Беседа «Богатырское снаряжение»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
«Богатырское снаряжение»
Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи:
- Развивать интерес к героическому прошлому русского народа, её великих, могучих богатырях – защитниках земли Русской.
- Познакомить детей с одеждой (доспехами) и оружием богатырей.
- Формировать коммуникативные навыки детей, умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую речь, расширять словарный запас детей.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Словарь: Богатырь, кольчуга, шлем, доспехи, меч, булава, палица, копьё, топор, лук, стрелы, былины.
Предварительная работа: Чтение былин «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Исцеление Ильи Муромца», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», пословицы и поговорки. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова, рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов.
Материалы и оборудование: Репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря»; иллюстрации с изображением видов оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей, изображение сказителя; загадки и пословицы о богатырях; раскраски «Богатыри», книга с былинами.
Ход беседы:
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили на Руси.
А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
В сказках- людям помогают,
От вражины Русь спасают
Нет добрее и сильней,
Русских трёх? (богатырей)
Воспитатель: Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: О богатырях, защитниках Земли Русской.
(Рассматривание картины Васнецова В.М. «Три богатыря»)
Воспитатель: Скажите, знаете ли вы как звали богатырей?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Вот на этой картине как раз изображены эти богатыри. Как вы думаете, как называется эта картина? Эта картина называется «Три богатыря», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила. Воспитатель: Скажите, а почему его назвали Илья Муромец? Дети: Потому что он родился в городе Муром.
Воспитатель: Богатырь справа – Алеша Попович, он самый младший. Полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Воспитатель: Кто помнит, почему Алешу звали Поповичем? Дети: Потому что он был сыном попа.
Воспитатель: Третий богатырь – Добрыня Никитич. В былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пройти путь богатырей, узнать про их подвиги? Но сначала давайте вспомним, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой надо пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня.
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти.
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Дети вспоминают пословицы и поговорки о смелости, отваге и Родине)
1.Тот герой, кто за Родину горой.
2.Сам погибай, а товарища выручай
3.Жить – Родине служить
4.Счастье Родины – дороже жизни
5.Если дружба велика, будет Родина крепка
Воспитатель: Молодцы. Дети, как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин, сказок.
Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название? Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле. Былина – героическая песня о богатырях. Создателем былин был народ.
Воспитатель: Дети, а знаете ли вы, кто рассказывал былины? Рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки. Сказывал, как песню, и играл на гуслях (изображение сказителя)
Воспитатель: Сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?
Дети: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Исцеление Ильи Муромца», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?
Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником.
Воспитатель: Правильно, как с врагами земли русской, так и с темными силами.
Воспитатель: Вот так богатыри защищали Земли Русские. Дети, скажите, какими должны быть богатыри?
Дети: Мужественными, смелыми, сильными, отважными, добрыми, умными.
Воспитатель: А, сейчас мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево – вправо)
Получается на славу!
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть богатыря. Интересная на нем одежда, и незнакома нам.
Одежду воинов богатырей называли доспехи. Кольчуга – это доспехи в виде рубахи, составленной из продетых друг в друга железных колец. Она защищала от поражения холодным оружием.
Шлем – защитный головной убор из гладких металлических пластин, защищал от ударов меча, способствуя мечу соскальзывать с головы. Шлем был оснащен наносником – защитой для носа и бармицей – кольчужным ожерельем для защиты шеи.
Самыми первыми орудиями защиты богатырей были щит и булава. Самые первые щиты были деревянными, потом их стали изготавливать, как и доспехи, из металла. Булава, палица - это дубины из дерева с металлическим наконечником. Это оружия ближнего боя. Оружиями дальнего боя, поражающими врага на далеком расстоянии, были лук со стрелами и копье.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей.
(Загадки)
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях и богатырском снаряжении подошла к концу. Предлагаю выбрать, понравившуюся вам раскраску, раскрасить и рассказать родителям о русских богатырях и богатырском снаряжении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Богатырское состязание»
Февраль – самый суровый месяц года, и очень символично, что именно в феврале мы празднуем День защитников отечества. Свое внимание и заботу мы дарим в этот день нашим сильным, отважным, суровым, но вм...
Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"
Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...
Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."
Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри"....

«Личное снаряжение туриста».
Формировать интерес к туризму в разное время года. Обобщать знания детей о туристических походах, личном снаряжении туристов в различные временные периоды. Обогащать активный словарь детей с терминоло...

Конспект занятия по теме «Туристическое снаряжение»
Конспект занятия по теме «Туристическое снаряжение» Тип занятия: открытие нового знания.Цель: познакомить детей с основным туристическим (групповым и личным) снаряжением. Задачи:...

Презентация по пожарной безопасности на тему: "Снаряжение пожарного"
Среди всех земных профессий,Есть профессия однаЕй все правила известныУкрощения огня.Тот её лишь выбирает,Кто упрям и духом смел!Потому что дело знаютМастера пожарных дел....

Сохраняем тепло и безопасность: необходимое снаряжение для зимних видов спорта для маленьких детей
Зимние виды спорта — отличный способ для детей в возрасте от 3 до 7 лет наслаждаться природой и оставаться активными, но они требуют надлежащей подготовки, чтобы обеспечить тепло и безопасность....