Семинар – практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
консультация
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район
Семинар – практикум
«Создание психологического комфорта
в группах детского сада»
Подготовила:
ст.воспитатель Бут О.С.
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;
Предметно-развивающее пространство – это использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями психологического благополучия ребёнка и его развития.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;
- арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);
- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.
4. Стиль поведения воспитателя.
Анкета «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
- делится с вами своими мыслями, чувствами
- говорит вам только то, что он сам захочет
- оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
- доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
- дети сами разберутся в своих проблемах
- известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
- похвалите и всем детям покажете его работу
- проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
- скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
- заставите его поздороваться
- не обратите на него внимание
- сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
- спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
- помочь, подсказать, сделать замечание
- заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
- чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
- эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
- чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
- ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
- у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
- ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
- положительно – без неё невозможно полноценное развитие
- отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
- положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
- сказали бы «ну и не надо»
- заставили бы выполнить работу
- Предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
- ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
- если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
- воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ответ | Число балов по номеру вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
a | ||||||||||
b | ||||||||||
c |
Ответ Число балов по номеру вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Авторитарный стиль
- Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
- Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
- Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
- Не учитывает отношения между детьми;
- Не признает ошибки;
- Низко оценивает возможности детей;
- Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный (попустительский) стиль
- Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
- Переоценивает возможности детей;
- Выполнение своих требований не проверяет;
- Нерешителен;
- Во власти детей;
- Учитывает взаимоотношения в группе;
- Человек настроения.
Демократический стиль
- Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
- Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
- Проявляет максимум требований, максимум уважения;
- Испытывает потребность в обратной связи от детей;
- Умеет признавать ошибки;
- Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
Пребывание в группе 10-12 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность:
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
- пойте с детьми и для детей;
- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
- вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
- создавайте положительные традиции жизни группы.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Достаточно сказать, что Маша сегодня быстро оделась, Саша сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
⮚ если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
⮚ если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
⮚ если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
⮚ если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
⮚ если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
⮚ если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
⮚ если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
⮚ если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
⮚ если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
⮚ если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
⮚ если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
⮚ если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
⮚ если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду» (Раздать памятки)
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
- Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:
- организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Рефлексия. Подведение итогов.
Давайте подведём итог семинара.
Что вы узнали нового о себе?
Какие чувства вы испытали после проделанных упражнений для снятия напряжения?
Как вы создаёте психологический комфорт в группах, поделитесь своим опытом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду.
Одна из основных задач педагогического коллектива ДОУ создать психологический комфорт для ребенка в образовательном процессе.Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка зависит от созданных ус...

«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....

Семинар-практикум: «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Де...

Семинар - практикум/ «Создание обстановки психологического комфорта в детском саду»
Выступление «Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды»Воспитатель I категории Клочкова Т.Л.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенно...

«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...

Консультация для родителей. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Значение психологического комфорта для здоровья ребенка....