Слава Нашей стороне!
слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Актуальность: в среднем дошкольном возрасте происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, ответственного отношения к окружающей природе и людям. Создание в группе предметно - развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, городу, детскому саду;
Формирование бережного отношения к живой и неживой природе;
Воспитание уважения к чужому и своему труду;
Развитие интереса к русской культуре и традициям;
Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн); расширение представлений о родном городе, его достопримечательностях;
Рассказать историю: как появилась Россия;
Дать понятие о том, что у нашей родины есть столица (Москва);
Чем знаменита Москва;
Рассказать о золотом кольце России.
В средней группе дети должны знать рукотворные чудеса России:
Гжельские игрушки;
Гжельская посуда;
Хохломская роспись;
Жостовский узор на подносе;
Каргопольские свистульки;
Дымковская игрушка.
Символы победы России:
Триумфальная арка;
Московский собор, или храм Василия Блаженного, на Красной площади;
Памятник Минину и Пожарскому в Москве;
Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга;
Скульптура «Родина – мать зовёт» в Волгограде.
Эти памятники напоминают о великих победах Русского народа в войнах за свободу и независимость.
Патриотическое воспитание дошкольников, да, и всего подрастающего поколения в целом - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, понятие «добра» и «зла», великодушии. Изменилось и отношение народа к своей Родине. В современном мире люди ставят материальные ценности выше духовных.
Формирование самосознания ребёнка – дошкольника связана с овладением элементарными сведениями по истории, географии и культуре Родины, со стремлением найти своё место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социо – культурные сообщества ( семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно – временные ситуации ( дом, двор, детский сад, город, страна, планета).
Первым аспектом в воспитательной работе является осознание ребёнком своей личности как индивидуальности через получение знаний о себе; развитие и закрепление чувства привязанности, любви к своей семье, к родному дому; воспитание доверия ребёнка к окружающим людям ( близким взрослым и сверстникам) и самому себе. Оно основывается, прежде всего, на чувстве любви к матери, близким родственникам, знании истории семьи, наследование семейных традиций; любви к природе.
Вторым необходимым аспектом в воспитатель ной работе является формирование у ребёнка интереса к получению знаний о России, чувства принадлежности к определённой культуре, уважения к культурам других народов, осознанного почитания традиций, обычаев, истории, культуры своего народа.
Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.
Рекомендуем чаще проводить беседы к пониманию того, что семья — это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику и т.д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной дом, город (село), детский сад. В средней группе детям ещё трудно представить себе город (село), потому что их жизнь в основном ограничивается тем районом, где они живут. Поэтому, прежде всего, необходимо знакомить детей с домами, детским садом, с близлежащими улицами.
Рекомендуем обращать внимание детей:
• дома бывают разной высоты (многоэтажные, одноэтажные), построены из разных материалов (из кирпича, из блоков, из дерева и т.д.).
• улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
• на всё положительное, что происходит вокруг - построили новый магазин, посадили деревья и т.д.
• на труд людей по благоустройству города (села) — это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и т.д.
• на достопримечательности родного города (села). Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города (села) и могут что-то сделать, чтобы их родной город (село) были красивыми и чистыми.
Основная задача - показать красоту родного города (села).
Дети должны знать, как были устроены дома в старину, как их обогревали, какую одежду носили, чем занимались взрослые и дети, как путешествовали и почему это так изменилось.
Дети должны знать также, что есть приметы времени, которыми вещи отличаются друг от друга. Например: средневековые замки, соборы и многоэтажные дома, народная балалайка и электрогитара, русская печь и электроплита, и многое другое.
Родная природа.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада и дома, затем краеведческие сведения о природе. Природа - Важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Родная страна.
Основная задача в работе по знакомству детей средней группы формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране, закрепить название «Россия», формировать представление о государственном флаге Российской Федерации.
Рассматривать иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Россия - страна красивая и большая. Родина – это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Но это малая родина. А свою большую Родину мы называем страной.
Родная культура.
Для средней группы родная культура может быть определена как комплекс обычаев и традиций, которые вырабатывались в народе веками. Это особый взгляд на вещи и события, свойственный только конкретному народу.
Также родная культура может включать:
предания, сказки и былины;
традиционные одежды и платья;
продукты народных промыслов;
искусство и архитектуру.
Знакомство с родной культурой помогает заложить предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста. Для этого можно проводить занятия, посвящённые изучению фольклора, народных игр, декоративно - прикладного искусства.
Проведены дидактические игры:
1. Моя семья;
2. Моих родителей зовут;
3. Расскажи о своей семье;
4. Мой адрес;
5. Хорошо-плохо;
6. Наш детский сад;
7. Мир профессий;
8. Отгадай профессию;
9. Мой город;
10. Военные профессии.
Гражданственность и патриотизм
Гражданин
Гражданственный
Родина
Родство
Патриотизм
Патриот
Предок
Богатырь
Культура
быт
Флаг
Государственный герб
Гимн
Обычай
Воин
Защитник
Армия
Государство
Деревня
Президент
Праздник
Столица
Дом
Земля
Работая с детьми, старалась формировать у детей познавательную активность, умение получать знания и их применять. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.