Фото НОД по художественно - эстетическому развитию
материал
"Знакомство с русскими народными культурами и традициями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.75 КБ |
![]() | 15.6 КБ |

Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ
Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще в 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки. Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл. Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.
ЧТО ИЗОБРАЖАЮТ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ НЯНЕК С ДЕТЬМИ? Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена. Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передавали знания.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности: Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать. Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими. Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов. Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными. Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.
ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса. Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись. Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.
ФИГУРКИ И СЮЖЕТЫ Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц. Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных: лошадь; петух; корова; свинья; утка; баран; индюк и другие. Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.
ЦВЕТА И ОРНАМЕНТЫ Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом. Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком. Самые часто встречающиеся цвета: желтый; зеленый; синий; оранжевый; розовый; черный. Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал: перекрещенные полоски – колодец; волнистая линия – вода; круг со звездой по центру – солнце.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию «Роспись доски городецким узором» в старшей группе
Программное содержание. Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «купавка» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.
Материалы: изделия городецких мастеров, иллюстрации, образцы написания узоров; листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок; гуашь нужных для городецкой росписи цветов; кисти, банка с водой.
Методические приемы:
1. Чтение стихотворения.
Городецкая роспись, как ее нам не знать
Здесь и жаркие кони. Молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца. Чудо роспись Городца.
2. Рассматривание иллюстраций городецкой росписи. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов и цветов состоит роспись. В качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зеленый. Белый и черный цвета в росписи имеют особое значение. Белый и черный цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
3. Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На доске вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение «цветок – купавка», варианты выполнения мотива «купавка», «бутон», «листок». Увас на столе лежат шаблоны досок городецкого промысла. Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берем розовый цвет и рисуем подмалевок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалевка. Нарисуем еще и купавки и бутоны, а так же зеленые листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий.
4. Самостоятельная деятельность детей. Предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Воспитатель следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает.
Перед тем как начать рисовать «оживки» мы с вами немножко отдохнем.
5. Физкультминутка. Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.
«Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёчки качал. Раскачивают руками влево-вправо над головой.
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! Руки вверх, раскрывают пальчики.
6. Показ приемов рисования оживка. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. Заключительный этап росписи – нанесем белую и черную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
7. Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает в выборе и расположении элементов.
8. Выставка работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Теремок» «Украшение фото рамки»
Конспект ОД "Аппликация", украшение фото рамки в городецком стиле....

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...

Конспект по ООД «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Рамка для семейного фото» (техника: пластилинография)
Создание условий для знакомства воспитанников с техникой "пластилинография"....

Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая группа (2 -3 года) образовательный компонент «Музыкальное развитие»Рабочая программа Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» 1 младшая г
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Возрастная группа: 1 младшая (2–3 года).Образовательный компонент: «Музыкальное развитие». Рабочая программ...