Методическая рекомендация по ПДД
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Федорова Евгения Сергеевна

Закрепить с детьми правила уличного движения. Уточнять представления детей о проезжей части, тротуаре, дороге, легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать наблюдательность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация по ПДД Сентябрь 

ТЕОРИЯ

Правила дорожного движения

Беседа «Знай и выполняй правила дорожного движения»

Программное содержание: Напомнить детям об опасностях на улице, о необходимости соблюдать правила дорожного движения.


Ход беседы: 

Ребята, мы собрались сегодня по очень важному делу. Послушайте стихотворение и вы догадаетесь, о чем мы будем говорить.
-По городу, по улице,
Не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак
Все время будь внимательным
И помни наперед
Свои имеет правило
Шафер и пешеход.
-Да, ребята, мы сегодня поговорим о том, какие опасности подстерегают нас на улице, вспомним, как надо вести себя находясь возле дороги, чтобы не было беды.
Давайте по порядку. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- Можно ли без взрослых выходить на дорогу, где ездят машины? (Ответ-нельзя) .
- По какой части дороги должны идти пешеходы? (по тротуару) .
- Идя по тротуару придерживаться левой или правой стороны? (правой) .
- Где можно переходить дорогу, как оно называется? (переходить дорогу можно только в специальном месте и называется оно- пешеходный переход или «зебра»- это полоски черного и белого цвета) .
- На дорогах с давних пор есть хозяин……..(светофор)
Перед вами все цвета вам представить их пора
Загорелся красный цвет
Стой! Вперед дороги нет!
- Желтый глаз твердит без слов к переходу будь готов!
- На зеленый свет- вперед
Путь свободен! Переход!

Про что это стихотворение?
- Да, правильно, эти стихотворения про светофор.
- Скажите ребята, можно ли переходить через дорогу без взрослого? (только за руку со взрослым).
- Можно ли перебегать через проезжую часть дороги (надо идти спокойно, не разговаривать, посмотрев сначала налево, затем направо)
- Предлагаю поиграть:
1 игра: «Сигналы светофора» - на внимание
2 игра: «Едем в автобусе». Правило игры: посадка в передние двери, высадка из автобуса в задние двери, подождать пока уедет автобус, затем перейти дорогу по «зебре».
- И в заключение вам пожелание:
- Всем ребятам без исключения
- Желаем знать правила движения
- И не только просто знать,
- Но и строго выполнять!
- Вы согласны, ребята выполнять правило дорожного движения? Желаю всем здоровья!

Вопросы к беседе (5-6 лет)

- О чём мы с вами сегодня беседовали?

- Надо соблюдать правила дорожного движения и почему?

- Идя по дороге, придерживаться левой или правой стороны?

- Кто хозяин на дороге?

- Где можно переходить дорогу?

Вопросы к беседе (6-7 лет)

- О чём мы с вами сегодня беседовали?

- Надо соблюдать правила дорожного движения и почему?

- Идя по дороге, придерживаться левой или правой стороны?

- Кто хозяин на дороге?

- Где можно переходить дорогу?

- Как правильно двигаться в соответствии с сигналами светофора?

Чтение художественной литературы

История про Грузовичок… (5-6 лет)

В одном маленьком городке жили самые разные машины. И почти все жители этого городка жили дружно и счастливо: они были вежливыми и добрыми, знали все правила дорожного движения и очень уважали дорожные знаки и великого учителя Светофора. А почему все жители? Да потому что жил в этом сказочном городке один непослушный Грузовичок, который ни с кем не дружил, никого не слушал и не хотел учить правила дорожного движения. Много раз из-за этого Грузовичка на дорогах города едва-едва не случались аварии. Но машинки-жители были настолько добры и вежливы, что не наказывали Грузовичка за его несносное поведение. Однажды жители городка решили построить гараж для большой пожарной машины. Экскаватор вырыл огромную яму для строительства гаража. Дядюшка Светофор поставил около ямы дежурного - знак «Въезд запрещен», чтобы машинки-жители случайно не зазевались и не упали в эту огромную яму. И все бы хорошо, да только наш непоседа Грузовичок (как мы уже говорили) совсем не знал правил дорожного движения и не уважал дорожные знаки. И потому в один вечер, когда Грузовичок веселился на улице, он подъехал очень близко к опасной яме, несмотря на все предупреждения знака-дежурного, и, конечно же, свалился в эту яму. Очень перепугались жители городка и поспешили помочь нашему герою - недотепе. Дядюшка Подъемный Кран вытащил Грузовичок из ямы, добрая тетушка Скорая Помощь принялась залечивать вмятины и царапины, а меленькие легковые машинки принялись угощать его теплым машинным маслом. Увидел Грузовичок как ухаживают за ним все жители городка и стало ему так стыдно, что он заплакал и конечно же все машинки принялись успокаивать нашего героя и простили его. И вот как только наш Грузовичок выздоровел, он сразу же отправился в школу к дядюшке Светофору и начал учить правила дорожного движения и дорожные знаки. С тех пор все жители этого замечательного городка стали жить дружно и счастливо. 

Вопросы по прочитанному (5-6 лет)

- О ком эта история?

- Каким был грузовичок?

- Что случилось с грузовичком и почему?

- Кто пришёл на помощь грузовичку?

- Почему стало стыдно грузовичку?

- В какую школу отправился грузовичок и зачем?

- Чем поучительна эта история?

Сказка о том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать Правила дорожного движения! (6-7 лет)

В одном городе жил один мальчик. Звали его Миша. Миша был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Мишу правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Мише делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым. Идет утром Миша в школу, переходит дорогу, да ворон пролетающих мимо считает. С визгом перед ним останавливается мотоцикл, мотоциклист поучает Мишу, а он в ответ: «Это птички виноваты!» Играет Миша на дороге в мяч, останавливается автобус, водитель просит мальчика уйти с проезжей части, так как по правилам дорожного движения  нельзя там играть. Миша же в ответ: «Неправильные правила, дорога для всех сделана». И так всегда было, пока с ним не произошла одна невероятная история. Переходил как-то Миша дорогу на перекрестке, где стоял светофор. Смотрит мальчик – красный свет горит, но машин нет. Миша без сомнения шагнул на проезжую часть, как вдруг, откуда ни возьмись, появилась небольшая и совсем не новая машина, за рулем которой сидел старичок. «Куда же ты, мальчик, так спешишь, не соблюдая правила дорожного движения? Ты ведь мог попасть под колеса моего автомобиля!» - сказал пожилой человек. Миша как всегда в ответ: «Это светофор виноват, должен гореть зеленый свет, потому что никого вокруг не было. И вообще, это неправильные правила, такие старики не должны ездить на машинах, лучше ходить пешком или вообще сидеть дома». «Неправильные правила? - почему-то улыбнулся старик. – Хорошо, тогда тебе будет очень по душе жить в «Стране неправильных правил дорожного движения!» С этими словами и машина, и старик исчезли, будто их и не было. В этот же миг поднялся такой сильный ветер, что Миша от страха закрыл глаза. Когда же он осмелился и оглянулся вокруг, то увидел дома, дорогу, пешеходные дорожки, но все было ему незнакомо. Он по-прежнему стоял посреди дороги и размышлял, что же произошло, и о какой такой еще стране говорил старичок? Только Миша хотел сделать шаг, как увидел мчащегося прямо на него велосипедиста. Велосипедист зацепил Мишу рулем велосипеда за рюкзак, и они оба упали прямо на асфальт. «Ты что! На велосипеде нельзя разъезжать посреди  дороги!» - возмутился Миша, пытаясь встать на ноги. Велосипедистом оказался мальчишка того же возраста, что и Миша. Он встал, поднял велосипед и сказал: «А ты что, новенький? Это ведь страна «Неправильного дорожного движения», здесь каждый ездит там, где пожелает!» С этими словами мальчик сел на велосипед и умчался прочь. Миша поспешил на обочину. Не успел Миша и пройти десять шагов, как из-за поворота выскочил грузовик. Грузовик ехал по тротуарной дорожке и прямо на мальчика. Миша спрыгнул в канаву и крикнул вслед: «Разве Вы не знаете, что по пешеходным дорожкам ходят только люди!» Миша чуть было не заплакал и поспешил прочь. Он свернул на улицу, где было очень большое движение автомобилей. На той стороне он вдруг увидел знакомого ему старичка. «Постойте!» - крикнул Миша. Но как же ему было перейти на другую сторону дороги? «Где-то же должен быть подземный пешеходный переход», - думал он. Но увы! По правилам этой страны пешеходных переходов не было вообще. Старичок снова пропал, но вдруг Миша увидел страшную картину: на дорогу выбежала маленькая девочка. Она, видно, тоже хотела перейти на другую сторону, и теперь оказалась среди движущегося транспорта. Миша стал махать руками, пытаясь остановить проезжающие мимо автомобили. Он старался изо всех сил, и наконец-то транспорт остановился. Он взял девочку за руку и перевел через дорогу. «Нельзя, нельзя, переходить дорогу в неположенном месте! - учил он ребенка. - И где твои родители? Нельзя одной даже подходить к проезжей части!» Девочка молчала, видно ничего этого она не знала. Она показала рукой на дом и сказав, что она там живет, убежала. Миша решил, что ему во что бы то ни было, нужно разыскать того старичка, чтоб он вернул его домой, уж очень не нравилась ему эта страна. И тут он увидел достаточно взрослого дядю, который шел по правой стороне дороги. «Постойте!» - крикнул Миша, но человек его не слышал, так как слушал музыку на своем мобильном телефоне и что-то там рассматривал. Машины ему сигналили, но и их он не замечал. «Какое незнание правил дорожного движения! Ведь ходить можно только по левой стороне, и нельзя отвлекаться, когда находишься рядом с проезжей частью!» - не успел подумать Миша, как услышал визг тормозов автомобиля. Миша понял, что случилась беда. Ему стало совсем страшно, и он побежал, но куда? Невдалеке он увидел тоже бегущих детей по автомобильной дороге. Ребята остановились друг перед другом. «Кто вы такие и почему бежите по дороге, где ездят автомобили?» - спросил Миша. «Мы тренируемся в беге, хотим стать спортсменами», - ответили ребята. «А знаете ли вы, что, бегая по проезжей части, вы не станете спортсменами, а в лучшем случае проходите месяца два на костылях! В вашей стране абсолютно никто не соблюдает правила дорожного движения!» - продолжал Миша. «А что это такое?» - спросили ребята. Но их внимание привлек какой-то шум и треск. Это оказался мальчишка лет одиннадцати, ехавший на мопеде. Он врезался прямо в ограждение дороги, пытаясь отвернуть от автобуса. «Нельзя садиться на мопед, если тебе еще не исполнилось шестнадцати лет», - пояснил Миша. Мальчик, хромая и потирая разбитые коленки, подошел к ребятам. «Расскажи нам о правилах дорожного движения!» - просили его ребята. «Знаете, - говорил Миша, - я в своем городе тоже часто нарушал правила дорожного движения, но теперь я понял, насколько это опасно. И теперь никогда не нарушу ни одно правило! Вот только бы как мне вернуться домой?» Мальчики пришли во двор какого-то дома, где была песочница. Миша стал палочкой на песке рисовать дорожные знаки и объяснял, как поступить в той или иной ситуации, ведь правила - то он знал! Всех детей в школе учат правильно переходить дорогу, быть внимательными вблизи проезжей части. Ребята внимательно слушали и запоминали. «Теперь мы расскажем всем, что такое правила дорожного движения, и мамам, и папам!» - радовались они. И вдруг Миша горько заплакал. «Что с тобой? - удивились ребята. - Ты же нам так помог!» «А ведь меня дома ждут тоже мама и папа, они волнуются и думают, что же со мной случилось? Они всегда мне говорили, чтоб я был осторожным на дороге, а я их не слушал! Если бы они только знали, что я больше никогда, никогда не стану нарушать правила дорожного движения!» - говорил сквозь слезы Миша. И вдруг снова поднялся сильный ветер, все зашумело и завертелось кругом. Когда же все стихло, Миша увидел, что стоит на своей знакомой улице перед давно знакомым светофором. Горел по-прежнему красный свет. Миша стоял, как вкопанный, дожидаясь от светофора разрешения переходить дорогу. Мальчик улыбнулся светофору. И ему показалось, что светофор улыбнулся в ответ. Тут Миша увидел проезжающий мимо старенький автомобиль, за рулем которого сидел пожилой человек. Старичок помахал Мише рукой. И вот загорелся зеленый свет. Миша с гордостью перешел дорогу!

Вопросы по прочитанному (6-7 лет)

- Как звали главного героя сказки?

- Что случилось с Мишей и почему?

- В какой стране оказался мальчик?

- Что Миша понял, оказавшись в этой стране?

Загадки на тему ПДД

День рожденья у меня,

Подарили мне коня.

Замечательный какой,

Голубой-преголубой!

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно.

Жаль вот только —

Гривы нет...

Что за конь?     (Велосипед)

Везет, а не лошадь,

Сам в калошах,

На красный взглянет —

Сразу встанет!     (Автомобиль)

С тремя глазами живет,

По очереди мигает,

Как мигнет —

Порядок наведет.    (Светофор)

Я в кругу с обводом красным,

Это значит — тут опасно!

Тут, поймите, запрещенье

Пешеходного движенья.   («Переход запрещен»)

В голубом иду я круге.

И понятно всей округе,

Если вдуматься немножко, —

Пешеходная... (дорожка)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.    («Осторожно, дети!»)

Круглый знак, а в нем окошко.

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко,

Что здесь, свалка кирпича?    («Въезд запрещен»)

На какой мне ехать свет,

Чтобы не наделать бед?    (Зеленый)

Изменив в окошке свет.

Говорит: «Прохода нет!»    (Красный)

А когда, скажите мне,

Изменив свой цвет в окне,

Светофор нам говорит:

«Скоро будет путь открыт»?    (Желтый)

От дома начинается,

У дома и кончается.    (Дорога)

По обочине дороги,

Как солдатики, стоят.

Все мы с вами выполняем,

Все, что нам они велят.    (Знаки)

 

Просмотр познавательных  мультфильмов

«Светофор», «Гармония светофора», «Пляшущие человечки» и «Мигающие человечки» из серии «Смешарики. Азбука безопасности дорожного движения» (5-7 лет)

https://yandex.ru/video/preview/12126609548405258043

https://yandex.ru/video/preview/6791031980277622593

https://yandex.ru/video/preview/10539178035631148210

https://yandex.ru/video/preview/17144964683631463823

Вопросы по мультфильму (5-6 лет)

- Все видели на улице светофор?

- Для чего он нужен?

- О чем говорят красный, желтый и зелёный сигналы светофора?

- Для кого светофор с красными и зелёными мигающими человечками?

- О чем предупреждают эти сигналы светофора?

- Что такое пешеходный переход?

- Для чего он нужен?

Вопросы по мультфильму (6-7лет)

- Все видели на улице светофор?

- Для чего он нужен?

- О чем говорят красный, желтый и зелёный сигналы светофора?

- Для кого светофор с красными и зелёными мигающими человечками?

- О чем предупреждают эти сигналы светофора?

- Что такое пешеходный переход?

- Для чего он нужен?

- Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения?

ПРАКТИКА

Дидактические игры:

«Вопросы и ответы» (5-6 лет)

Программное содержание: Закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице; развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Описание игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)

2. Где можно гулять детям? (во дворе)

3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)

4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)

6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)

7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)

8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)

9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)

10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)

11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)

12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)

14. Назовите виды транспорта?  (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)

 «Угадай знак» (6-7 лет)

Программное содержание: Закрепление навыка визуального различения дорожных знаков, воспитание желания пользоваться своими знаниями в повседневности.

Описание игры: Для игры подготовьте карточки, изображающие знаки разных категорий: запрещающие, указательные, предупреждающие, сервисные. Переверните их лицевой стороной вниз. Каждый воспитанник по очереди берет карточку наугад, не показывает изображение товарищам, а словесно его описывает. Задача остальных игроков — догадаться, о чем идет речь.

Группы дорожных знаков


Подвижные игры:

«Бегущий светофор» (5-6 лет)

Программное содержание: Закрепление правил дорожного движения через игровую деятельность.

Описание игры: Дети следуют за ведущим врассыпную. Время от времени ведущий поднимает флажок, затем поворачивается кругом. Если поднял зелёный флажок- дети продолжают двигаться за ведущим, жёлтый - прыгают на месте, красный- все замирают на месте и не двигаются 15- 20 секунд. Кто ошибся выходит из игры.

«К своим знакам» (6-7 лет)

Программное содержание: Закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Описание игры: Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круг. В середину круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке и танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Октябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...