Сценарий родительского собрания в средней группе «Как отвечать на вопросы ребенка»
консультация (средняя группа)

Бонарь Лилия Владимировна

Сценарий родительского собрания в средней группе «Как отвечать на вопросы ребенка»

Участники

Воспитатель, педагог-психолог, родители детей средней группы.

Цель

Формировать у родителей знания о сущности детских вопросов, их видах. 

Задачи

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность; формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности; способствовать укреплению внутрисемейных связей.

Материалы

Микрофон.

Примерное время

60 минут.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий собрания18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в средней группе «Как отвечать на вопросы ребенка»

Цель

Формировать у родителей знания о сущности детских вопросов, их видах.

Задачи

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность; формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности; способствовать укреплению внутрисемейных связей.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас сегодня приветствовать! Хотелось бы обсудить с вами важную тему, которая актуальна на сегодняшний момент особенно. Ведь дети сейчас в том возрасте, когда их интересует абсолютно все! К примеру, «Почему небо голубое?», «Почему птицы летают?», «Кто проживает на дне океана?».

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Дети ждут на свои вопросы готовых ответов. Как же правильно отвечать на детские вопросы? Давайте разберемся вместе!

Особенности детских вопросов в разном возрасте

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

 

Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме: Где? Кто? Что? Какой? Когда?

В возрасте от трех до пяти лет ребенок, как правило, превращается в интересующегося всем на свете говорливого непоседу. Именно в это время у него появляется интерес к познанию мира.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Вопросы усложняются и выражаются в форме: Как? Зачем? Почему?

Так как же стоит отвечать на детские вопросы? Вот несколько советов:

 – отвечайте максимально просто и доступно детскому пониманию;

 – отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно;

 – воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез;

 – стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность и не забывайте хвалить, показывать свое уважение;

 – признайтесь, если некоторые детские вопросы ставят вас в тупик.

Когда отвечаете на вопрос ребенка, имейте в виду: не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и отвечать на поставленный им вопрос. Это не ваш монолог и не лекция на заданную тему. Вступая с ребенком в дискуссию, вы быстрее ответите на вопрос, ведь на многое дошкольник сможет ответить сам в ходе вашей с ним беседы. Не надо замалчивать, отговариваясь избитыми фразами типа «Это тебе еще рано знать».

Проявите внимание и заботу по отношению к своему ребенку. Ведь этот маленький человечек только познает этот мир!

Общение – одна из социальных потребностей ребенка. Родителям нужно серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если удовлетворять и умело направлять любознательность дошкольника, у него появляется потребность в новых знаниях.

К сожалению, можно привести немало негативных примеров, когда родители «гасят» детские вопросы. Рассмотрим несколько предположительных ситуаций, когда взрослые не позволяют ребенку проявлять любознательность.

Ситуация на детской площадке: ребенок играет с куклой, у которой есть маленькая сумочка, мама занята с беседой с подругой. Девочка тщательно изучает куклу и делает «открытие»: «Мама, я поняла, что в эту сумочку можно положить косметику и кошелек!» Мама недовольно прерывает беседу и строго говорит: «Ты что? Она же игрушечная!»

Этот пример показывает, что мама абсолютно ничего не знает об особенностях развития ребенка, об его уровне знаний по данной теме. Мама ответила ребенку на вопрос на уровне взрослого человека. Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

 

Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам. Разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность.

Рассмотрим еще один пример. Мальчик задал папе вопрос: «Как появился первый человек?» Отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Ребенок все разъяснения понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Этот пример свидетельствует о конкретности детского мышления, о небольшом жизненном опыте детей. При ответе на вопрос следует рассказать в доступной, понятной форме для ребенка.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых.

Огромное количество вопросов о природе. Вот сегодня мы проверим, насколько мы готовы поделиться с детьми знаниями о природе, об экологической культуре.

Для этого предлагаем вам поиграть в игру. Всем родителям нужно разделиться на три команды. Каждой команде мы зададим вопросы, на которые родителям нужно дать ответы в доступной и понятной для детей форме.

Педагоги читают для каждой команды свои вопросы.

Вопросы, задания для первой команды:

1. Расскажите отрывок любого стихотворения об осени.

2. Назовите народные приметы зимы.

3. Какие животные впадают в спячку?

4. Назовите пять комнатных растений.

5. Назовите несколько отличий живой природы от неживой.

Ответы родителей:

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)

2. Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.

Снегирь зимой поет – на снег, на вьюгу.

3. Медведи, ежи.

4. Герань, хлорофитум, фикус, бегония, роициссус.

5. Неживая природа: не питаются, не дышат, не растут. Живая: и питаются, и дышат, и растут.

 

Вопросы, задания для второй команды:

1. Спойте отрывок из любой песни о лете.

2. Назовите любое музыкальное произведение, где отображается природное явление.

3. Какие животные меняют окраску к зиме?

4. Назовите правила поведения в лесу.

5. Назовите пять домашних животных.

Ответы родителей:

1. Вот оно какое, наше лето:

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля.

2. «Кап-кап-кап, дождик пошел».

3. Заяц, белка.

4. В лесу нельзя:

– мусорить;

– шуметь;

– рвать цветы, ломать деревья;

– разорять гнезда.

5. Корова, коза, свинья, кролик, кошка.

 

Вопросы, задания для третьей команды:

1. Назовите пять диких животных.

2. Назовите народные приметы весны.

3. Расскажите отрывок любого стихотворения о зиме

4. Кто прилетает весной последним: стрижи или ласточки?

5. Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Ответы родителей:

1. Волк, олень, белка, лиса, медведь.

2. Весной дождь парит, осенью мочит.

Весной и заяц на слуху сидит.

3. Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака. (С.А. Есенин)

4. Стрижи.

5. Белка.

 

Мы очень рады, что с вами ответили на все вопросы. Это говорит о вашей готовности воспитывать детей экологически грамотными и культурными людьми.

Очень важно правильно и доступно отвечать на детские вопросы, пополнять детские знания об окружающем мире. Также взрослым необходимо показывать детям примеры положительного отношения ко всему живому. В этом случае дети испытывают гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Я надеюсь, что мы с вами приложим все усилия, чтобы наши дети любили все живое вокруг и заботились о нем.

В заключение хочется поблагодарить всех родителей, которые приняли участие в нашем родительском собрании. Мы рады, что вы все заботитесь о будущем своих детей, что вам не безразлично, какими они людьми вырастут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе "Роль движений в жизни ребенка"

Рассказать родителям о необходимости развития двигательной активности детей....

Сценарий родительского собрания в средней группе «ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ»

Разговор на собрании идет о Декларации и Конвенции прав ребенка. В собрании звучат пословицы, стихи о семье  в исполнении  детей. Родители участвуют в драматизации сказки, решают педаг...

Сценарий родительского собрания в средней группе. «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Цели: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)

Сценарий родительского собрания в средней группе "А мы уже средняя группа!" (презентация)...

Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Формирование элементарных математических представлений в средней группе»

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников...