Организация экспериментально-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
консультация (старшая группа)
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность—естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть изучить—значит сделать шаг в неизведанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность—естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть изучить—значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. И главное, чтобы интерес к исследованиям со временем не угас. Наша задача—помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страж и неуверенность в себе. Ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества.
При организации работы по экспериментированию используются различные формы:
Работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты. Экспериментально-исследовательская деятельность включает в себя не только эксперименты, но и занятия, наблюдения, экскурсии, игры. Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Познавательные занятия, цель занятий-узнать новое, интересное. На них дошкольники учатся логически мыслить, ставить цели, решать проблему, делать выводы. На занятиях дети совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем. Рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки, и в конце наблюдения делают выводы. Интересные наблюдения за объектами живой и неживой природы учат детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.
Опыты-эксперименты—один из главных моментов исследовательской деятельности. Элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, водой, магнитом. Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты знакомство с магнитом и его свойствами. Так, в эксперименте «Загадочный магнит» дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита-прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность металлических предметов Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми, воспитателем, фиксировать в альбоме. Опыты помогают глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними, у ребенка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, учится отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, делать выводы.
Прежде чем приступить к опытной деятельности, составляется план предстоящей деятельности.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда.
В группе создали необходимую для проведения исследований мини-лабораторию: научный центр «Юный исследователь», оснащенную разнообразными материалами, который помогает в работе с детьми по исследовательской деятельности.
И главный хозяин этого уголка дедушка Знай, герой участвует в опытах и экспериментах, решает возникшие вопросы, приносит интересные вещи юным исследователям.
Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: « Расскажи-и я забуду,
Покажи-и я запомню,
Дай попробовать-и я пойму»
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...

Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ.
Данная статья содержит описание опыта работы по организации разлиных видов самостоятельной продуктивной деятельности детей и конспект НОД....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Кто зажигает лампочку?»
познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях использования электричества человеком;обобщать знания детей о электрических приборах и их использ...