Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без проблем» С элементами квест – игры для родителей
консультация (младшая группа)

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Цель:

  • выработать правила общения с детьми 3 лет;
  • повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;
  • сформировать у них психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_3_let.docx119.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тренинга «Кризис трех лет преодолеем без проблем»

 С элементами квест – игры для родителей

Цель:

  • выработать правила общения с детьми 3 лет;
  • повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;
  • сформировать у них психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Задачи:

  • сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
  •  сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
  • развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;
  • снять эмоциональное напряжение;
  • обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Материалы и оборудование:

  • Клубок ниток.
  • Листы с изображением двух ладоней (для каждого участника).
  • Карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус.
  • Листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок».
  • Задания для квеста: 2 кроссворда; карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки с частями слова
  • Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема»
    из к/ф «Усатый нянь» (реж. – В. Грамматиков); любая спокойная музыка.
  • Памятка для родителей (по количеству участников).

Место проведения: музыкальный зал

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста, педагог-психолог, воспитатели.

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу. На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши, атрибуты для игры.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте

поприветствуем друг друга.

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например: «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…») 

Установка 
Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга:

  • «Сегодня я научусь…»;
  • «Сегодня я стану…»;
  • «Отныне я буду…».

Тему нашей встречи, мы бы назвали так: «Что с моим ребенком?» Тема важная, насущная. Мы решили вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?

Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка.

Задание «Особенности поведения»

Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

  • Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.
  • Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.
  • Не воспринимает мнение других.
  • Часто устраивает истерики.
  • Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.
  • Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.
  • Ругается, дразнится, обзывает родителей.
  • Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.
  • Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.
  • Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Педагог-психолог: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

C:\Users\1DFF~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.jpgРодители: Это кризис.

Педагог-психолог: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»

оля3.jpg1-й симптом – негативизм

Воспитатель:оля2.jpg Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

 горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.) 

2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)

3. Городская птица. (Ответ: голубь.)

4. Цветок. (Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. (Ответ: игра.)

7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)

9. Холодное время года. (Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой берег. (Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Педагог-психолог: Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Воспитатель: Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

  • лиса, которая прижалась к лисенку;
  • кролик, который прячется в траве;
  • рычащий тигр;
  • белочка, которая грызет орешки;
  • осел, стоящий на одном месте;
  • медленно бредущий медведь;
  • обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Педагог-психолог: Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану“ – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом – строптивость

Воспитатель: Составить из предложенных букв слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорливость, непослушливость, непокорность.

Правильный ответ: строптивость.

Педагог-психолог: Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

оля.jpgВоспитатель: Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.Хочу такой сайт

C:\Users\1DFF~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image008.jpg

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.) 

4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз.Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Педагог-психолог: Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5-й симптом – протест, бунт против окружающих

Воспитатель: Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Необходимо найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога-психолога.

Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких

Воспитатель: Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово и называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом – деспотизм (подавление окружающих)

Воспитатель: Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗП (или ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Педагог-психолог: Ребенок стремится стать хозяином положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка
в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка 3 лет.

Как мы видим, кризис 3 лет – это кризис отношений ребенка с окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что происходит в этот период с родителями.

Что могут сделать родители: 

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести. - Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».  

Упражнение «Ситуация для родителей».

(Обсуждение по подгруппам).

Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь я хочу предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет:  

1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается… Что делать?

2.        Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем… Что делать?

3.        Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его… Что делать?

Упражнение "Мусорное ведро"

Ведущий предлагает родителям закончить предложение записывая ответы на листок:  

"Капризы ребенка вызывают у меня..."

"Упрямство побуждает меня..."

А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и  обсуждают с родителями несколько их высказываний.

Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Педагог-психолог: Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

         Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Автор видеоролика Алиса Пашкова).

Воспитатель:

•        Что вы чувствуете сейчас?

•        Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

•        Захотелось что-нибудь сделать?

•        Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком? Воспитатель: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

С чем уходите Т.Н.?

Ответ родителей:

Сегодня я поняла..., научилась ...

Педагог-психолог: Надеюсь, что проведенный тренинг (наша встреча) и рекомендации будут для вас полезными, и вы будете их использовать в процессе воспитания. Я подготовила для вас памятки. В заключении ведущий читает стихотворение

Л.А. Булдаковой  

"Я сам"

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен, Средою социальной я Очень недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

 

Всем спасибо за участие! До новых встреч.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "День Рождения принцессы" с элементами квест- игры для старших дошкольников

Сценарий праздника «День Рождения принцессы» ( с элементами квест- игры). Цель: развитие и совершенствование познавательной сферы, коммуникативных навыков, сплочение детского коллекти...

Консультация с элементами тренинга: «Кризис трех лет, как устанавливать запреты»

Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию: Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит...

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ КВЕСТ-ИГРЫ «ШКОЛА»...

Сценарий конспекта для детей подготовительной группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием родителей воспитанников с элементами квест игры «В поисках Царя дорожных знаков»

Цели:. разнообразить образовательный процесс, сделать его содержательно насыщенным и веселым посредствам использования инновационной педагогической технологии – КВЕСТ• обучающая: формироват...

"День рождения Земли" сценарий экологического праздника с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлен литературный и музыкальный материал, который  пригодится в работе как воспитателям так и музыкальным руководителят....

«Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников

laquo;Кризис 3 лет преодолеем без потерь» с элементами квест-игры для родителей младших дошкольников...

Сценарий мероприятия с элементами квест-игры «Путешествие в страну Знаний».

Сценарий мероприятия с элементами квест-игры «Путешествие в страну Знаний».Квест-игра – это современная форма образовательной технологии в детском саду, которая создаёт благоприятные...