Познавательно - развивающий журнал "Четыре сезона": раздел "Досье на времена года".
методическая разработка

Светлана Михайловна Заболотняя
 
Каждое время года — это не просто смена погоды, а настоящая личность со своим характером, привычками и секретами. В рубрике "Досье на времена года" мы раскроем тайны каждого сезона, как будто они — главные герои детективного расследования.  
 Готовы ли вы узнать, кто же они на самом деле — эти четыре сезона?  
А какое время года больше всего похоже на вас? Может, вы — энергичное Лето, задумчивая Осень, строгая Зима или нежная Весна? Оставайтесь с нами, чтобы узнать!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

   

f60d0b6d-07f6-58e2-bde2-d6c40819b9f3.jpg                                                       

1. Характер:  оптимистка, полная энтузиазма и жизнерадостности. Она всегда готова к переменам, легка на подъём и любит открывать новое.

2. Увлечения:
- Цветоводство: Весна обожает сажать семена и ухаживать за цветами.
- Прогулки на свежем воздухе: Она всегда приглашает друзей на пикники, прогуляться в парке или по лесу, чтобы насладиться красотой природы.
- Искусство: Весняшка увлекается живописью, рисует пейзажи, на которых запечатлено пробуждение природы.

3. Любимые занятия: 
- Организация весёлых мероприятий для друзей и семьи: праздники, встречи на природе, мастер-классы по рисованию или садоводству.
- Чтение книг о природе и новых открытиях.
- Уроки танцев, так как весна любит двигаться и танцевать под весёлую музыку.

4.  Предпочитаемые музыкальные инструменты:
- Флейта или саксофон — символизируя легкость и мелодичность весенних дней.
- Барабаны — они отражают ритм, с которым всё начинает расцветать и пробуждаться.
- Гитара — инструмент, позволяющий создавать лёгкие, вдохновляющие мелодии под солнцем.

5. Настроение:  всегда оптимистичное, любит смеяться, делиться позитивом и вдохновлять других на новые начинания, ищет радость в простых вещах и стремится передать это настроение окружающим.

6. Эмоции: Весна полна радости, ожидания и любопытства. Она всегда стремится к обновлению и новым открытиям, поэтому её эмоциональный фон можно охарактеризовать как позитивный и вдохновляющий.

7. Темп: Темп у весны – плавный, но при этом полон энергии. Весенние дни начинают удлиняться, и весна постепенно наращивает ритм, плавно переходя от меланхолии зимы к активной жизни. Она не спешит, а радуется каждому новому проявлению жизни.

8. Побуждения: Весна побуждает к действию. Она вдохновляет на творчество, радость вместе с природой, активный отдых и прогулки на свежем воздухе. Свежесть и новизна подталкивает людей к новым начинаниям, планированию и исполнению давних желаний.

9. Уровень энергии: Весна – это высокая энергия, но она сочетает в себе как активные, так и спокойные моменты. Это время, когда природа и люди начинают расцветать, что поднимает общий уровень энергии и вдохновляет на активные действия.

10. Ресурсы:
- Обновление: Весна символизирует новый старт, возможность изменить что-то в жизни, расцвести после долгой зимы.
- Планирование: Весна – это время задумываться о будущем, планировать сад, огород или даже личные цели и мечты.
- Радость: Весна приносит радость от красоты природы, пробуждения животного мира и ярких красок, что вдохновляет людей вокруг.

11. Друзья:

Лето: оптимистичный и энергичный друг, который всегда готов к приключениям. Лето приносит веселье и тепло, и вместе с Весной они создают неповторимую атмосферу радости.

 Осень: мудрый и слегка меланхоличный друг, с которым Весна может обсудить сложности жизни и перемены. Несмотря на разные характеры, они хорошо дополняют друг друга: Весна вдохновляет Осень на новые начинания, а Осень учит Весну ценить процесс завершения и изменения.

Зима: с Зимой, возможно, у Весны есть сложные отношения. Тем не менее, Весна и Зима могут прекрасно сосуществовать, обсуждая зимние чудеса и готовя первые шаги к весеннему пробуждению.

Солнце: это яркий и жизнерадостный друг Весны, который всегда помогает ей расцветать.


Цветы: это первоцветы, которые добавляют Весне красок и подчеркивают ее красоту.


Птицы: её последователи, которые приносят вести о приходе весны своим пением.

Ветер: свободный и игривый друг, который приносит свежесть и обновление.

                                     Вопросы для обсуждения:
- Как вы представляете себе весну? Какие образы приходят на ум?                                                              - Что мы чувствуем, когда приходит весна?
- Что вы чувствуете, когда видите первые цветы или слышите пение птиц?
- Как весна влияет на природу? Какие изменения происходят вокруг нас?
                               Проблемные вопросы для размышления 
- Как весна может стать началом нового проекта в вашей жизни?
- Какие цели можно поставить на весну? Что бы вы хотели изменить или начать делать?
- Как решения, которые мы принимаем весной, могут влиять на нас в будущем?



Предварительный просмотр:

621802.jpg

Характер: суровая, мудрая, строгая, справедливая, любит порядок. Зима — это философ, который знает цену тишине и покою. Она умеет ждать и ценит внутреннюю работу.  
Увлечения:
- Лепить снеговиков.
- Рисовать узоры на окнах.
- Устраивать снежные бури и метели.
- Украшать деревья инеем.
Любимые занятия:
- Кататься на санках с горок.
- Замораживать реки и озёра, чтобы можно было кататься на коньках.
- Дарить детям Новый год и Рождество.
- Укрывать животных в тёплых норках.
Предпочитаемые музыкальные инструменты:
- Колокольчики (для новогодних мелодий).
- Флейта (чтобы передать звуки вьюги).
- Виолончель (для глубоких и спокойных зимних мелодий).


Настроение: бывает холодной, но всегда дарит радость и волшебство.

Эмоции:
- Спокойствие (когда всё вокруг засыпает).  

- Умиротворение (когда снег укрывает землю).  

- Надежда (ведь зима знает, что за ней придёт весна).  


Темп: Зима движется медленно, как снежинки, падающие с неба. Но иногда она может ускоряться, когда начинается метель.
Побуждения:  Зима хочет, чтобы все научились ценить тишину и покой. Она напоминает, что иногда нужно остановиться, чтобы двигаться дальше.  
Уровень энергии:  это время снижения энергии, но не в ущерб, а для восстановления. Она как мед-ленный, глубокий вдох перед новым рывком. Её энергия направлена внутрь, на накопление сил.


Ресурсы:

Терпение. Зима умеет ждать, пока всё вокруг не будет готово к новому началу.  

Мудрость. Она знает, что иногда нужно замедлиться, чтобы потом двигаться вперёд.  

 Спокойствие. Зима создаёт атмосферу уюта и тишины, чтобы все могли отдохнуть.  

 Сила. Даже в холоде и снегу зима сохраняет свою мощь и устойчивость.  

 Щедрость. Она дарит праздники, радость и время для размышлений.

Энергетические ритмы:  

- Снижение активности. Зима замедляет всё вокруг, чтобы природа и люди могли отдохнуть.  

- Внутренняя работа. Она не тратит энергию на внешние проявления, а сосредоточена на внутреннем росте.  

- Накопление. Зима копит силы для весны, как медведь в спячке.  


Друзья:
 Снеговики (верные помощники зимы).
Мороз (лучший друг и союзник).
Зимующие птицы (синицы, снегири и воробьи).
Дети (ведь зима — это время каникул и праздников).
Тишина (лучший спутник зимы).                                                                                                                                                                                   Огонь (в камине или свечах, чтобы согревать сердца).                                                                                                                             Сны (ведь зима — время для размышлений и мечтаний).  


                                              Вопросы для обсуждения:

1. Как ты думаешь, почему зима такая спокойная?                                                                                                         2. Что бы ты хотел сделать, если бы у тебя было больше времени для отдыха?                                                            3. Как зима помогает нам подготовиться к весне?                                                                                                          4. Какие качества зимы тебе нравятся больше всего?                                                                                                         5. Если бы зима могла дать тебе совет, что бы она сказала?                                                                                               6. Какие зимние игры тебе нравятся больше всего?
7. Как ты думаешь, почему снежинки такие разные?
8. Что бы ты хотел сделать из снега, если бы его было очень много?
9. Какой твой любимый зимний праздник?
10. Если бы зима могла говорить, что бы она тебе сказала?

Зима — это время для восстановления, размышлений и подготовки к новому.

Она напоминает нам, что иногда нужно остановиться, чтобы потом двигаться вперёд с новыми силами.



Предварительный просмотр:

30.jpg

Характер: Энергичный, жизнерадостный и целеустремлённый. Лето — это трудоголик, который знает, что время не ждёт. Оно стремится успеть всё, пока есть возможность.

Увлечения:  

- Греться на солнышке.  

- Купаться в реках, озёрах и морях.  

- Выращивать цветы, ягоды и фрукты.  

- Путешествовать по полям и лесам.  

Любимые занятия:  

- Загорать на пляже.  

- Играть с ветром и облаками.  

- Устраивать пикники с арбузами и мороженым.  

- Рисовать радуги после дождя.  

Предпочитаемые музыкальные инструменты:  

- Гитара (ведь лето — это время походов и песен у костра).  

- Барабаны (чтобы отбивать ритм дождика).  

- Флейта (для лёгкого летнего ветерка).  

Настроение:  Лето — это всегда праздник! Оно дарит радость, тепло и вдохновение. Но иногда может быть немного ленивым, особенно в жаркие дни.  

Эмоции:                                                                                                                                                                                             - Радость (когда всё вокруг цветёт и благоухает).
- Удовлетворение (когда видишь результаты своего труда).
- Азарт (ведь нужно успеть всё, пока длится сезон).

Темп:                                                                                                                                                                                                  - Быстрый. Лето движется в ускоренном ритме, как пчёлы, собирающие нектар.
- Целеустремлённый. Каждый день лета наполнен смыслом: вырасти, созреть, дать плоды.
- Насыщенный. Лето не терпит пустоты — каждый час наполнен действием.
- Ритмичный. Оно движется в такт природным циклам: утро — рост, день — цветение, вечер — созревание.
Энергетические ритмы:
- Максимальная активность. Лето — это пик энергии, когда всё вокруг бурлит и стремится вперёд.
- Рост и развитие. Энергия направлена на внешние проявления: цветение, созревание, плодоношение.
- Созидание. Лето не тратит время впустую — оно создаёт, строит, даёт жизнь.

Ресурсы:
- Энергичность. Лето заряжает всех вокруг своей бодростью.
- Целеустремлённость. Оно знает, чего хочет, и идёт к своей цели.
- Щедрость. Лето дарит тепло, свет и плоды.
- Оптимизм. Оно верит, что всё получится, и вдохновляет других.

Побуждения: Лето хочет, чтобы все использовали его энергию для роста и достижений. Оно напоминает, что время быстротечно, и нужно действовать здесь и сейчас.

Уровень энергии:  Очень высокий! Лето заряжает всех вокруг своей энергией.

Друзья:  Солнце (главный источник энергии).  Ветер (помогает охлаждаться в жару, разносить семена и пыльцу ).  Пчёлы и бабочки (помогают опылять цветы).  Дети (ведь лето — это время каникул и приключений).  Дождь (чтобы питать и поддерживать рост).

                                               Вопросы для обсуждения

1. Как ты думаешь, почему лето такое энергичное?
2. Что бы ты хотел успеть сделать за это лето?
3. Как лето помогает нам достигать целей?
4. Какие качества лета тебе нравятся больше всего?
5. Если бы лето могло дать тебе совет, что бы оно сказало?                                                                                              6. Какое твоё любимое летнее занятие?                                                                                                                                                                                                         7. Какие звуки лета тебе нравятся больше всего? (например, пение птиц, шум дождя, стрекотание кузнечиков).

                                                   Проблемные вопросы

 - Как вы думаете, чему нас может научить солнце?
- Какие чувства вызывает у вас радуга и почему?
- Что происходит, когда капелька падает на землю? Можно ли её сравнить с чем-то?
- Как ветер может помогать нам и другим живым существам?

Лето — это время максимальной активности, когда всё вокруг стремится вперёд. Оно напоминает нам, что нужно использовать каждый момент, чтобы расти, созревать и давать плоды.  Лето — это время чудес, приключений и новых открытий!



Предварительный просмотр:

     

246027878174d43b1c0d45bc8bf242c1.jpg

Характер:  мудрая, задумчивая и немного меланхоличная. Осень — это художник, который раскрашивает мир в золотые, красные и оранжевые цвета. Она любит тишину, уют и перемены.

Увлечения:
- Рисовать листья разными красками.
- Собирать урожай в садах и огородах.
- Плести паутину с пауками.
- Готовить лес к зиме.

Любимые занятия: 
- Шуршать листьями под ногами.
- Устраивать дожди и туманы.
- Помогать животным готовиться к холодам.
- Украшать небо серыми облаками и яркими закатами.

Предпочитаемые музыкальные инструменты: 
- Скрипка (для грустных и красивых мелодий).
- Арфа (чтобы передать шелест листьев).
- Барабаны (для звуков дождя).

Настроение:
Осень — это время размышлений. Она бывает грустной, когда прощается с летом, но также радостной, когда дарит людям урожай и красивые пейзажи.

Эмоции:
- Грусть (когда листья опадают).
- Очарование (когда появляются яркие краски).
- Ностальгия (воспоминания о прошедшем лете).
- Благодарность (за собранный урожай и прожитые моменты).
- Тревога (перед грядущими переменами, но это здоровая тревога).

Темп:                                                                                                                                                                                                                            - Замедленный. Осень движется плавно, как опадающие листья.
- Рефлексивный. Она оглядывается назад, чтобы осмыслить пройденное.
- Подготовительный. Осень готовит почву для будущих перемен. 
Осень движется не спеша. Она любит медленные прогулки по паркам и лесам, но иногда может ускоряться, когда дует сильный ветер.

Побуждения:
Осень хочет, чтобы все заметили красоту перемен. Она учит нас ценить каждый момент и готовиться к новому. Так же, чтобы мы научились ценить моменты, подводить итоги и готовиться к новому этапу. Она напоминает, что перемены — это естественная часть жизни.

Уровень энергии:
Средний. Осень не такая активная, как лето, но она полна вдохновения и творчества.


Энергетические ритмы: 
- Снижение активности. Энергия направлена внутрь, на осмысление и подготовку.
- Сбор урожая. Осень пожинает плоды летних трудов.
- Переход. Она служит мостом между активностью лета и покоем зимы.

Ресурсы: 
- Мудрость. Осень знает, что всё имеет свой срок.
- Спокойствие. Она умеет принимать перемены и находить в них красоту.
- Гармония. Осень балансирует между активностью и покоем.
- Щедрость. Она делится урожаем и знаниями.

Друзья:
- Дождь (чтобы очищать и питать землю).
- Ветер (чтобы уносить старое и готовить к новому).
- Туман (чтобы создать атмосферу таинственности и размышлений).

                                      Вопросы для обсуждения

1. Какие краски осени тебе нравятся больше всего?
2. Что ты любишь делать в дождливую погоду?
3. Как ты думаешь, почему осень называют «золотой»?
4. Какие запахи осени ты знаешь? (например, запах листьев, дождя, яблок).
5.
Если бы осень могла дать тебе совет, что бы она сказала?                                                                                                6. Как ты думаешь, почему осень такая мудрая?
7. Что бы ты хотел подвести как итог в этом году?
8. Как осень помогает нам готовиться к переменам?
9. Какие качества осени тебе ближе всего?

Осень — это время рефлексии, подведения итогов и подготовки к новому.

Она учит нас ценить моменты, принимать перемены и находить гармонию в замедлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее пособие по развитию речи «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста

Развивающее  пособие  по развитию речи «Времена года»для детей  среднего дошкольного возраста....

Сезонное дерево. Изучаем времена года.

Макет сезонного дерева, сделанный своими руками. С помощью него детям легко запомнить последовательность времен года, особенности и отличительные признаки. Каждое время года  разделено на три цве...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (мир природы) на тему: «Времена года»...

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего возраста "Времена года"

Родная природа, как много можно «вложить» в эти слова, как много можно рассказать детям о ней. Развивайте детей, учите любить родную природу, познавайте ее вместе с детьми. Удачи Вам....

Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Времена года"

Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Времена года"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру "Времена года"

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года....

Развивающая дидактическая игра на липучках "Времена года" из фетра

Дидактическая игра из фетра "Времена года" в красочной и интересной форме . Позволяет маленьким деткам познакомится с особеннастями каждого времени года.Данная игра имеет развивающее, обучаю...