Познавательно-исследовательский, творческий проект "Зимняя пора" для детей первой младшей группы
проект (младшая группа)
Проект "Зимняя пора" проходил 1 месяц со 02.12.2024 г. по 28.12.2024 г. в первой младшей группе.
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом, льдом и водой через экспериментальную деятельность. Формирование представлений о времени года – зима и наступающем празднике, организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»
«Зимняя пора»
(Познавательно-исследовательский, творческий проект
для детей первой младшей группы)
Руководители проекта: Бикинеева И. В.
Шевченко М.А.
2024
Содержание
Описание проекта......................................................................................... | 3 | |
1. Постановка проблемы............................................................................... | 3 | |
2.Актуальность проекта…………………………………….……………. | 3 | |
3.Предмет исследования…...…………………………………………….. | 3 | |
4. Цель проекта ……………………………………………………………. | 4 | |
5. Задачи проекта........................................................................................... | 4 | |
6.Целевая группа проекта............................................................................. | 5 | |
7. Механизм реализации проекта................................................................ | 5 | |
8. Ресурсное обеспечение............................................................................. | 6 | |
9. Ожидаемые результаты проекта……………………………………….. | 7 | |
10.Сроки реализации проекта...................................................................... | 7 | |
11.Этапы реализации проекта и его содержательная деятельность..…… | 7 | |
12. Оценка результатов………………………………………..................... | 11 | |
13. Список использованной литературы…………..…………………… | 13 | |
14. Приложение……………………………………………………………. | 14 | |
15. Фотоотчет…………………...………………………………………… | 33 | |
Проект «Зимняя пора» для детей первой младшей группы
Постановка проблемы: С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.
Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.
В связи с возрастными особенностями, дети не знают что такое Новый год, не имеют представления о снеге, снежинках, льде. Поэтому в связи с отсутствием опыта детей, возникла проблема дать представления о зиме, новогодней ёлочке, обогатить познавательный интерес детей о зимних явлениях, новогоднем празднике.
Актуальность проекта: В наше время актуальным становится вопрос экологического воспитания и образования детей. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к живой и неживой природе стали аналогом выживания человека на планете.
Предмет исследования: В экологическом образовании детей большую роль играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. В процессе детского исследования и практики дети получают конкретные знания, умения, навыки. А также дети учатся наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, обобщать. Таким образом, у детей развиваются познавательные способности. Поэтому, приобщение детей к проектной деятельности предоставляет дополнительную возможность включиться к исследовательской работе, как к ведущей деятельности познания окружающего мир.
Реализуя проект, дети получат знания о природном объекте вода и ее свойствах, о времени года «Зима» и о новогоднем празднике.
Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом, льдом и водой через экспериментальную деятельность. Формирование представлений о времени года – зима и наступающем празднике, организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
Задачи:
1. Сформировать у детей знания о сезонных явлениях природы – о зиме, как о времени года.
2. Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, её превращениях в снег, в лёд.
3. Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его.
4. Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.
5. Развивать творчество, восприятие, воображение, наблюдательность, память.
6. Воспитывать интерес к явлениям природы.
7. Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звёздочка-малютка», «Зимушка-зима».
8. Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать речь детей.
9. Создать эмоционально тёплую атмосферу в группе.
10. Привлечь детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению.
Целевая группа проекта: В реализации познавательно-исследовательского, творческого проекта «Зимняя пора» принимали участие родители, воспитанники от 2 до 3 лет и воспитатели первой младшей группы, музыкальный руководитель «Центра развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок».
Механизм реализации проекта: В данном проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:
Индивидуальные формы:
- индивидуальные консультации,
- индивидуальная образовательная деятельность с детьми;
- индивидуальная диагностика, наблюдение, опрос.
Групповые, массовые формы:
- групповая ООД, совместная деятельность, художественно – эстетические мероприятия;
Методы для развития познавательной активности:
- поисковые;
- исследовательские;
- репродуктивный (закрепление полученных знаний).
Методы наглядные:
- наблюдения;
- рассматривание картин;
-демонстрация мультфильмов;
- смотры – конкурсы;
- выставки детского и совместного с родителями творчества (художественного творчества, декоративно-прикладного);
Методы словесные:
- сказки (русские народные, волшебные);
- стихи;
- беседы;
- игры дидактические, музыкальные, подвижные.
Образовательная область | Форма работы с детьми |
Социально-коммуникативное развитие | - беседа - сюжетно-ролевые игры - просмотр мультфильмов - игровая ситуация - наблюдение |
Познавательное развитие | - беседа - рассматривание иллюстраций - дидактические игры - отгадывание загадок - наблюдение - экспериментирование |
Художественно–эстетическое развитие | - создание выставок детского творчества - изготовление поделок из бумаги, бросового материала - слушание - драматизация - праздник - просмотр мультфильмов - рассматривание иллюстраций |
Речевое развитие | - рассматривание иллюстраций - чтение - беседа - заучивание стихов - отгадывание загадок - речевые игры - пальчиковые игры |
Физическое развитие | - подвижные игры - игровое упражнение - дыхательная гимнастика |
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое обеспечение «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок» соответствует успешной реализации проекта.
На базе МБДОУ для реализации данного проекта имеются: компьютер, телевизор, музыкальный центр, среда для экспериментирования, оборудован снежный участок, музыкальный зал.
Ожидаемые результаты проекта:
После реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
- дети получат знания о природном объекте воде, снеге и их свойствах, о времени года «Зима» и о новогоднем празднике;
- обогатятся знания детей о природном объекте – воде, дети будут иметь представления о свойствах воды;
- повысится познавательный интерес к экспериментам, ко времени года «Зима», к новогоднему празднику;
- у детей будут развиваться такие качества как наблюдательность, любознательность;
- обогатится активный и пассивный словарь детей за счёт слов: «холодный», «звёздочка-малютка», «Зимушка-зима», «снег» и др.
Сроки реализации проекта: 1 месяц (со 02.12.2024 г. по 28.12.2024 г.)
Этапы реализации проекта и его содержательная деятельность
Разработка проекта:
Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор материала, ориентированного на детей младшего дошкольного возраста. Поиск различных средств достижения целей. Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, рассматривание иллюстраций, картины). Планирование игровых видов деятельности. Оформление картотеки с названиями картин, художественных произведений о зиме. Оформление стенда «Зима».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Формы работы с детьми по подготовке осуществления проекта:
- беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы;
- подготовка атрибутов для игр, занятий, опытов, пополнение игровых уголков атрибутами;
- внесение дидактических и настольных игр;
- рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о снеговике, новогодней ёлочке;
- наблюдение за погодой, снегом;
- чтение и разучивание стихотворений, потешек, поговорок, загадок о зиме;
- просмотр мультфильмов и сказок о зиме и снеговике;
- работа с родителями.
Формы работы с родителями в период реализации проекта:
- Родительская встреча по подготовке к новогоднему утреннику, ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Привлечение родителей к оформлению группы, к подготовке детских костюмов для новогоднего утренника.
- Консультации для родителей: «Одежда для прогулок зимой», «О пользе прогулок с детьми», «Чем занять детей на прогулке зимой?».
- Творческие домашние задания: изготовить вместе с детьми снежинки из бумаги для украшения окон; сделать совместную с детьми новогоднюю поделку для выставки в любом исполнении на тему «Мастерская Деда Мороза».
- Итоговый праздник «Дед Мороз в гостях у ребят».
- Папки – передвижки «Зимние приметы», «Безопасность зимой», «Первая помощь при обморожениях», «Что такое Новый год?».
2. Основной этап.
План-схема содержания работы по реализации проекта: практическая деятельность и накопление знаний детей
Образовательные области | Цель и задачи | Содержание |
Познавательное развитие | - Дать детям элементарные представления о природном объекте - воде, её превращениях в снег, в лёд. - Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений. - Продолжать знакомить детей со свойствами снега; учить выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами, становится пушистым); обратить внимание детей на то, как они выявили различные свойства снега. - Познакомить детей с атрибутами новогоднего праздника: ёлочкой, Дед Морозом, Снегурочкой, с разнообразием елочных игрушек. - Познакомить детей с характерными признаками зимы. Развивать речь. Формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет и форму. - Расширять знания детей о зиме. Развивать речь. Формировать умения выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет и форму. | - Опыт «Что такое снег». - Опыт «Снег и его свойства». - Опыт «Вода и лёд». - Опыт «Лед и его свойства». - Беседы: «Что такое Новый год», «Какие разные ёлочные игрушки», «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой». - Наблюдение за снежинками, за погодой, за ветром, за льдом, за снегопадом, за почвой, за деревьями, за птицами, за небом, за солнцем, за елью, за трудом взрослых. - ООД «Зима», «Белый, синий» |
Речевое развитие | - Формировать у детей умение слушать художественное слово и понимать его. - Закрепить понятия: «белый», «круглый», «холодный», «шар», «блестящий», «звёздочка-малютка», «Зимушка-зима». - Обогащать словарь детей новыми словами и активизировать слова из пассивного словаря. - Познакомить детей с картиной «Зима». - Учить составлять описательный рассказ по картине. Развивать устную речь, вызвать интерес к занятию. - Формировать умение отгадывать загадки. - Уточнить представление о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; активизировать словарь по теме «Зима». | - Чтение рассказа «Снег идет» Л. Воронковой. - Чтение стихотворения И.Сурикова «Белый снег пушистый», А. Рождественской «Звездочка-малютка», Л. Петрусевой «Мы шагаем по сугробам», М. Познанской «Снег идёт», С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег». - Пальчиковая игра «Как на горке – снег, снег» И. Токмаковой. - Пальчиковая игра «Что мы делали». - Рассказывание сказки «Путешествие маленькой Снежинки». - Чтение стихотворения «Хотел я снежинку домой принести…» - Рассматривание картин из серии «Времена года»: «Зима». - Загадки о зиме и зимних явлениях. - Зимние забавы родителей и малышей - рассматривание картины «Зимние забавы», «Слепили снеговика» |
Социально-коммуникативное развитие | - Учить внимательно слушать и смотреть настольный театр, учить отвечать на вопросы. | Показ настольного театра «Наш друг – Снеговик» (совместная творческая работа воспитателя и детей). - Сюжетно–ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «К нам идет Новый год», «В магазин за подарками». - Просмотр мультфильма «Смешарики» - зимние серии, «Зима в Простоквашино». |
Физическое развитие | - Развивать двигательную активность, умение двигаться в соответствии со словами песни. - Научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры. - Учить детей играть в подвижные игры. | - Игра «На полянку, на лужок» - Игра «Снег кружится». - Игра «Снежинки». - Игра «Погреем ручки». - Игра «Догонялки» - Подвижная игра «Выпал беленький снежок», «Шёл по лесу Дед Мороз» - Игра «Снежинки – белые пушинки», «Зайка беленький сидит» - Игровые упражнения: «Кто быстрее оденется на прогулку?», «Кто больше соберет снежков?», «Как на горке снег, снег…», «Найди по следу», «Поймай снежинку». - Дыхательная гимнастика: «Подуем на снежинки», «Снежинки», «Снег, снег кружится», «Вьюга», «Холодно – жарко», «Сдвинь с места снежный ком». |
Художественно-эстетическое развитие | - Формировать умение отламывать комочки пластилина от большого куска. - Учить скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать белый цвет, поощрять добавление дополнительных деталей к изделию. - Продолжать учить детей наклеивать готовые эскизы. - Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. - Стимулировать детей выполнять танцевальные движения под музыку, учить двигаться в соответствии с ритмом и характером музыкального произведения. Поддерживать интерес к музыке, способствовать эмоциональной разрядке. | - Лепка на тему «Снежинки для снеговика»; «Шары на ёлочке», «Снеговик» (скатывание большого и маленького шаров). - Рисование «Снег», «Снеговик», «Шары на ёлочке», «Рукавичка Деда Мороза», «А у нашего двора Снеговик стоял с утра» - Аппликация «Украсим новогодний шар», «Снеговик», «Украсим рукавичку Деда Мороза» - Разучивание песен и плясок к новогоднему утреннику «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Шел Мороз-проказник», «У тебя Дед Мороз», «Заморожу», «Пляска с колокольчиками» и др. - Новогодний утренник «Дед Мороз в гостях у ребят». |
3. Завершающий этап
Продукт проекта: - оформление стенда работами детей – аппликациями, рисунками, лепкой;
- выставка новогодних поделок «Мастерская Деда Мороза»;
- участие в городском конкурсе-смотре зимних участков;
- новогодний утренник «Дед Мороз в гостях у ребят»;
- участие воспитанников во Всероссийском детском конкурсе новогодних поделок (дипломы 1 и 2 места).
Оценка результатов: Проект «Зимняя пора» длился 1 месяц.
У детей появились представления о признаках зимнего времени года, об особенностях живой и неживой природы в этот период, о связи между явлениями в природе. Ребята получили знания о том, как весело можно провести время зимней порой. В ходе проекта у детей проявились познавательные и творческие способности, наблюдательность и любознательность. Дети закрепили элементарные знания о зиме, снеге, предстоящем празднике НГ. В ходе проекта «Зимняя пора» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной, экспериментальной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в теплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок, а лёд – это замёрзшая вода.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание.
В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные, дидактические и речевые игры. Дети познакомились с новыми художественными произведениями, с ними были проведены различные беседы по теме «Зима». Рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав. Выучили стихотворения, песни и пляски к празднику. Много лепили, рисовали, делали аппликации по теме «Зима» и «Новый год».
Дети приняли участие во Всероссийском детском конкурсе новогодних поделок «К новому году готовы!» (Высшая школа делового администрирования, www.s-ba.ru ) Диплом 1 место – 7 воспитанников, 2 место – 2 воспитанника. Воспитателям была выражена благодарность за подготовку обучающихся к участию в конкурсе от Редакции Всероссийского сетевого педагогического издания «Высшая школа делового администрирования». Воспитатели приняли участие в городском конкурсе-смотре зимних участков.
После проведения собрания родители приняли активное участие в реализации проекта: совместно с детьми создали новогодние поделки и приняли участие в выставке «Мастерская Деда Мороза», помогли оформить окна в нашей группе снежинками, приготовили детские костюмы для новогоднего утренника. Тем самым создали праздничную атмосферу в группе на протяжении всего времени реализации проекта. В конце проекта мы изучили мнения родителей о работе проекта через беседы. Родители высказывали положительные мнения о проекте.
Список литературы:
- Афанасьева, И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний [Текст]: Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ/ И.П. Афанасьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 128 с.
- Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада [Текст]/ Т.М. Бондаренко. – Волгоград: Изд.: «Учитель», 2004. – 274 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие для воспитателей детских садов/ В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392 с.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст]/ Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
- Корякина, Е.Н. Поделки своими руками: Для самых маленьких [Текст]: Педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям/ Е.Н. Корякина. – СПб.: КАРО, 2010. – 80 с.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2009. – 144 с.
- Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет/ С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 176 с.
Приложение 1
Сказка «Путешествие маленькой Снежинки»
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была маленькая Снежинка. Однажды захотелось ей узнать, откуда же она появилась. И полетела она за три горы, за три моря, в тридесятое царство, в тридесятое государство.
Летит, смотрит, в густом лесу стоит избушка на курьих ножках. Интересно стало Снежинки: кто же в ней живёт? Присела на трубу, заглянула в избушку – пусто. А в этой избушке жила Баба Яга – Костяная нога, но она улетела в своей ступе по каким-то важным делам. Нечего делать – полетела дальше. Летела-летела, видит большущий снеговой ком лежит. Присела на него Снежинка и спрашивает:
- Комочек, Комочек, скажи, откуда я появилась?
Ничего не сказал ей ком, а медленно-медленно покатился. Снежинка за ним. Проводил Комочек Снежинку до конца опушки, попрощался. И полетела она дальше.
Долго ли, коротко летела Снежинка, летела-летела и увидела ребят – они гуляли на площадке детского сада. Дети подставляли свои маленькие ладошки, ловили снежинки и разглядывали их.
Всё небо и весь воздух были полны снежинками. Когда снег летит – они как пух, лёгкие, воздушные, а поближе разглядишь, то увидишь звёздочки, все они такие резные и все разные.
- Как много у меня сестричек! - подумала Снежинка, и опустилась на ветку берёзы.
-Ребятишки-шалунишки, скажите, откуда я появилась?
Дети хотели пригласить Снежинку к себе в группу и там ей рассказать, о том, откуда она появилась.
Но один мальчик, звали его Витя, рассказал всем такую историю:
«Хотел я снежинку домой принести,
Её положил на ладонь.
Снежинка шепнула тихонько «Прости,
Но лучше меня ты не тронь!»
Как будто бы я ничего не слыхал,
Снежинку колючую нёс,
Она мне ладошку кольнула слегка,
И сделалась капелькой слёз!»
Стали дети думать, как им спасти Снежинку, чтобы она не растаяла в тёплой группе. Думали-думали, и придумали. Позвали Деда Мороза и Снегурочку в гости. Стали те колдовать: на аккордеоне играть, свечкой помогать. «Раз, два, три, снежинка – лети!».
Как только они произнесли своё заклинание – маленькая Снежинка превратилась в большую, красивую, сказочную и волшебную Снежинку. Теперь ей не страшно залететь и в помещение.
А в группе уже все к Новогоднему празднику готовятся и много-много сестричек-снежинок живут тут: и на стене, и на окнах.
И стали дети рассказывать:
Сначала Снежинка была просто водой и жила себе в море-океане.
Стало солнце припекать, и превратилась вода в пар, и стала испаряться: капельки пара поднимались всё выше и выше. Сначала собирались в облачка, затем облачка превратились в тучу, большую, чёрную.
Жили-жили капельки в тучке, скучно им стало, начали они капризничать.
Отпустила их тучка погулять. А пока они спускались вниз, капельки превращались в красивые звёздочки-снежинки. А когда много снежинок - это снегопад. Вот одной из них и была наша Снежиночка. А из снега можно лепить снеговика, строить горки, снежные постройки.
Поблагодарила Снежинка ребят – теперь она знала, откуда появилась.
Приложение 2
Показ настольного театра «Наш друг - Снеговик»
(совместная творческая работа воспитателя и детей)
Ход мероприятия:
- Ребята, мы много говорили с вами о Зиме, ее сюрпризах и проказа. А сейчас я хочу вас познакомить со сказкой. Называется она - «Наш друг – Снеговик», а поможет мне ее рассказать настольный театр, над которым мы так долго работали.
(Воспитатель ставит перед детьми макет настольного театра «Зимней сказки»)
Жили – были старик со старухой. Раз говорит старик:
- Что-то скучно, баба, дома сидеть, пойдем во двор снеговика лепить, погода на улице чудесная, снег липкий!
- Пойдем! – сказала старуха.
Слепили дед с бабой снеговика, одели на голову ему старую шляпу, вместо носа воткнули морковку, на шею повязали шарф, а рядом поставили метлу. Очень веселый получился снеговик!
Смотрят дед с бабой на снеговика, не нарадуются, да только вот устали они очень, пока снеговика лепили. Решили пойти в дом – отдохнуть.
Дед с бабой дома сидят, блины едят, чай пьют, да разговоры ведут, а снеговику одному скучно во дворе стоять, да дом охранять. Встрепенулся он, отряхнулся, взял в руки метлу, да и пошел себе со двора к воротам, от ворот на тропинку, да по тропинке той в лес.
Идет Снеговик красотой зимнего леса любуется, а навстречу ему Заяц.
Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Ребята, вам моя история никакую сказку не напоминает?» (Ответы детей, наводящие вопросы воспитателя, если того требуют обстоятельства)
-Колобок!
- Молодцы! Продолжим дальше?
Сидит Заяц возле елки и плачет
- Что случилось, что ты заинька плачешь?
- Да как же мне не плакать?
Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Из какой сказки слова?» (Ответы детей)
Стал Заяц рассказывать Снеговику, как тяжело приходится ему жить в лесу зимой: холодно, хищники голодные и свирепые, да и самому голодно – нечего кушать в лесу.
Пожалел Снеговик Зайца, отдал ему свою морковку, а сам пошел дальше. Очень нравилась Снеговику прогулка по зимнему лесу. Елочки в снежные шубы одеты. Вдруг видит, две птички щебечут возле дерева. Подошел Снеговик и спрашивает:
- Что случилось?
- На ветках этого дерева было наше гнездо, но подул сильный ветер и сбросил его вниз, а метель и вьюга занесли и замели его снегом.
- Не печальтесь,- ответил Снеговик. Возьмите мою теплую шляпу, пусть она послужит вам гнездом.
Снял он свою шляпу, привязал ее к ветке дерева, чтобы ветер больше не смог сбросить ее на землю, а сам пошел дальше.
Идет Снеговик, песни распевает, серебристым блеском снега любуется. Вдруг слышит, кто-то ревет, испугался Снеговик, спрятался за сугроб и наблюдает. А это Мишутка из своей берлоги выглядывает и ревет.
- Что случилось? – спрашивает
- Проснулся я, вижу, мама спит, дай, думаю, взгляну одним глазком, что в лесу происходит. Вылез из берлоги – а кругом белым – бело, ну, думаю, сколько сахара кругом, а я сплю. Решил я этого сахара попробовать, да так напробовался, что горло заболело, теперь уснуть не могу.
- Не реви!- сказал Снеговик. Возьми мой шарф!
- А как же ты? – спросил Мишутка.
- Да, мне морозы нипочем, я наоборот себя плохо чувствую, когда тепло.
Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Почему Снеговик себя плохо чувствует в тепле?» (Ответы детей)
- Спасибо! – сказал Мишутка, повязал шарф на больное горло, прижался к теплой маме-медведице и заснул в берлоге до весны.
Только хотел Снеговик продолжить свое путешествие по зимней сказке…
Воспитатель останавливается и задает вопрос: «Ребята, кто является героем «зимней сказки?» (Ответы детей: метель, вьюга, снежинки, сугробы, Снегурочка, Снеговик, Дед Мороз)
- Вот именно Деда Мороза наш Снеговик – то и увидел!
Дед Мороз стоял возле своего дома и размахивал руками.
- Что случилось?- спросил Снеговик.
- У меня в гостях были Вьюга и Метель. Уходя, они занесли все дорожки и тропинки. Мне нужно проверить все ли в порядке в лесу, а пройти я туда не могу.
- Ну, это дело поправимо, со мной же моя метла, я тебе помогу.
Пошел Снеговик с Дедом Морозом в лес, а по дороге рассказал о своих приключениях. Обрадовался Дед Мороз и сказал:
- Оставайся со мной жить, верой и правдой будем лесу служить!
- Понравилась вам моя сказка, ребятки? Кто является ее главным героем? Какой он, Снеговик? (Ответы детей)
- Я принесла для вас сегодня пластилин и предлагаю из него вылепить нашего героя – Снеговика.
Автор: Бессонова И.Г.
Приложение 3
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Цель: Развивать двигательную активность, умение двигаться в соответствии со словами песни.
Ход игры: взрослый поёт, а дети подражают словам песни.
Выпал беленький снежок, (Дети, стоя кружком, поднимают
Соберёмся мы в кружок. руки вверх и медленно
Снег, снег, белый снег опускают их, подражая падающему снегу)
Засыпает всех.
Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и
И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, руки позади)
Снег, снег, белый снег -
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу
Друг за другом побежали. руки согнуты в локтях и
Снег, снег, белый снег - сжаты в кулачки, как будто
Кружит, падает на всех. держат палки от лыж.)
Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и показывают,
Снеговика мы мастерили. как лепят снеговика)
Снег, снег, белый снег -
Снеговик наш лучше всех!
Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,
И в кроватках задремали. ручки под щёчку, «спят»)
Снег, снег, белый снег
Спят ребята крепче всех!
Приложение 4
Подвижная игра «Снег кружится»
(по стихотворению А. Барто)
Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Материал: ободки с эмблемами снежинок.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.
Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.
Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»
Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» ( В-в-в-в – произносят дети).
Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по площадке.
Приложение 5
Конспект прогулки «Снегопад»
Цель: познакомить детей с сезонным явлением - снегопадом.
Ход прогулки:
Дети выходят на прогулку и видят, что идёт снег. «Снег, снег, снег, идёт!» - сообщают они воспитателю. «Правильно! – говорит воспитатель. – Идёт снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, А он всё падает и падает. Это снегопад!» дети повторяют: «Снегопад».
Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Дашину куртку, а другая – на Андрея шапку». Дети внимательно осматривают себя.
«Смотрите, как звёздочка!» - говорит педагог и предлагает посмотреть на снежинку. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадёт на варежку большая снежинка – подуть на неё. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка лёгкая пушистая, красивая!»
Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произойдёт со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот её уже нет! Вот такая звёздочка-малютка!»
Прочесть стихотворение З. Рождественской «Звёздочка – малютка», повторив дважды его концовку: Села и растаяла на моей ладошке.
Дети повторяют: «Снежинка лёгкая, пушистая, красивая, как звёздочка». «А какого она цвета? – спрашивает педагог. Старается Зимушка-зима, укутывает снегом кусты, на ёлку шапку надела. Посмотрите, какого цвета Зимушка-зима?».
Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружится», затем переходят к самостоятельной деятельности.
Приложение 6
Конспекты опытов по экспериментальной деятельности
Опыт № 1. «Снег и его свойства»
Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.
Материал: снег в тазике.
Ход, содержание опыта: принести в группу снег. Предложить потрогать рукой - снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут, снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.
Опыт № 2. «Что такое снег?»
Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.
Материал: снег, тазик, морковка, камешки.
Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.
Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза - камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.
Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.
Опыт №3 «Лёд и его свойства»
Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд
(твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).
Материал: замёрзшая вода в ёмкости (осталась от растаявшего снеговика).
Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза - камешки. ( Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.
Приложение 7
Конспект НОД: Аппликация «Снеговик»
Задачи: Вызвать интерес к изображению снеговика. Развивать чувства формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.
Материал: изображение снеговика, половина листа голубого цвета, клеящий карандаш, детали для оформления снеговика (шаблоны снеговика и ведра).
Ход НОД:
1.Воспитатель показывает изображение снеговика.
Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.
Снеговик, снеговик
Появился во дворе,
Нос – морковкой,
И ведро на голове.
В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.
Из каких частей состоит снеговик? (основы, ведра)
Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги».
Рассмотрев из чего же состоит снеговик, воспитатель поясняет, как нужно намазывать клеем на шаблон снеговика и приклеивать на бумагу, а затем и на шаблон ведерка, координирует действия детей.
Дети включаются в работу.
2.Пальчиковая игра «Что мы делали»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)
Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу валялись. (положить ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)
Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).
(Н.Нищева)
3.Логопедическая игра «Погреем ручки»
Педагог: « Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.
Педагог: чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки. (надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки»: Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.
4.Педагог: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями - снеговичками».
Приложение 8
Конспект НОД: Рисование «А у нашего двора
Снеговик стоял с утра»
Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы, учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из несколько частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз и слева направо всем ворсом кисти. Развивать воображение, воспитывать любовь к друзьям.
Материал: бумага тонированная, гуашь белого, красного и синего цвета, кисти, салфетки.
Ход, содержание: Воспитатель предлагает вспомнить, как они лепили снеговиков на прогулке. Потом показывает картину, на которой нарисован один снеговик. Днём ему весело, т.к. на улице много ребят, а ночью он грустит. Давайте его пожалеем и сделаем так, чтобы ему всегда было весело – нарисуем снеговику друзей (Воспитатель уточняет движение руки в воздухе, как рисовать предмет круглой формы, на контурном рисунке показывает приём закрашивания).
В конце занятия воспитатель рассказывает стихотворение:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, губы – сучки.
И рад, что не один я – со мной мои друзья.
Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.
Приложение 9
Конспект НОД: Лепка «Снежки для снеговика»
Цель: Учить детей раскатывать комок пластилина круговыми - движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика; развитие речевого дыхания; развить умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты, рисунки, пластилин, дощечки, салфетки.
Ход, содержание: Воспитатель показывает детям кусочек ваты, рассказывает историю: « На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Рита оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Дашину варежку. Даша подула на неё (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела».
А вы хотите подуть на снежинку? Воспитатель даёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Вот какой выпал снежок! А мы из него сегодня слепим комочки.
Показывает, как из пластилина круговыми движениями слепить комочки и соединить их. Дети лепят, складывают снеговичков перед фоном рисунков о зиме, склеенных в виде ширмы.
Затем играют в игру «Берегись, заморожу!». Воспитатель говорит: «Убегайте, берегись! Догоню и заморожу!» Дети бегут, воспитатель догоняет.
Приложение 10
Рассказ «Снег идет»
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубе: «Я иду-у-у... Я бреду-у-у!..» Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная − и дорога, и избы, и город. Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
− Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
− Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила латок и выбежала на крыльцо:
− Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Таня подставила ладонь − они и на ладонь упали. Когда снежинки летят, они как пух, а когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они разные. У одной лучики зубчатые, у другой − острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось − снежинки растаяли на тёплой ладони.
После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая − и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый... А потом выглянуло солнышко, и снег заблестел. И Тане стало так весело, будто праздник наступил.
Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
− Алёнка, выходи скорее − к нам зима пришла!
Л. Воронкова
Приложение 11
***
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И. Суриков
Стихотворение «Звездочка – малютка»
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
З. Рождественская
***
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи друзьям дорогу.
Л. Петрусева
***
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
Приложение 12
Новогодний утренник «Дед Мороз в гостях у ребят»
Снегурочка заводит детей в зал под музыкальное сопровождение к нарядной Ёлочке.
Снегурочка: Посмотрите, какая нарядная ёлочка у нас стоит в красивом зале. Пойдемте, познакомимся с нашей красавицей. (Подходят к ёлочке). Ёлочка пушистая, стройная, какие у неё иголочки мягкие, зелёные! (Трогают иголочки, рассматривают Ёлочку, разглядывают новогодние игрушки).
Ребята, а давайте с вами, все вместе, споём нашу любимую хороводную песенку про нашу Ёлочку.
Дети исполняют новогодний хоровод и поют песню «Маленькая Ёлочка».
Снегурочка: Какие вы молодцы! Старались! Ёлочке нашей понравилась новогодняя песенка. А теперь ребята, давайте станцуем наш весёлый танец около красивой, нарядной ёлочки, покажем, как у нас умеют танцевать наши детки.
Дети исполняют танец «Где же наши ручки».
Снегурочка: Какие вы умнички!
Дети проходят на свои места.
Ребята, а какой у нас сегодня праздник?
Снегурочка и ребята: Новый год!
Снегурочка: А кто нам дарит подарки на Новый год?
Снегурочка и ребята: Дед Мороз!
Снегурочка: А давайте все вместе дружно позовём нашего Деда Мороза.
Все дружно зовут: Дед Мороз! Дед Мороз! Дед Мороз!
Под весёлое музыкальное сопровождение в зал заходит Дед Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте дети! Какие вы сегодня нарядные, красивые! Ребята я пришел вас поздравить с праздником! С Новым годом! Но сначала я хочу с вами поиграть. (Обращается к детям). Поиграете со мной ребята?
Дети: Да!
Игра с Дедушкой Морозом «Заморожу».
Дед Мороз: Ух, какие вы молодцы ребята! Мне с вами было очень интересно играть!
Дети садятся на свои места.
Снегурочка: Дедушка Мороз, а наши ребята не только умеют внимательно слушать музыку, но и умеют играть на наших музыкальных колокольчиках, мы тебе сейчас исполним, а ты послушаешь.
Дед Мороз: Хорошо. Я буду внимательно слушать.
Снегурочка раздаёт ребятам колокольчики. Дети, сидя на стульчиках, играют под музыкальное сопровождение.
Дед Мороз: Какие молодцы наши дети!
Снегурочка: Дедушка, наши ребята желают исполнить тебе новогодний танец! Ты согласен посмотреть?
Дед Мороз: Да я согласен.
Исполняется танец «У тебя Дед Мороз».
Дед Мороз: Ой, да ребята! Ой, да молодцы! Я за это вам всем подарю подарки. (Оглядывается, ищет мешок, хватаясь за голову). А где же мой мешок? Не видели ребята? Я, скорее всего, потерял по дороге в ваш детский новогодний зал, давайте вместе его поищем!
Дети и Дед Мороз под музыкальное сопровождение ищут мешок с подарками. Находят. Дед Мороз раздаёт подарки в группе, фотографируется, провожает детей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала у детей первой младшей группы"
Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала у детей первой младшей группы"...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы. Тема: «В гостях у природы»
Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми собствен...
Информационно-творческий проект для детей первой младшей группы "Мамин день"
Зачем человеку нужна мама? Дети не достаточно знают о своих мамах и бабушках....

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы «Золотая осень»
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы "Золотая осень"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...