«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора в условиях ДОО».
статья (младшая группа)

Наговицына Наталья Александровна

Одним из условий приобщения детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры является фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки. Детский фольклор дает возможность уже в раннем возрасте приобщать детей к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки, сказки– маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают народную мудрость, народное знание, лиризм и юмор. К сожалению, в современном обществе выделяется тенденция того, что фольклор заметно утратил свое предназначение. Следствие: в настоящее время становится очевидной необходимость создания системы работы, которая бы представляла собой целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора в условиях ДОО». 

https://img.labirint.ru/rcimg/afa5dc3e559ad26763c8f73bdadf7e0f/1920x1080/comments_pic/1445/12_c634397e567f575d1e92923064b2b436_1414962593.jpg?1414962968Одним из условий приобщения детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры является фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки. Детский фольклор дает возможность уже в раннем возрасте приобщать детей к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки, сказки– маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают народную мудрость, народное знание, лиризм и юмор. К сожалению, в современном обществе выделяется тенденция того, что фольклор заметно утратил свое предназначение. Следствие: в настоящее время становится очевидной необходимость создания системы работы, которая бы представляла собой целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение качества образования. Данная система работы включает в себя четыре основных направления:

Первое направление: взаимодействие с педагогическим сообществом: изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике, ознакомление с работами ведущих авторов по данной теме; анализ развивающей предметно-пространственной среды группы;

определение цели и задач работы, ожидаемого результата, основных форм и методов работы с детьми и их родителями, подборка практического материала, а также трансляция опыт работы.

Второе направление: создание РППС. При создании РППС в группе следует руководствоваться требованиями, зафиксированными во ФГОС ДО, а именно, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, безопасной, доступной, вариативной.

Третье направление: приобщение детей к фольклору, которое строится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Теремок» (2-3 года) под редакцией Лыковой И.А., Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Ушакова О.С. и примерной общеобразовательной программы дошкольного образовании «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы (3-4 года) согласно требованиям ФГОС ДО с учетом возрастных особенностей детей по 3 блокам:

1 блок «Сказки»

2 блок «Потешки»

3 блок «Игры».

IV направление: взаимодействие с родителями по направлениям:

 I направление – прямое участие родителей в воспитательном процессе (театрализация, драматизация);

II направление – участие родителей в закреплении знаний у детей, полученных на занятиях (беседы, игры дома, изготовление книжек и т.д.);

III направление – участие родителей в социализации детей (совместный труд и игры).

Методы включения родителей в совместную деятельность: личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, с каким произведением они желают познакомиться.

Сценарий дидактической игры: «Один. Много» (пример использования развивающей игрушки «Курочка ряба» в работе с детьми раннего дошкольного возраста).

Цель: формирование у детей раннего дошкольного возраста понятий «Один», «Много».

Задачи: учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из них один предмет развивать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже воспитывать доброжелательность в игре.

Материал: развивающая игрушка курочка с цыплятами.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Курочка ряба» с последующим обсуждением содержания сказки.

 Ход занятия.

Дети сидят на ковре и рассматривают развивающую игрушку курочку рябу с цыплятами.

Воспитатель читает стишок: - Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что курочка ряба пришла в гости к детям не одна – с цыплятами. Воспитатель предлагает посчитать цыплят.

 Воспитатель: -Сколько у нас цыпляток? (много).

 -Возьми Ева одного цыпленка. Сколько у тебя цыплят? (один).

-Возьми Алеша себе цыпленка. Сколько у тебя цыплят? (один). (и т.д.). Воспитатель: -Матвей сколько ты цыплят взял? (одного).

- Какого цвета у тебя цыпленок? (желтый).

 -Тахир у тебя один желтый цыпленок?

-Да. Один.

 - Сколько было цыплят у курицы? (много).

 -Всех цыплят забрали дети. А теперь скажите сколько осталось цыплят у курицы? (ни одного).

Воспитатель: -Курочка ряба волнуется и зовет цыплят к себе: «Ко-ко-коко, ко-ко-ко! Не ходите далеко». Дети с цыплятами подходят к курочке.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/ce/2f/a3cb8524f3296754a3efe1c60b499d44a5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей происхождения славянской тряпичной куклы

Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством знакомства с историей...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...