Консультация для родителей "Ознакомление детей с природой через чтение детской литературы"
консультация
Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ознакомление детей с природой через чтение детской литературы»
Подготовила: воспитатель
Рузанова Светлана Николаевна
Рубцовск, 2020
Консультация для родителей
«Ознакомление детей с природой через чтение
детской литературы»
Михаил Пришвин писал:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую.
Нас много – а она одна!
Трудно найти человека, равнодушного к красоте родной природы. В наш стремительный век, люди все чаще стремятся «прикоснуться» к ней: на даче, в парках отдыха, в лесу, на речке. Увидев красивый уголок природы, нам хочется остановиться хотя бы на мгновение, полюбоваться им, послушать звуки природы, помечтать, подумать о будущем. Собираясь выбраться на природу, обязательно возьмите с собой своих детей.
Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые появляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.
Взрослые имеют возможность привить детям любовь к природе с помощью чтения художественной литературы. Читая, мы расширяем кругозор детей, побуждая ребёнка к сочувствию, воспитывая желание учиться и трудиться.
В саду.
В саду цветов у нас не счесть:
Есть розы, незабудки есть,
Сирени кустик маленький
И мак - цветочек аленький.
Нам все соседи говорят:
«У вас в округе лучший сад».
И точно на экскурсию,
Идут смотреть настурцию. (Т. Коваль)
Как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какие чувства и эмоции передают авторы своим читателям. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, прививает любовь к родной природе.
Ночь и день.
Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь,
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев…
(Хрестоматия для дошк., П. Соловьева,с. 138)
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого маленького человека. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время: полюбоваться красотами родной природы, подышать свежим воздухом, подзарядиться положительными эмоциями, но и пообщаться со своим ребёнком, поиграть.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его эмоции. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности можно научить детей отражать своё отношение к миру природы; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. На прогулках по городу, в парке предлагайте рассматривать и описывать красивые объекты природы: растения, птиц; здания.
Дома желательно собрать библиотечку книг о природе, в которой должны быть представлены произведения писателей: И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Житкова и др. Рассматривая книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, подводите дошкольников к мысли, что природа красива во все времена года. Учите проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае встречи с объектом природы. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке.
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть… (А.Блок)
Познание природы будит детскую мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). Театральные постановки сказок писателей в детском саду; сказок, придуманных детьми, развивают речь ребенка, творческие способности.
Котята (считалочка)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять…
Пословицы:
Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!
Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.
- Детям нужно загадывать загадки о природе и учить отгадывать по описанию.
1)Хвост пушистый бережет
И зверюшек стережет.
Знают, рыжую в лесу -
Очень хитрую … (лису)
2)Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу (медведь)
3) Кто по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
- Сочинять свои загадки, песенки, стихи, сказки.
Сказка - лучший учитель на все времена. Сказку можно обсудить, обыграть, придумать своё продолжение, переделать её на новый лад, поставить по сказкам кукольный театр. Для составления сказок используйте разнообразные картинки. Для того чтобы детям было легче составить свою сказку, им нужно предложить начало сказки: «Дело было осенью, испекла бабка колобок…» Так можно сочинить «Новые приключения колобка».
3. Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям, использовать поэтическое слово.
1) У кота ли, у кота
Колыбелька золота;
У дитяти моего
Есть покраше его… (колыбельная)
2) Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам ведрышко…
4.Расширяйте знания детей о домашних животных, птицах, рыбках формируйте ответственность за содержание животных; учите ухаживать за ними.
Задание: прочитайте стихотворение С. Михалкова «Мой щенок»
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла…
Проанализируйте устно с ребёнком по плану:
1. Какое это животное домашнее или дикое?
2. Чем полезна собака человеку?
3. Как можно охарактеризовать её повадки?
4. Чем человек может помочь собаке?
5. Продолжайте знакомить детей с дикими животными и их повадками: расширяйте знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, особенностях приспособления животных к условиям окружающей среды (линька, спячка); условиях природной среды и создаваемых человеком (кормление, выгон на пастбище, подкормка зимой диких животных). Расскажите о том, как звери заботятся о своём потомстве.
Задание: Составить мини-рассказ (4-5 предложений) на тему «Что я знаю о белке» (бобре, кроте, выдре, глухаре и др.). После составления рассказа ребёнка, следует прочитать статью про животного или рассказ: например, М. Пришвина «Беличья память».
6. Рассказывайте детям о народных приметах, развивайте наблюдательность, учите делать выводы о взаимосвязях в природе.
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето…
Задание: Попросите ребёнка объяснить закономерности:
Поздний отлёт птиц к тёплой зиме.
Зима морозная – лето жаркое, зима снежная – лето дождливое.
Увидел скворца – весна у крыльца.
7. Знакомьте детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы; формируйте убеждение, что красота и творение природы бесценны, поэтому их надо изучать, беречь и охранять.
Задание: Звуки природы и красивый пейзаж на стене – лучшее успокоительное средство. Во время прогулки прислушайтесь к звукам природы (стук дятла, пение соловья, журчание ручейка). Важно, чтобы ребёнок рассказал вам, что он запомнил. Если вы решили повесить картину в квартире, сначала рассмотрите и опишите её с ребёнком.
8. Научите ребёнка понимать то, что в дикую природу никогда не следует вмешиваться. Познакомьте со съедобными и несъедобными ягодами и грибами. Рассматривать бабочку, стрекозу нужно на цветке, ежика в траве, ни в коем случае не брать в руки и тем более, что-то делать с ними. Следует напоминать детям о правилах безопасного поведения в природе.
Задание: Нарисуйте с детьми рисунок: «Не играйте со спичками – будет пожар!». Попросите ребенка привести примеры хорошего и плохого отношения к природе.
9. Научите детей заботиться о птицах и животных в холодное время года. Ведь именно в это время им особенно холодно и голодно. Расскажите, чем можно подкармливать их.
Задание: Смастерите с ребенком кормушку.
10. На прогулке организуйте время так, чтобы детям было интересно: проведите наблюдение за природными явлениями; подвижную игру; предложите трудовое поручение.
Задание: Попросите детей: «Найдите самый красивый осенний лист».
11. Познакомьте ребенка с Красной книгой.
Задание: Попросите ребёнка объяснить, почему нужно охранять и беречь растения и животных из Красной книги.
12. Посещайте с ребенком Картинную галерею, где можно рассмотреть картины художников, посвящённые природе и потом обсудить их; городские выставки: народного декоративно-прикладного творчества, выставку кошек и т.д.
Задание: Составить мини-рассказ (4-5 предложений) на тему: «Что я увидел на картине».
13. Знакомьте детей с традициями русского народа: с особенностями русского костюма, праздниками, устным народным творчеством и бытом: потешки, заклички, песенки, хороводные игры и т. д.
Задание: Выучите с ребенком народную песенку, потешку и т.д.
Прививать интерес к родной природе необходимо, используя комплексный подход:
- чтение детской художественной и познавательной литературы;
- подвижные игры;
- кукольный театр;
- просмотр телепередач и видео о природе, посещение выставок;
- развивающие игры природоведческого характера;
- экспериментирование;
- изобразительную деятельность, изготовление поделок из природного и бросового материала;
- трудовые поручения;
- прогулки;
- выполнение развивающих заданий (кроссворды, ребусы и т.д.).
Важно не только читать, рисовать, проводить беседы с детьми о природе, играть в настольные игры. Мы не достигнем желаемого результата, пока не будем вместе посещать краеведческие музеи, ботанический сад, ходить в парки отдыха, в походы, на водоемы – места, где можно окунуться в прекрасный мир живой природы.
Родители, своим примером поддерживайте бережное отношение к природе, укрепляя тем самым в сознании детей ее значимость и необходимость заботиться о ней. На основе приобретённых знаний и умений у детей формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, беречь и любить природу.
Используемая литература:
- С. Михалков «Песенка друзей»: стихи; М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2012.
- Большая книга для детского сада: сказки, стихи, песенки, загадки; М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
- Ильчук Н. П., Гербова В. В. и др. «Хрестоматия для дошкольников», Минск: ООО «Издательство АСТ», 1998.
- Т. Коваль «Природоведение для малышей», М: 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»
Различают активный и пассивный словарь....

Консультация для родителей "Ознакомление детей с природой посредством чтения детской литературы"
Как точно и красиво поэтическое слово русских писателей о родной природе, какие чувства и эмоции передают авторы своим читателям. Всё это учит детей доброте, заботе, развивает эмоциональную сферу, при...
консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"
quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей через чтение художественной литературы"
Об основных видах связной речи....

План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...

Консультация для педагогов " Развитие речи детей через чтение художественной литературы"
Данный материал может быть использован педагогами при знакомстве детей с художественной литературой....