«Песочная терапия, как метод работы с детьми»
консультация по психологии
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые внедряют в свою работу элементы песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobraz._konsultatsiya_pedagogi.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Песочная терапия, как метод работы с детьми»
Уважаемые коллеги! В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Что такое песочная терапия?
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.
Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи песочной терапии:
1. способствовать релаксации, снятию мышечного напряжения;
2. развивать зрительно – пространственную ориентацию, концентрацию внимания;
3. способствовать развитию речи и логики, расширению словарного запаса, стабилизации эмоционального состояния;
4. побуждать к развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
5. развивать творческие (креативные) способности;
6. формировать навыки позитивной коммуникации.
Общие условия организации песочной терапии
В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих воображаемый Мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции.
Чем полезны игры с песком?
- Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
- Развивают мелкую моторику, глазомер.
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
- Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Эффект песочной терапии:
- Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
- Положительная динамика в развитии:
- образного мышления;
- тактильной чувствительности;
- зрительно – моторной координации;
- ориентировки в пространстве;
- сенсомоторного восприятия.
Все игры в песочной терапии делятся на 3 направления:
1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных детей нет в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Советы по организации занятий
Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
Итак, некоторые рекомендации:
- Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
- Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
- Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
- Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
- Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.
- С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.
- Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
- Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
- Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.
- Периодически лоток нужно пополнять песком.
- Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
- Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.
- После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР
Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....
Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»
Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....
Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»
В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...
Консультация для воспитателей Тема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.
Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми....
Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ.
Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ известен давно. Он считается наиболее действенным методом развития, обучения и осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ.Данный метод мы испол...