Консультация для педагогов "Русские народные игры для детей старшего возраста"
консультация (подготовительная группа)

Трушина Екатерина Валентиновна

Познакомить педагогов с понятием русская народная игра и предложить их вниманию некоторые русские народные игры, для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Трушина Е.В.

методист

МКДОУ Сортавальского МО РК

ДС № 23, корпус 4

 Цель: Создание представления о русских народных играх, как средстве приобщения ребенка к традициям русского народа.

 Задачи:

 1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми, для старшего дошкольного возраста.

 2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских   народных игр.

 3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский.

Нынешнее поколение родителей выросло уже с компьютерными игровыми приставками, которые заменили им «воспитателей»: бабушек со сказками, мам и пап с чтением книг, беседами и примерами из жизни. А современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Часто игрушкой у современного ребёнка оказывается пульт от телевизора или мобильный телефон.

Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, или с героев русских сказок, борющихся за добро. Нарушаются традиции, которые связывают старшее и младшее поколение. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотический настрой, которые живы в людях старшего поколения.

Народные игры – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Чем же так интересны и уникальны народные игры? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе – эти человеческие качества были актуальны всегда.

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Русские народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач:

  • развивается мышление,
  • расширяется круг знаний о мире людей и природы,
  • формируется эмоциональная сфера,
  • укрепляются память и внимание,
  • тренируется воля,
  • укореняются полезные навыки общения. 

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Ребёнок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Использование в образовательном процессе традиционного игрового комплекса (потешки, прибаутки, колыбельные, игровая атрибутика и т.д.) позволяет формировать базовые нравственные качества личности ребёнка. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт воспитателю исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка.

Русская народная игра рассматривается как транслятор традиционной русской культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребёнка, в ходе которой происходит развитие его психики. Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Характерными признаками народной игры являются:

  • отражение характера, культурных традиций и быта народа;
  • разновозрастной характер участников;
  • высокий уровень популярности и распространенности;
  • бытование игры на протяжении хотя бы трех поколений;
  • включение игры во всенародные праздники;
  • демократичные и понятные правила;
  • добровольность и равноправие при распределении ролей;
  • простота игрового реквизита.

Как и другие игры, русские народные имеют множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др.

Одновременно русские народные игры обладают мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности. В любой игре ребёнок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста.

Рассмотрим некоторые русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Русская народная игра «Пирог»

Цель – развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Правила игры: играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Русская народная игра «У бабушки Маланьи»

Цель – соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Правила игры: Дети идут хороводом, приговаривая:

У Маланьи , у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей (останавливаются)

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Ничего не ели

На нее глядели

Делали вот так!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 -

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель – развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Правила игры: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель – обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Правила игры: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Русская народная игра «Капуста»

Цель –развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Правила игры: рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: бежать можно только после слов «медведь косолапый»

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель – развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Правила игры: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

Дети: ах ты, дедушка Рожок,

На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится? Дети: никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....

Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания (консультация для воспитателей)

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Проект «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Игра – это очень важная часть человеческой культуры. У всех народов нашей планеты есть игры. Играют не только дети. Взрослые «играют» свадьбы, работают «играючи». Детёныш...

Консультация для родителей. Речевые игры для детей старшего возраст

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Консультация для воспитателей "Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания"

Консультация для воспитателей "Народные игры для детей дошкольного возраста как средство патриотического воспитания"...

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Картотека игр.Русские народные игры для детей старшего возраста.

Русские народные игры для детей старшего возраста....