«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
консультация на тему
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_komfort_v_dou.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия, которая заключается в индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, в особом внимании к каждому ребенку, в создании в детском саду атмосферы психологического комфорта. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
- Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учёт индивидуальных особенностей каждой семьи.
- Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки не рекомендуется. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС ДО и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету.
- Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды:
соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и т.д;
- Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любящему отношению к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности.
Для установления добрых взаимоотношения с детьми, для того чтобы заслужить их доверие и признательность, я придерживаюсь некоторых простых общих правил:
- использую в своей речи ласкательные обращения, имена; - акцентирую внимание детей на тех ситуациях, когда мы вместе переживаем радость от чего-то увиденного или услышанного;
- стараюсь, чтобы в течении дня дети получали разнообразные интересные положительные впечатления, чтобы им не было скучно и они были чем-то заняты;
- поощряю стремление и попытки детей сделать что-то полезное для сверстников и взрослых в группе,
- нахожу с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
- создаю положительные традиции жизни группы.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.
- Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная наша традиция - отмечать дни рождения детей. По подготовленному единому сценарию, который одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника с вручением не больших подарков.
В нашей группе существует такая традиция: во второй половине дня, предлагаю всем детям собраться вместе, чтобы поговорить "о хорошем". Необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Достаточно сказать, что Маша сегодня быстро оделась, Даниил хорошо дежурил по столовой, Никита сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что-то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта;
- предоставление ребенку максимально возможных, в его возрасте, самостоятельности и свободы.
Правила для педагогов:
Проявляйте уважение к детям.
Ищите в детях хорошее, замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
Ошибаясь – извиняйтесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушным, умейте прощать.
На занятии создавай ситуацию успеха.
Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах.
Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
Оценивай поступок, а не личность.
Дайте ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошнось.
Родители, педагоги и педагог – психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....
Педсовет «Взаимодействие семьи и детского сада в сохранении и укреплении психофизиологического здоровья детей»
laquo;Взаимодействие семьи и детского сада в сохранении и укреплении психофизиологического здоровья детей»- Анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада.- Определение путей с...
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Одной из актуальных проблем во все времена является проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников....
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ....
Консультация для родителей. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Значение психологического комфорта для здоровья ребенка....