Проектная мастерская «Моделирование воспитательной системы группы»
план-конспект занятия
Работа в социальном учреждение отличается от работы в других образовательных учреждениях – детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная мастерская
«Моделирование воспитательной системы группы»
Работа в социальном учреждение отличается от работы в других образовательных учреждениях – детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия – большая нагрузка и огромная ответственность. Тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных нам детей, но и за их обожженные и преданные зачастую самыми близкими людьми души. | Слайд 2 | ||||||||||||||||
Мы часто, порой неосознанно, сравниваем детей детского дома с детьми, воспитывающимися в семье. И нас удивляет их неприспособленность к жизни, нежелание ничего делать, что для многих воспитанников детского дома не существует чистота, экономия, они не умеют найти выход из трудного положения, уверены, что их проблемы должен решать кто-то другой и ждут этого. | Слайд 3 | ||||||||||||||||
Наши дети часто социально и педагогически запущенны – это значит, что практически – многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Необходимо вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей. | Слайд 4 | ||||||||||||||||
Работа воспитателя детского дома сходна с работой врача – «Не навреди!». Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому, что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа – вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей. | Слайд 5 | ||||||||||||||||
Дети – наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой. Нельзя работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать и увлекать, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия. | Слайд 6 | ||||||||||||||||
Воспитанники детского дома, постоянно проживающие в нем, ежедневно включаются во множество различных видов деятельности, требующих коллективного, группового, индивидуального участия. Разумное чередование образовательных, трудовых, интеллектуальных, художественных, спортивных видов деятельности необходимо, чтобы не возникало эмоциональной перегрузки, и чтобы каждый воспитанник смог найти для себя интересное занятие. | Слайд 7 | ||||||||||||||||
Воспитательная система включает в себя следующие направления воспитательного процесса:
| Слайд 8 | ||||||||||||||||
- защита прав и законных интересов детей Я приглашаю Вас к разговору на тему «Моделирование воспитательной системы группы». Давайте вспомним понятие «воспитательная система». Попробуйте сформулировать определение воспитательной системы группы. | Слайд 9 | ||||||||||||||||
Итак, воспитательная система группы – это, прежде всего совокупность компонентов. Теоретик и практик Е.Н. Степанов предлагает следующие компоненты воспитательной системы группы: 1. Индивидуально-групповой 2. Ценностно-ориентационный 3. Функционально-деятельностный 4. Пространственно-временной 5. Диагностико-аналитический | Слайд 10 | ||||||||||||||||
Давайте сейчас разберем каждый компонент, какие элементы входят :
| Слайд 11 | ||||||||||||||||
Упражнение "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ" (педагоги поднимают сигналы, как они понимают каждое высказывание: да – синий, нет – красный, не знаю – желтый)
| Слайд 12 | ||||||||||||||||
Любая система проходит в своем развитии определенные этапы. Вспомним этапы развития воспитательной системы группы: 1 этап – проектирование На этапе проектирования мы изучам интересы, потребности и другие личностные характеристики членов сообщества, проектируем желаемый образ группы , определяем перспективы жизнедеятельности коллектива. 2 этап – становление На этапе становления вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: определяются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. 3 этап – стабильное функционирование 4 этап – завершение функционирования или коренное обновление. | Слайд 13 | ||||||||||||||||
В моделирование воспитательной системы группы Е.Н. Степанов выделяет 3 направления совместной деятельности воспитателя с детьми, педагогами и другими взрослыми, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива:
Моделирование воспитательной системы группы – сложный и длительный процесс т.к. изменения в жизни общества, детского дома, группы, педагога, ребенка заставляют корректировать первоначальную модель. | Слайд 14 | ||||||||||||||||
Технология проектирования воспитательной системы группы I. Диагностический этап
II. Проектирование воспитательной системы группы.
3. Взаимодействие с педагогами и другими взрослыми, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива. III. Критерии и оценка деятельности воспитателя и уровня воспитанности воспитанников. | Слайд 15-16 | ||||||||||||||||
А теперь, прошу всех присутствующих разбиться на 4 группы: Задание 1 группе: в течение 5-10 минут составить краткую психолого-педагогическую характеристику произвольной группы воспитанников Задание 2 группе: в течение 5-7 минут определить цель и задачи воспитательной системы, принципы и перспективы жизнедеятельности коллектива воспитанников произвольной группы Задание 3 группе: в течение 10-15 минут описать механизм функционирования воспитательной системы. Задание 4 группе: в течение 10-15 определить критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. Маршрутный лист (раздается каждой группе)
| |||||||||||||||||
Прежде, чем вы начнете работать в группах, хочу обратить ваше внимание на типичные ошибки при выполнении этих заданий: при составлении характеристик:
| Слайд 17 | ||||||||||||||||
при описании цели и задач воспитательной системы, принципов и перспектив жизнедеятельности коллектива групп:
| Слайд 18 | ||||||||||||||||
при описании функционирования и построения воспитательной системы
| Слайд 19 | ||||||||||||||||
при проектировании диагностико-результативного компонента воспитательной системы группы:
в диагностический инструментарий не включаются современные методики психолого-педагогической диагностики | Слайд 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здоровья" Воспитательная система на основе проектной деятельности.
Каким мы увидим наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).
Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз....

Создание воспитательной системы в группе на основе традиций
Воспитательный процесс – это система, направленная, прежде всего, на социальное развитие личности ребенка.Главной целью воспитательной системы является создание условий для формирования развития...

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»
Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...

Проектно - деятельностное взаимодействие детского сада №199 «Муравьишка» и семьи, как способ организации и управления воспитательной системой дошкольного образования
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение....