Краткосрочный познавательный проект о зиме во второй младшей группе на тему: "Снег - снежок".
проект (младшая группа)

Болдырева Светлана Андреевна

Цель проекта: создание условий для развития представлений у детей о снеге и его свойствах, развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности.

Снег-доступный для ребёнка материал в наших климатических условиях. Со снегом можно экспериментировать длительный период времени, опыты можно проводить как на прогулке,так и в помещении. Снег для детей-это необыкновенное счастье, восторг и удовольствие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_opyty_so_snegom.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный познавательный проект о зиме во второй младшей группе на тему: "Снег - снежок".

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.

Вид проекта: групповой.

Дата проведения: 03.02.2025-07.02.2025

Воспитатель: Болдырева С.А.

Объект исследования: снег.

Предмет исследования: физические свойства снега.

Цель проекта: создание условий для развития представлений у детей о снеге и его свойствах, развитие познавательного опыта в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать наблюдательность, мышление, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом;

- формировать у детей эмоциональную заинтересованность.

Воспитательные:

- воспитывать сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;

- воспитывать умение работать сообща.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления. В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.

Каждый год мы с нетерпением ждём прихода зимы. Радуемся первым снежинкам, первому снегу. Снег привычен для нас, но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег? Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения, путём опытов и экспериментов детям представится возможность самим ответить на вопросы «как?» и «почему?».

Этапы проекта:

I этап. Аналитико-прогностический (организационный)

Цели:

  • Беседа с детьми для выявления знаний детей о зимних явлениях природы.
  • Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Подборка литературы, игр, опытов, иллюстраций.

Итоги этапа: Была выявлена направленность интереса детей, и, как следствие, план дальнейших действий.

II этап. Содержательный.

1 день.

Беседа «Что такое снег».

Цель: Сформировать понятие о снеге, откуда он берется.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: Продолжать формировать знания о временах года, их последовательности и изменениях в природе.

Д/и «Собери снеговика».

Цель: Развитие пространственного воображения детей через рисование предмета, состоящего из нескольких частей.

2 день

Опыт №1 «Снег и его свойства»

Цель: Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить. Показать детям, что снег можно раскрашивать.

Красим снег
Наберите в стакан немного снега. Возьмите краску и капните. Теперь понаблюдайте, как быстро краска растечётся по снегу.  Такой эксперимент можно провести и на улице, а затем сравнить, одинаково ли снег окрашивается в тепле и холоде. Затем можно взять несколько цветов и понаблюдать, смешаются ли они, пока снег тает.
❄3 день 

Чтение художественной литературы «Снегурочка»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

Опыт №2 «Куда спрятался снег».

Цель: Показать детям, что снег в тепле тает и превращается в воду.

Куда пропал снег
Наберите немного снега, занесите его в тёплое помещение и положите в глубокую тарелку. Оставьте на некоторое время, пока он не растает. Обратите внимание ребёнка на то, как много снега было изначально и насколько мало воды осталось после. Куда же пропал снег? Дети предполагают, что он испаряется. Но дело не в этом. Молекул воды остаётся столько же. Изменяется только агрегатное состояние. Снег на 95% состоит из воздуха.

4 день

Опыт №3 Какой снег растает быстрее: плотный или рыхлый        

Для этого опыта понадобятся два одинаковых по объёму кусочка снега. Один оставьте рыхлым, а второй сожмите в комок. Положите в две разные тарелки. Какой кусочек быстрее растает?
Если ребёнок внимательно понаблюдает за процессом, то увидит, что рыхлый снег превращается в воду быстрее. С чем это связано? Всё дело опять же в расстоянии между снежинками. Там, где снег рыхлый, промежутков больше, а значит, тёплый воздух проникает и внутрь. Второй, плотный кусочек согревается только снаружи, поэтому тает медленней.

Опыт№4 Воздействие соли на снег
Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская. Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента.

5 день

III этап. Итогово-аналитический (обобщающий)

Итогом мероприятия стала коллективная работа «Город в снегу»(аппликация).

Итог этапа:

У детей сформировались элементарные навыки исследовательской деятельности, знаний о свойствах снега.

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и опытов.

Используемая литература:

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2007.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  3. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир. Экология» -М.; АСТ 2007г.
  4. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.
  5. Русская народная сказка «Снегурочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Зимушка - зима!" во второй младшей группе.

Цель проекта направлена на то, чтобы расширить представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Чтобы дети могли видеть и называть предметы и действия в жизни, на картине, находит...

Краткосрочный познавательный проект о зиме для второй группы раннего возраста. Тема: «Снег-снежок»

Данный проект будет интересен для воспитателей и педагогов детских садов, привлечение родителей, их участие в изготовление поделок совместно с детьми....

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Зимушка -зима» во второй младшей группе

Проект направлен на бережное и заботливое отношение к  природе, умение замечать красоту зимнего периода....

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе на тему: «Снег, пушистый снежок»

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе на тему: «Снег, пушистый снежок» Цель:Формирование у детей представлений об природных явлениях.Развитие творческих способно...

Проект познавательно-исследовательский «Зимушка-зима» во второй младшей группе

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность  работать над о...