Семинар-практикум: «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozit._mikroklimat.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Цель – Расширение знаний педагогов ДОУ о различных способах создания позитивного микроклимата в группе детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

- Какие приемы и методы вы используете для того, чтобы обеспечить комфорт каждому ребенку в группе, удовлетворить потребность ребенка в общении со сверстниками?

В качестве примера приведу несколько методов и приемов, которые также могут быть использованы для создания позитивного микроклимата в группе

«Ковер мира» - он может быть изготовлен из ткани (1,5*1,5м), на котором вышито солнце с голубем, где желтый круг – символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи – имена каждого ребенка группы ( они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что «все мы разные, но мы вместе», и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь – символ мира во всем мире.

Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети берут его, раскладывают, садятся (каждый около своего имени) и на ковре обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем мирятся, произнося «мирилки»*:

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Такой ковер позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед.

Еще один прием – создание «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей. Он может быть по-разному оформлен. К примеру, на магнитной доске приклеить фотографии всех детей в группе в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по несколько шариков с разными эмоциями или разных цветов, отражающих разные эмоции). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

Также можно придумать и создать с детьми эмблему и девиз группы («Как вишенки на ветке- дружат в группе детки»).

Сделать традицией каждое утро начинать с приветствия «Минута вхождения в день», «Утро радостных встреч» (каждый понедельник дети собираются и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Можно завести «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой – синюю, и в каждую пятницу подводятся итоги добрых дел (определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так получилось). Общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями.

Можно составить совместно с детьми правила группы (работа в подгруппах)

Правила группы «Что можно делать, а что нельзя».

  • Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Помоги товарищу. Если умеешь что-то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
  • Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
  • Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
  • Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
  • Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
  • Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И конечно не обойтись в этой работе и без специально организованных мероприятий, направленных на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих), регулярные этические беседы и занятия; использование игр, направленных на принятие детьми друг друга, развитие эмпатии, терпимости друг к другу.

Давайте сейчас еще раз вспомним некоторые из таких игр.

Игра «Доброе тепло»

(развитие сплоченности, создание позитивного эмоционального фона)

Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму руку своему соседу справа, он – следующему, и так по кругу.

Игра «Опишите друг друга»

(помочь детям понять, насколько они внимательны к внешнему облику другого человека)

Двое стоят спиной друг к другу и по очереди описывают внешность партнера (прическу, лицо, одежду, какие-то особенности). Выясняется, кто оказался точнее при описании друга.

(-испытывали ли  трудности при описании?

- о чем обычно забывали?)

Игра «Подарок»*

(развитие доброжелательного отношения друг к другу, творческого воображения)

Все сидят в кругу. Ведущий предлагает детям подарить друг другу воображаемые подарки. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Затем ведущий поворачивается к ребенку слева, изображает подарок, говорит приятное и преподносит этот подарок. Ребенок должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарок следующему передать. Игра продолжается пока каждый не получит свой подарок.

Игра «Гусеница»

(развитие согласованности действий, способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности)

Дети встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч (воздушный шар). Задача «гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи.

Я большая и цветная

Гусеница озорная.

Мне на месте не сидится,

Буду с вами веселиться.

Ребята, скажите, разве можно было бы поиграть в эту игру одному? Конечно, нет. Только вместе с друзьями, большой, веселой компанией можно играть в такую веселую игру.

Упражнение «Дерево дружбы»

(создание доброжелательной атмосферы в группе, воспитание уважения, любви друг к другу, принятие себя)

Детям раздаются зеленые листья дерева. Им предлагается написать на них свои ласковые имена и приклеить на ветви дерева. По желанию дети могут дополнительно написать имена своих друзей.

Мы с вами создали дерево дружбы, оно будет напоминать о том, что дети этой группы умеют уважать и понимать друг друга.

*ВАРИАНТЫ ИГР

Игра «Кто у нас хороший?

Дети выбирают одного ребенка, который встает в середину круга, и приговаривают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка (Коленька) хороший.

Ванечка пригожий.

Ванечка, подойди,

Мое имя назови!

Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.

Игра «Маша»

Дети выбирают «Машу», завязывают ей глаза, ставят в середину круга и приговаривают:

Маша, Маша, ты утеха наша!

Ручки из золота, ножки из долота,

Волосы кудрявые, а глаза лукавые.

«Маша» хватает кого-нибудь из круга и должна отгадать, кто это. Тот, чье имя она отгадает, становится «Машей». Игра повторяется.

Игра «Подарки друзьям»

Цель: развитие способности к эмоциональному общению, выражению своего отношения к друзьям.

На столе заранее разложены игрушки, книжки, украшения. Педагог показывает их и предлагает детям выбрать подарок другу, положить его в корзинку и преподнести со словами:

Я принес тебе подарок,

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши!

Ребенок благодарит за подарок. Затем все дети танцуют.

Игра «Мост дружбы»

Цели: развитие эмпатии (ориентации на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом) у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей; преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей, оптимизация взаимоотношений в группе

Воспитатель показывает детям линейку (незаточенный карандаш или др.) и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь хорошее (начинает воспитатель), например: «У тебя красивая улыбка», «У тебя добрые глаза», «Ты умеешь хорошо танцевать» и т.д.(можно удерживать линейку носами, ладонями, большими пальцами).

Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает та пара, которая продержалась больше других.

Игра «Подарок»

Цель: развитие невербальных средств общение у детей, творчества в общении; формирование направленности на другого человека, стимулирование желания проявить внимание к сверстнику, взрослому.

Выбирается «именинник», который будет принимать «подарки и поздравления» от сверстников и взрослых. Каждый участник игры без слов, жестами и мимикой показывает, какой подарок дарит имениннику и что желает ему в этот праздничный день. «Именинник» (в случае затруднения и все желающие) пытается отгадать, что это за подарок и пожелание. Первый подарок дарит взрослый, чтобы дать детям примерный образец исполнения данной роли. Важно заинтересовать и привлечь к активному участию застенчивых, неуверенных в себе дошкольников. На роль именинника желательно как можно чаще избирать ребенка с неблагоприятным положением в группе сверстников. К исполнению роли дарящего важно как можно чаще привлекать эгоцентричных, эмоционально отгороженных детей.

Игра «Комплименты»

Цель: развитие социальной наблюдательности, внимательности друг к другу, позитивной установки на восприятие сверстника.

В центр на стульчик садится ребенок, остальные дети говорят ему комплименты, выделяя не только внешнюю привлекательность, но и позитивные черты характера, поведения, общения.

 Игра «Волшебные руки»

Цель: оптимизация взаимоотношений в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Дарю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»

Можно дать ребятам образец проговаривания своих чувств. Например: «Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло… а еще я чувствую, как расслабляется под моими руками камень, я его согреваю…»

Очень важно, чтобы каждый участник игры побывал в роли камня, почувствовал тепло добрых рук. В обсуждении делается акцент на том, что понравилось больше: отдавать или принимать человеческое тепло?

Для организации более тесного телесного контакта целесообразно исполнять роль камня одновременно двоим-троим детям. Желательно участие в игре и взрослых.

Игра «Магазин зеркал»

Цель: развитие способности понимать невербальные средства общения.

Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, чувства (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Игра «Магазин подарков»

Цель: развитие эмпатии

Ребенок представляет, что он попал в магазин подарков. Ему предлагают выбрать подарки всем, кому он захочет, и рассказать, какой кому подарок он сделает и почему. Следует помочь детям выбирать подарки, ориентируясь не только на свое желание, но и на ожидания тех, кому подарки предназначены.

Этюд «Моя ладонь»

Цель: стимуляция самопознания, формирование представления о своей индивидуальности, неповторимости, принятие себя посредством контакта с собственным телом.

В игре принимают участие несколько человек: устраиваются удобно на ковре, включают приятную музыку.

Детям говорят: «Есть такое выражение «Знать как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. а хорошо ли мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это несколько раз. А теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень подробно и внимательно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. Пройдитесь пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.

Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины. Это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами?

Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их имена? Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У вас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Консультация для педагогов из опыта работы....

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...

Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...

Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

В статье представлены методы и приемы для создания позитивного микроклимата в группе дошкольников....

Создание позитивного микроклимата в группе детского сада.

Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя &nd...