Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
консультация (подготовительная группа)
Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
«Часто руки знают как решить загадку,
с которой интеллект боролся напрасно»
Карл Густав Юнг
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Что такое песочная терапия?
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.
Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи пескотерапии:
- релаксация, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно – пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, памяти;
- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
- способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
- развитие творческих (креативные) способностей;
- формирование позитивной коммуникации.
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см), природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т.д.), ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхность. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя. Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Занимаясь играми на песке, ребёнку становится увлекательно, он старается сделать красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
И так делаем выводы:
Что бы начать работу с песком необходимо выполнять правила песочной страны.
Первое правило. Руки нужно помыть до и после работы с песком.
Второе правило. Песком мы не бросаемся.
Не спорим, не толкаемся.
А делом занимаемся.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
- Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
- Есть кожные заболевания и порезы на руках.
В нашем дошкольном учреждении педагоги и узкие специалисты используют специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.
Рекомендации по установке стола для песочной терапии:
Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;
К столу для работы с песком должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный)
Стол с песком следует установить на большой и прочной поверхности, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом поверхность должна быть значительно больше стола, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком;
Рекомендации по проведению занятийной, коррекционной и совместной, деятельности:
Все принадлежности следует размещать в маленьких коробочках или ящичках на уровне глаз ребенка;
С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования на песке;
После деятельности стол рекомендуется закрывать специальной крышкой:
Методы и формы песочной терапии:
- Диагностическая;
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения;
- Коррекционная;
- Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование);
- Игровая деятельность; (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации);
- Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки).
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- Дети чувствуют себя более успешными;
- Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;
- Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
Общие условия организации песочной терапии
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические)
- летающие животные (домашние, дикие, доисторические)
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы)
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох)
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола)
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.)
- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды)
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства)
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки)
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы)
- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).
Чем полезны игры с песком?
- Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
- Развивают мелкую моторику, глазомер.
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
- Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Эффект песочной терапии:
Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
Положительная динамика в развитии:
- образного мышления
- тактильной чувствительности
- зрительно – моторной координации
- ориентировки в пространстве
- сенсомоторного восприятия.
Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:
Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных детей нет в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Советы по организации занятий
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Итак, некоторые рекомендации:
- Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
- Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
- Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
- С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
- Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
- Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.
- Периодически лоток нужно пополнять песком.
Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
- Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.
- После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Песочная терапия как метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие знаний у педагогов...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»
В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...

Консультация для воспитателей Тема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.
Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми....
Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ известен давно. Он считается наиболее действенным методом развития, обучения и осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ.Данный метод мы испол...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»
.........

«Песочная терапия, как метод работы с детьми»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые внедряют в свою работу элементы песочной терапии....

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми.»
Что такое песочная терапия?Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет ...