Мастер класс для педагогов "Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности"
методическая разработка

Сокольникова Анна Васильевна

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

2 Как сказал доктор психологических наук, профессор А.М. Матюшкин. «Боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать

поставленную проблему – он будет стремиться

получить помощь от всезнающего взрослого».

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе. Эта задача ставится ФГОС ДО в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников .

Безопасность детей во многом зависит от взрослых. Так что же делать? Защищать или научить защищаться?

Главная задача для педагогов - не  просто дать детям знания, а  научить их ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности. Необходимо выработать модели поведения в некоторых экстремальных ситуациях и сделать так, что бы дети запомнили их.

Но как помочь детям, легко и надолго запомнить преподнесенную им информацию? Изучив много методик, технологий, методов, которые применяются в современном образовании, меня заинтересовал один из них – кейс-технология.

Кейс – это набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях, выдаваемых, в данном случае, детям для  работы. Кейс отличается от наглядности тем, что знакомит детей с реальной или предполагаемой проблемой и формирует  у дошкольников свой взгляд на ее решение.  

А.С. Земскова утверждала о том, что кейс - технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса.

 Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший вариант.

(прочитать и в слайд) При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

 И я решила применить эту технологию в работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Взяв тему «Безопасность», я начала разрабатывать кейсы  по шести направлениям, затрагивающим основные сферы жизни детей: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

Кейс-технология  очень похожа с  проблемным обучением – и тот и другой  подход ориентированы на активизацию обучающихся. Но в кейс-технологии проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из реальной жизни. Причем кейс не предполагает проблему озвученную педагогом -  детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они увидели на фото, иллюстрации или в драматизации.

Что же входит в состав кейса для дошкольников? Во-первых, это сама проблема, напечатанная (для педагога) и в виде рисунка, картинки или фотографии. Во-вторых – описания вариантов выхода из проблемы. Наводящие вопросы. Предположительные правила и выводы.

Кейс мы решаем, как с одним ребенком, так и с подгруппой детей, а иногда дети работают с ним в самостоятельной деятельности.

В начале работы с кейсами, для лучшего понимания детьми использовала:

  • фото-кейсы
  • кейсы-иллюстрации
  • кейсы драматизации

Они наиболее удобные для восприятия, представляющие собой картинку или драматизацию которые отражают реальные жизненные ситуации, требующие анализа и разрешения. Данные виды кейсов использовала в режимных моментах в утренние, и вечерние отрезки времени, в беседах по темам «Запомните дети, таблетки – не конфетки»,  «Дома опасно – безопасно», «Электроприборы не игрушка!» и т.д.

В дальнейшем, когда у детей уже имеются определенные навыки работы с кейсом, когда уже владеют анализом, умением высказывать свои мысли, рассуждать, придумывать вопросы, вырабатывается навык самостоятельного решения, поставленных перед ними задач знакомлю с более сложными видами кейсов. Применяю их как игровой прием в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах для закрепления изученной темы.

Например  Кейсы – вариации и догадки – чтобы ребенок научился видеть возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Например: беседы с детьми о том, что еще не произошло, но что может произойти , допустим если оставить коробку с лекарствами на столе.

«Кейс – варианты развития событий»

Цель: формирование знаний о правилах безопасного поведения в разных направлениях, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила безопасности.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Методы и приемы: создание проблемной ситуации самими детьми, обсуждение

Материалы и оборудование: макет дороги, кубики с липучками, серия опорных картинок на липучках, воспринимая которые ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш).

Ход: Дети сами моделируют опасную ситуацию и совместно обсуждаем ее решение.

Вопросы: Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?

Если рядом нет родителей, у кого можно попросить помощь попросить помощь? Почему вы выбрали именно этот вариант?

 А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать?

Правило формируют дети на каждую ими смоделированную ситуацию.

«Кейс – серия опорных картинок»

Это может быть ряд  картинок

1. Утюг включенный

2. Прожженная рубашка

3.Огонь

К которым задаются вопросы.

- объясните, что случилось? (загорание)

- Почему так произошло? (забыли выключить утюг)

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы)

А так же Для этого кейса мной были разработаны кубики с вопросами по всем направлениям Безопасности. Детям предлагается бросить кубик и ответить на вопрос который выпал. Например: предложи чем можно потушить пожар. Поделись, что нельзя делать,  если случился пожар.

Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «последствием»,и пытаются понять , узнать что же было в начале 

В целом по каждому кейсу работа была  организована по следующим четырем  этапам:

1.Этап. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»

2. этап выявления причинно-следственных связей. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3. этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4. Этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.

Так же активно включаю родителей в педагогический процесс, знакомлю их с кейсами и объясняю,  как можно полученные знания закрепить дома.

Хочу предложить вам решить ситуации смоделированные детьми.

Предположите, что здесь случилось. (Коллеги, я жду обратной связи) Почему это произошло? Как это избежать? Сформулируйте правило.

2 картинка. А теперь вы придумайте вопросы к этой ситуации. Хорошо, кто ответит на эти вопросы? А теперь давайте вместе сформулируем правило.

Таким образом, результатом работы с использованием кейс технологии, можно назвать формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к своей безопасности, выработку знаний, умений и навыков, необходимых в современном социуме. А внедрение кейс-технологий в воспитательно-образовательный процесс позволяет на практике реализовать деятельностный, компетентностный и индивидуальный подходы, которые способствуют становлению самостоятельности и продуктивности мышления воспитанников, формируют культуру – познания, применения правил, отношения, суждения к тем или иным аспектам окружающей действительности

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые, я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов для дошкольников не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

Педсовет. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну линию, рассчит...

Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни».Слайд 2. Педсовет я хочу начать с игры.Уважаемые коллеги, я прошу всех встать в одну лини...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также  предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовительная группа 2015-2016

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...

Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....