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственый и духовный мир.

На сегодняний день естественная значимость руского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения

Танец – это своеобразное видение мира, его открытие художественными средствами. Танец – это жизнь народа в миниатюре. Танец – искусство синтетическое, здесь и музыка, и хореография, и декоративно – прикладное  и изобразительное искусство. 

Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.

ТАНЕЦ «МАНЯ_ВАНЯ»

«ТРАВУКА_МУРАВУШКА»

Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности - познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике.

Хороводные игры доступны детям благодаря таким чертам: простота содержания, относительная краткость, многократная повторность одного и того же действия, музыкальность, установка на забаву, развлечение, полифункциональность.

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников.

Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

ИГРЫ

ПЛЕТЕНЬ

РАСТЯПА

НИТОЧКА

ТЕРЕМОК

ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка являются «сказки умелки»

Это очень занимательный, а главное, эффективный видмузыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.

Сказки — «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду

Также они являются отражением идеи Карла Орфа — известного немецкого музыканта и

педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.

Сказка с шумовым оформлением является веселым и ффективным упражнением для слухового восприятия, развити мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребенок реализует свои образыне представления в шумах, звуках, что всегда спровождается положительными моциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

СКАЗКИ

РЕПКА

Распространеннй формой нравственно патриотического воспитания  является проведение календарных праздников , где дети инсценируют нардные обряды. Такая «живая» форма общения детей с древними обычаямиимеет большое значение для усвоения культурных ценностей. В наем детском саду традиционно проодят такие фольклорные праздники как «Широкая масленица», «Коляда-Маляда», «Светлая Пасха», «Жаворонушки», «Ивана Купала» и другие

ФОТО-СЛАЙДЫ

Т.К. Воспитанники нашего детского сада являются представителями различных национальностей, каждая из которых самобытна, имеет свою культуру, традиции и обычаи, мною был разработан проект «Неделя культуры Оренбуржья», который помогает  детям  познакомится  ближе и понять культуру других народов, населяющих наш Оренбургский край.  

Дети знакомятся с  традициями и обычаями народов, а также принимают  активное участие в:
• постановке национальных танцев  (русский, татарский, украинский, казахский;
 Знакомстве народных игр  («Озорной платочек», «Буш кун («Займи место»),
«Тимербай», «Плетись, плетень», «Самовар», «4 стихии»
 
• Изготовлении национальных орнаментов  ( башкирский, татарский, мордовский, украинский, узбекский, казахский и др.)

В рамках проведения недели культуры Оренбуржья мы организуем  кулинарная выставка «Национальное блюдо».  И самые Настоящие кулинарные шедевры  украшают  праздничное мероприятие!

ФОТО

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.      

В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок и выставок

ФОТО

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать многие звуки и необычно чутко реагировать на них. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,

 эта любовь к близкому, родному переходит в любовь

 к государству, его истории с его прошлым и

настоящим, а затем и ко всему человечеству»

(академик Д. С. Лихачев)

Используемые интернет – ресурсы:

https://olimpiada.melodinka.ru/publications/pub_25453.html

https://znanio.ru/media/vystuplenie-iz-opyta-raboty-na-temu-rol-muzyki-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-doshkolnika-dlya-pedagogov-2542627

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-muzykalnyh-rukovoditelei-skazki-shumelki-kak-forma-raboty-s-muzykalno-ritmicheskimi-igrami.html

http://doshkolnik.ru/musika/26604-konsultaciya-dlya-roditeleiy-tema-ispolzovanie-skazok-shumelok-v-muzykalno-igrovoiy-deyatelnosti.html

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-horovodnye-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-doshkoln-4638465.html

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/08/13/horovodnye-igry-kak-sredstvo-formirovaniya

https://infourok.ru/tanec-kak-sredstvo-nravstvennopatrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-2960119.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...

Отчет по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Материал подготовлен к педагогическому совету и является осмыслением  работы по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в работе музыкального руководителя"...

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выступление на тему:«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» Му...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.Это касается нравственных ценностей ,отнош...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях»

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории ...