ОБОГАЩЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСОВАНИИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
учебно-методический материал (старшая группа)

Максимова Е.

Это статья о взаимосвязи художественно выразительных образов в изобразительном и музыкальном искусстве и деятельности детей старшего дошкольного возраста на НОД.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chaykovskiy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОГАЩЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСОВАНИИ
НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Н. А. Ветлугиной было выдвинуто следующее определение: «Детский выразительный образ – это процесс переживания ребенком своего замысла и выражение своего нравственно-эстетического отношения к нему доступными средствами выразительности». О взаимосвязи художественно-выразительных образов в изобразительном и музыкальном искусстве писали многие авторы. Так Д. Б. Кабалевский говорил о необходимости открывать детям не только внешне-сюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства «видеть» музыку и «слышать живопись». Наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы, дающий большие возможности для развития художественной культуры ребёнка.

Анализ литературы по проблеме обогащения выразительного образа в рисовании с использованием музыкальных образов П. И. Чайковского и диагностика исходного уровня выразительности образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста дали нам основание для проведения формирующего этапа экспериментальной работы. Для реализации цели формирующего эксперимента нами был составлен перспективный план, который включал в себя слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского и занятия по рисованию. Например, первым мы провели интегрированное занятие «Осенняя печаль». Нашу работу мы начали с рассматривания портрета композитора, была проведена короткая беседа о П. И. Чайковском. Предварительно мы прослушали музыкальную пьесу композитора «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» на музыкальном занятии. Музыка звучала спокойно, задумчиво, проникновенно, рассказывая о чем-то сокровенном. Детям предложено было описать осень, которую им навеяла музыка. Дети описывали, что видят ее хмурой, грустной, увядающей. Они говорили, что наступило такое время, когда осень прощается с нами, птицы улетают в теплые края, дождик за окошком льет, солнце светит меньше, листочки попадают, травка вся темнеет. Музыка описывает позднюю осень. Детям было предложено еще раз прослушать пьесу. Рассказать, сколько в ней частей? Есть ли одинаковые, повторяющиеся части? Мы обращались к образному мышлению детей, спрашивая «Какие звуки природы слышатся в музыке?», «Какие чувства выражены?», «Понравилась ли вам музыка?». Для создания эмоционального настроя детей и подкрепления музыкального образа использовали художественное слово – стихотворение А. К. Толстого «Осень», беседу об осени и осенних явлениях, иллюстрации. При создании творческих работ в рисовании все дети выбрали сдержанные темные, серые тона, объяснив это тем, что осень прощается с нами и ее краски уже не такие яркие. Осень дети изображали в основном синими, серыми красками. Рисовали большие темные лужи, опавшую листву и хмурое небо. В процессе работы дети старались передать образ, представленный ими в процессе слушания музыки. Музыка звучала и во время работы детей, напоминая о скором приближении зимы. В конце занятия был сделан анализ детских работ. После совместно с воспитателем и детьми был создан альбом «Осенняя печаль». Дети с удовольствием рассматривали свои работы. Второе занятие было проведено по «Детскому альбому» пьесы «Марш деревянных солдатиков». Отвечая на вопрос, какое настроение у музыки, дети отвечали – веселое, радостное. А какой характер? Характер легкий, четкий, кто-то говорил, что он боевой, смелый, решительный. Везде ли одинаково звучала музыка? Нет, солдатики в начале и в конце музыки маршировали, а когда звучала вторая часть, то играли на барабане. Детям были представлены иллюстрации с изображением солдатиков. Чтобы услышать четкий ритм в музыке, детям было предложено взять в руки деревянные палочки и простучать ритм музыки, помочь солдатам шагать на параде. Для отображения этой темы в рисовании дети выбирали яркую, насыщенную цветовую палитру. На последующих занятиях они слушали музыкальные произведения «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Щелкунчик», «Сладкая греза». В план также входила экскурсия в Музей-усадьбу П. И. Чайковского в Воткинске. Анализ результатов контрольного этапа показал, что динамика роста выразительности рисунков произошла у всех детей экспериментальной группы. Результаты эксперимента показали эффективность предложенной системы работы по обогащению выразительного образа в рисунках детей в условиях ознакомления их с музыкой П. И. Чайковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями русских и башкирских поэтов"

Несколько конспектов занятий по ознакомлению детей с произведениями русских и башкирских авторов на темы: "Родина моя", "Что такое родня?", "Кто такой друг?" и т.д...

«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от ко...

Статья "Создание выразительного образа в процессе обучения техникам живописи детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема: создание выразительных образов в рисунках старших дошкольников средствами  техник живописи...

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста: «По произведениям Н. Н. Носова».

Повысить  эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через произведения Н. Н. Носова при  взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, ...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведением В. Катаева "Цветик-семицветик"

Цель занятия: Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений Задачи занятия: 1.Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик». 2...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...

Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.

Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...