Проект "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народнойкультуры посредством фольклора"
проект (младшая группа)

Тюрьминова Марина Евгеньевна

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.

В настоящее время народная культура и традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №15_____155050 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д.25-ател 849343-2-29-41

Проект

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора

     


Познавательно-творческий проект

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной

культуры посредством фольклора»

Актуальность проекта.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.

В настоящее время народная культура и традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.

Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.

К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детеи все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.

В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Знакомить детей с народным фольклором: колыбельные песни, пестушки, игры-забавы, потешки, сказки и т.д.
  2. Знакомить с народными подвижными играми.
  3. Знакомить с народными музыкальными инструментами, в том числе шумовыми, звучащими игрушками.
  4. Знакомить  с русскими народными промыслами – матрёшка.
  5. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.
  6. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

Развивающие:

  1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
  2. Учить овладевать образно-игровыми имитационными движениями в сочетании с музыкой.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.
  3. Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к музыкальным игрушкам и инструментам.
  4. Побуждать интерес к сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-забав.

Методы проектной деятельности:

Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ОД, в режимных моментах, загадывание загадок, заучивание потешек, пестушек, закличек.

Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ОД.

Практический: продуктивная деятельность, дидактические игры и пособия, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.

Сроки реализации проекта: долгосрочный с 1.02.2025 -1.06.2025

Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста «Кроха», родители.

Работа педагогов группы: пополнение и обогащение предметно-пространственной среды группы дидактическим материалом, картотеками, книгами. Подбор консультаций и бесед, анкет и рекомендаций для родителей.

Формы работы с детьми:

Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок, игры на музыкальных инструментах, лепка, аппликация из готовых форм, рисование красками, раскрашивание раскрасок восковыми мелками и карандашами, пластилинография, конструирование, слушание и инсценировка русских народных сказок.

Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, беседы, рекомендации на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», привлечение в пополнении ППРС группы, заинтересовать родителей данной проблемой, дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

1. Подбор методической и художественной литературы

2. Составление перспективного плана проекта

3. Составление картотек: потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.

4. Анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике, пальчиковых игр на основе фольклора.

2 этап (основной) 

Организация и обогащение предметно-пространственной среды и реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.

Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.

Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок, отгадывание загадок.

Проведение подвижных и малоподвижных народных игр.

Чтение художественной литературы детям.

Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование, аппликация из готовых форм.

Создание в группе условий для реализации проекта: подбор книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.

3 этап (заключительный) 

Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Взаимодействие с семьей:

Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок в воспитании ребенка»,  «Пальчиковые игры для детей 3лет», «Папка передвижка «Фольклор в семье», презентация из фото детей с родителями  «Семейные традиции», привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый), участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.

Основные мероприятия реализации проекта.

Познавательное развитие:

Дидактические игры: «Неофициальные символы России» (теневое лото), «Матрёшки» (игра на липучках),  Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?», «Сложи матрёшку», «Три медведя», картинки-половинки «Музыкальные инструменты», Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок» и др.

Речевое развитие:

Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками). Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами: балалайка, дудочка, ложки, бубен». Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки», «Знакомство с русским бытом» и др.

Привитие гигиенических навыков) с использованием фольклорных жанров: потешек и песенок.

Художественно-эстетическое развитие:

Рассказывание и инсценировка рус. нар. сказок «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята»,  «Три медведя» и др.

Чтение и заучивание  русских народных потешек «Заяц Егорка», «Пошел котик на торжок», «Как у нашего кота» и др. 

Музыкально-дидактические игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик». 

Рисование «Украсим деревянные ложки», «Украсим тарелочку», раскрашивание раскрасок: матрёшки, пироги, сарафан, медведь и т.д.

Лепка «Улитка», «Угощение для кота», «Угощение для зайчика», «Шишка для мишки», и др.

Аппликация из готовых фигур «Матрёшка», «Сарафан» и т.п.

Физическое развитие:

Игровое физкультурное занятие к Дню Защитника Отечества 

Подвижные игры:

 «Ёжик», «Еду, еду», «У медведя во бору», «Матрешки»; «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Ровным кругом», «Подарки»

Хороводные игры ««Пузырь»

Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»;

Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Зайка серенький сидит»

Список литературы:

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.

3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.

8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : М. : Просвещение, 1987–240с.

9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.

10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.

11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,1996.-127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные це...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора в условиях ДОО».

Одним из условий приобщения детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры является фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количес...