Беседа «Богатырское снаряжение»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ященко Елена Михайловна

Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшего  дошкольного возраста

«Богатырское снаряжение»

Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • Развивать интерес к героическому прошлому русского народа, её великих, могучих богатырях – защитниках земли Русской.
  • Познакомить  детей  с одеждой (доспехами) и  оружием богатырей.
  • Формировать  коммуникативные навыки детей, умение поддерживать беседу. Совершенствовать  диалогическую речь, расширять словарный запас детей.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.

Словарь: Богатырь, кольчуга, шлем, доспехи, меч, булава, палица, копьё, топор, лук, стрелы, былины.

Предварительная работа: Чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Исцеление Ильи Муромца», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», пословицы и поговорки.  Знакомство с творчеством В. М. Васнецова, рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.

Материалы и оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации с изображением видов оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей, изображение сказителя; загадки и пословицы о богатырях; раскраски «Богатыри», книга с былинами.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.

А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:

Загадка:

В сказках- людям помогают,

От вражины Русь спасают

Нет добрее и сильней,

Русских трёх? (богатырей)

Воспитатель: Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О богатырях, защитниках Земли Русской.

(Рассматривание картины Васнецова В.М.  «Три богатыря»)

Воспитатель: Скажите, знаете ли вы как звали богатырей?

Дети:  Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Воспитатель: Вот на этой картине как раз изображены эти богатыри. Как вы думаете, как называется эта картина? Эта картина называется «Три богатыря», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.                    

В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила.                                                                                                                                                                      Воспитатель: Скажите, а почему его назвали Илья Муромец?                                                                                                              Дети: Потому что он родился в городе Муром.

Воспитатель: Богатырь справа – Алеша Попович, он самый младший. Полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.    

                                                                                                                                                       Воспитатель: Кто помнит, почему Алешу звали Поповичем?                                                                                                                    Дети: Потому что он был сыном попа.

Воспитатель: Третий богатырь – Добрыня Никитич. В былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пройти путь богатырей, узнать про их подвиги? Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.

Вот преграда на пути

Её так просто не пройти.

Надо быстро вспоминать

И пословицы сказать!

(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)

1.Тот герой, кто за Родину горой.

2.Сам погибай, а товарища выручай

3.Жить – Родине служить

4.Счастье Родины – дороже жизни

5.Если дружба велика, будет Родина крепка

Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.

Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название? Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле. Былина – героическая песня о богатырях. Создателем былин был народ.

Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины? Рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки. Сказывал, как песню, и играл на гуслях (изображение сказителя)

Воспитатель: Сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?

Дети: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Исцеление Ильи Муромца», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?

Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником.

Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.

Воспитатель: Вот так богатыри защищали Земли Русские. Дети, скажите, какими должны быть богатыри?

Дети: Мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.

Воспитатель: А, сейчас мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем раз – два – три   (дети шагают на месте)                    

Мы теперь богатыри!     (руки согнуты в локтях, показывают силу)                                

Мы ладонь к глазам представим,   (правую руку подносят козырьком к глазам)                            

Ноги крепкие расставим,  

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть нам величаво.

Наклонились влево – вправо  (руки на поясе, наклон влево – вправо)                  

Получается на славу!

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть богатыря. Интересная на нем одежда, и незнакома нам.

Одежду воинов богатырей называли доспехи. Кольчуга – это доспехи в виде рубахи, составленной из продетых друг в друга железных колец. Она защищала от поражения холодным оружием.

Шлем – защитный головной убор из гладких металлических пластин, защищал от ударов меча, способствуя мечу соскальзывать с головы. Шлем был оснащен наносником – защитой для носа и бармицей – кольчужным  ожерельем для защиты шеи.

Самыми первыми орудиями защиты богатырей были щит и булава. Самые первые щиты были деревянными, потом их стали изготавливать, как и доспехи, из металла. Булава, палица - это дубины из дерева с металлическим наконечником. Это оружия ближнего боя. Оружиями дальнего боя, поражающими врага на далеком расстоянии, были лук со стрелами и копье.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей.

(Загадки)

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях и богатырском снаряжении подошла к концу. Предлагаю выбрать, понравившуюся вам раскраску, раскрасить и рассказать родителям о русских богатырях и богатырском снаряжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Богатырское состязание»

Февраль – самый суровый месяц года, и очень символично, что именно в феврале мы празднуем День защитников отечества. Свое внимание и заботу мы дарим в этот день нашим сильным, отважным, суровым, но вм...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."

Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри"....

«Личное снаряжение туриста».

Формировать интерес к туризму в разное время года. Обобщать знания детей о туристических походах, личном снаряжении туристов в различные временные периоды. Обогащать активный словарь детей с терминоло...

Конспект занятия по теме «Туристическое снаряжение»

Конспект занятия по теме «Туристическое снаряжение» Тип занятия: открытие нового знания.Цель: познакомить детей с основным туристическим (групповым и личным) снаряжением. Задачи:...

Презентация по пожарной безопасности на тему: "Снаряжение пожарного"

Среди всех земных профессий,Есть профессия однаЕй все правила известныУкрощения огня.Тот её лишь выбирает,Кто упрям и духом смел!Потому что дело знаютМастера пожарных дел....

Сохраняем тепло и безопасность: необходимое снаряжение для зимних видов спорта для маленьких детей

Зимние виды спорта — отличный способ для детей в возрасте от 3 до 7 лет наслаждаться природой и оставаться активными, но они требуют надлежащей подготовки, чтобы обеспечить тепло и безопасность....