Основные понятия по проблеме формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия по проблеме
формирования математических представлений
у детей дошкольного возраста
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предъявляет ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, А. М. Леушина, З. А. Михайловой, Е. И. Щербакова и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, Т. И. Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В. Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр-развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
В психолого-педагогической литературе термин «формирование» весьма тесно связан исключительно с личностью человека. При этом под формированием понимается не только некая заключительная, последняя фаза придания окончательной формы, а длительный во времени процесс. Например, под формированием понимается процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью развития у него определенных качеств личности – знаний, навыков, мировоззрения и т.д.
Формирование – придание определённой формы, законченности чему-либо; сложение, образование, развитие.
Таким образом, формирование углубляет феномен развития, подразумевая множество внешних влияний. Формировать – это значит влиять на личность, обучать, воспитывать так, чтобы развилось какое-то конкретное качество.
Процесс формирования знаний и навыков состоит из нескольких этапов:
1 этап: восприятие нового знания, формирование первичных представлений.
2 этап: осмысление нового материала, углубление и закрепление представлений.
3. этап: глубокое и прочное овладение знаниями, применение их в практической деятельности.
В. П. Беспалько выделяет следующие этапы формирования новых понятий и представлений:
1 этап – восприятие и понимание новой информации;
2 этап – узнавание, когда обучающийся выполняет действие, опираясь на подсказку;
3 этап – воспроизведение, когда обучающийся самостоятельно воспроизводит информацию в типовых ситуациях;
4 этап - использование знаний обучающимися в нетиповых ситуациях;
5 этап – творческий этап, когда обучающийся создает новую информацию на основе сформированных им знаний и представлений.
В «Большом психологическом словаре» под представлением понимается – наглядный, воспроизведенный образ предмета или явления, который возникает на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении.
ФОП ДО требует, чтобы процесс освоения элементарных математических представлений был привлекательным, ненавязчивым, радующим. Формирование элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи, усвоения и овладения знаниями, приемами и способами интеллектуальной деятельности, которые предусмотрены программным требованием. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математики в школе, но также всестороннее развитие детей.
Рассмотрим сущность понятия «представление». Большая психологическая энциклопедия дает следующее определение:
Представление – это наглядный образ предметов, сцен и событий, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения, может носить обобщённый характер. Представления относятся к прошлому и возможному будущему.
Представления непосредственно предшествуют процессу мышления и возникают на основе восприятия и ощущения. Главную, особую роль представлениям в процессе обучения отводил И. Гербарт. Он считал, что вся психическая жизнь создается на основе представлений. Эффективность обучения полностью зависит от содержания, которым должны овладеть учащиеся, от тех представлений, которые должны у них сформироваться.
В практике представления являются основой для формирования понятия. Термин «представления» имеет неполное значение, обозначающий неполное знание.
Таким образом, представления – это некие образы, воссозданные при помощи памяти или воображения без непосредственного воздействия на органы чувств, которые определяют успешность процесса мышления и формирования понятий. Следовательно, на основе представлений, в том числе и математических, формируются и математические понятия.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, к четырем годам ребенок должен проявлять элементарные представления о величине форме и количестве предметов; уметь их сравнивать по этим характеристикам. К пяти годам – владеть порядковым и количественным счетом, использовать математические представления для познания окружающего мира. К шести годам ребенок использует математические представления, как способ и средство познания мира, владеет счетом, способен к произвольным умственным действиям и логическим операциям анализа.
Математические представления, которые формируются при помощи эмпирического способа познания, на основе чувств называют элементарными математическими представлениями: число, величина, счет, множество, геометрическая фигура, простейшие вычисления.
Содержание математических представлений – это объем и характер представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.
Содержание математического развития ребенка отражено в программах дошкольного образования, и условно его можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.
Следовательно, формирование математических представлений – это процесс, имеющий своей целью передачу знаний и приемов мыслительной детальности, которые подготовят дошкольника к успешному изучению математики в школе, а также и всестороннее развитие ребенка.
ФОП ДО определят целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и одной из целей является владение элементарными представлениями в области математики: формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»
Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Фольклор как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Фольклор как средство формирования математических представлений...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Проблемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
статья о временных представлениях у детей дошкольного возраста...