"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника на музыкальном занятии"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание патриотических чувств у ребенка посредством различных видов музыкальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 70.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
"Детский сад № 107"
« НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ »
Подготовила: Демина Анна Сергеевна,
Музыкальный руководитель, 1кв.категории
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина ,что особенно актуально в современном мире.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
«Музыка так же, как и всякий другой человечески язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием» - говорил В. В. Стасов. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и фольклоре. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в своей работе я стараюсь сделать так, чтобы дети были не только слушателями и зрителями, но и активными исполнителями народных песен, плясок, хороводов, игр.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в познании фольклора, в русской народной музыке, игра, танцах, поскольку они способны воздействовать на чувства, настроения ребенка, способны преобразовывать его нравственый и духовный мир.
На сегодняний день естественная значимость руского народного танца в духовной жизни подрастающего поколения
Танец – это своеобразное видение мира, его открытие художественными средствами. Танец – это жизнь народа в миниатюре. Танец – искусство синтетическое, здесь и музыка, и хореография, и декоративно – прикладное и изобразительное искусство.
Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.
ТАНЕЦ «МАНЯ_ВАНЯ»
«ТРАВУКА_МУРАВУШКА»
Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности - познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.
Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике.
Хороводные игры доступны детям благодаря таким чертам: простота содержания, относительная краткость, многократная повторность одного и того же действия, музыкальность, установка на забаву, развлечение, полифункциональность.
Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников.
Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.
ИГРЫ
ПЛЕТЕНЬ
РАСТЯПА
НИТОЧКА
ТЕРЕМОК
ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка являются «сказки умелки»
Это очень занимательный, а главное, эффективный видмузыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на инструментах детского музыкального оркестра.
Сказки — «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду
Также они являются отражением идеи Карла Орфа — известного немецкого музыканта и
педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”.
Сказка с шумовым оформлением является веселым и ффективным упражнением для слухового восприятия, развити мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребенок реализует свои образыне представления в шумах, звуках, что всегда спровождается положительными моциями, способствует созданию эмоционального благополучия.
СКАЗКИ
РЕПКА
Распространеннй формой нравственно патриотического воспитания является проведение календарных праздников , где дети инсценируют нардные обряды. Такая «живая» форма общения детей с древними обычаямиимеет большое значение для усвоения культурных ценностей. В наем детском саду традиционно проодят такие фольклорные праздники как «Широкая масленица», «Коляда-Маляда», «Светлая Пасха», «Жаворонушки», «Ивана Купала» и другие
ФОТО-СЛАЙДЫ
Т.К. Воспитанники нашего детского сада являются представителями различных национальностей, каждая из которых самобытна, имеет свою культуру, традиции и обычаи, мною был разработан проект «Неделя культуры Оренбуржья», который помогает детям познакомится ближе и понять культуру других народов, населяющих наш Оренбургский край.
Дети знакомятся с традициями и обычаями народов, а также принимают активное участие в:
• постановке национальных танцев (русский, татарский, украинский, казахский;
Знакомстве народных игр («Озорной платочек», «Буш кун («Займи место»),
«Тимербай», «Плетись, плетень», «Самовар», «4 стихии»
• Изготовлении национальных орнаментов ( башкирский, татарский, мордовский, украинский, узбекский, казахский и др.)
В рамках проведения недели культуры Оренбуржья мы организуем кулинарная выставка «Национальное блюдо». И самые Настоящие кулинарные шедевры украшают праздничное мероприятие!
ФОТО
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.
В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок и выставок
ФОТО
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности.
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать многие звуки и необычно чутко реагировать на них. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,
эта любовь к близкому, родному переходит в любовь
к государству, его истории с его прошлым и
настоящим, а затем и ко всему человечеству»
(академик Д. С. Лихачев)
Используемые интернет – ресурсы:
https://olimpiada.melodinka.ru/publications/pub_25453.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 ию...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях. Издательство "Саратовский источник" г.Саратов, 2015
статья (из опыта работы)...
Отчет по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
Материал подготовлен к педагогическому совету и является осмыслением работы по направлению "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в работе музыкального руководителя"...
«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Выступление на тему:«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» Му...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени.Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.Это касается нравственных ценностей ,отнош...
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях»
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории ...